ВОСПОМИНАНИЯ МОРКОВИНА ВИКТОРА ПЕТРОВИЧА,
подполковник запаса
В июле 1959 года в полк на аэродром п. Шонгуй (18 км от г. Мурманска) с ТОФа прибыли 4 лётных экипажа: ст. л-т Федоровский Б.Ф. – командир звена, ст. л-т Черкасов С.С., ст. л-т Поздеев В .Е., ст. л-т Цыбасов; штурмана: ст. л-т Земляков А., ст. л-т Чолак В., ст. л-т Дворянинов С., ст. л-т Гаврищук В. От авиации Северного Флота были назначены 4 командира экипажа: ст. л-т Морковин В.П., ст. л-т Зубков Б.И., ст. л-т Яковенко А.К., ст. л-т Дринясов В.
Лётчики с ТОФа оканчивали Пугачёвское вертолётное училище, а лётчики с СФ – Ейское военно-морское истребительное училище. Техник звена Попинов Ю.К. – с ТОФа. С июля месяца началась интенсивная подготовка лётных экипажей к посадке на корабль. 3 августа 1959 года на специально оборудованных вертолётах Ка-15 экипажи перелетели на корабли, прибывшие из Ленинграда и стоящие на рейде г. Североморска: на ЭОС «Сибирь» - Федоровский Б.Ф., Яковенко А.К., Земляков А., Попинов Ю.К.; на ЭОС «Сучан» («Спасск») – Морковин В.П., Черкасов С.С., Дворянинов С.; на ЭОС «Сахалин» - Зубков Б.И., Поздеев В.Е., Гаврищук В.; на ЭОС «Чукотка» - Дринясов В., Цыбасов, Чолак В.
4 августа 1959 года четыре корабля с двумя ледоколами впереди снялись с рейда и пошли Северным морским путём с заходом в бухты Диксон и Провидения. В районе бухты острова Диксон были организованы первые полёты на ледовую разведку. Участок Северного морского пути от острова Диксон до выхода в море Лаптевых, протяженностью около 500 миль, считается одним из труднейших по ледовым и навигационным условиям. Пролив между полуостровом Таймыр и Северной Землёй, соединяющий Карское море с морем Лаптевых, называется Вилькицким. Прохождение этого пролива затруднено постоянно дрейфующими льдами, сильными течениями, неравномерными глубинами и неблагоприятными условиями видимости. Но благодаря опытным лоцманам двум ледоколам, мы благополучно миновали пролив Вилькицкого. 31 августа эскадра кораблей подошла к Петропавловску-Камчатскому. На причале бухты Крашенинникова личный состав кораблей приветствовал Главком ВМФ, Адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков [В.П. ошибается - встречал командующий ТОФ Фокин]. До прихода в Петропавловск полёты не производили по причине некачественного бензина. Только в Петропавловске, заменив на кораблях весь запас бензина, полёты возобновили. Но, чтобы застраховаться от возможных неприятностей, решили бензин фильтровать, и при заливе бензина в бак вертолёта для фильтрации применяли замшу. Я прослужил на ЭОС «Сучан» 4 года, принял участие в 7 походах (сроком 1 месяц – 3 месяца).
Первый поход совершили в декабре 1959 г. На 1 месяц.
После первого похода (1960 г.) на вертолётах установили телеметрическую аппаратуру СК весом около 100 кг. Телеметрическая аппаратура - это два контейнера, которые крепились по бортам вертолёта, впереди - принимающая антенна, в хвосте – передающая антенна и блок управления - в кабине у штурмана. При высокой температуре и влажности воздуха, в связи с малой грузоподъемностью из-за слабости двигателя, с такой аппаратурой вертолёты взлетали с палубы корабля на пределе возможного. В районе экватора ожидалась ответственная работа. Контр-адмирал Юрий Иванович Максюта, командир 4-й Тихоокеанской океанографической экспедиции, собрав лётчиков в своей каюте, сказал нам, что если мы не уверены в исходе взлёта, то есть возможность отказаться от выполнения задания. Но каждый из нас понимал важность этих полётов и точность выполнения заданий. Лётчики предложили: для того, чтобы облегчить вертолёт, мы согласны лететь без парашютов, только в шортах и спасательных жилетах. Так как вес парашюта был более 30 кг (сам парашют, лодка МЛАС-1, НАЗ – неприкосновенный авиационный запас). Юрий Иванович поддержал нашу инициативу. Работали в сложных условиях. Взлетали с палубы ночью с большой просадкой вертолёта до воды 2-3 метра. Проявляя творческие способности, настойчивость, смелость, все летные экипажи отработали, как было сказано командованием, на «отлично». За выполнение этого правительственного задания лётчики, штурманы, участвовавшие в полетах, были награждены орденами «Красная Звезда» (секретный указ, подписанный секретарём Президиума Верховного Совета СССР М.П. Георгадзе, 09.12.60 г.)[это было, кажется, первое награждение вертолётчиков СССР]
За время службы на ТОГЭ-4 были, конечно же, внештатные ситуации, аварийные случаи. Экипаж Федоровского Б.Ф. (штурман Земляков А.) по причине слабости двигателя после взлёта приводнил вертолёт в районе ЭОС «Сибирь». Через 40 минут их спасли, вертолёт утонул. Федоровский всплыл на поверхность с глубины 10 метров и прихватил с собой парашют. При посадке на территорию «10 поле» (наземный центр управления космическими ракетами) вертолет Дринасова В. задел лопастями за крышу здания и приземлился в снег. Привезли новые лопасти, произвели замену, и вертолёт снова в строю. Я его со своим штурманом переправил на корабль. Следующий случай. В районе экватора я перевозил старшего научного сотрудника с ЭОС «Сибирь» на ЭОС «Сучан». Уже над палубой «Сучана» на высоте 3-5 м в винты с палубы корабля втянуло два брезентовых полотнища. Схлёст винтов, вывод из строя редуктора. По прибытию в Петропавловск-Камчатский вертолёт заменили на новый. Виновники – работники камбуза и руководитель полётов: работники камбуза забыли о брезентовых полотнищах, оставленных для сушки на солнце, а руководитель полётов не проконтролировал.
Надо отметить высокий энтузиазм, отличную выучку лётных экипажей, взаимопонимание личного состава, патриотизм, смелость и гордость за нашу совместную работу с корабельными специалистами (офицерами, мичманами, матросами). Это я отмечаю первый набор лётных экипажей.
В последующем я был верен фирме Николая Ильича Камова. После Камчатки на Балтийском Флоте освоил вертолёт Ми-4, через 2 года переучился на Ка-25. С 1968 по 1972 годы выполнял походы на боевую службу на ПКР «Москва», «Ленинград», кораблях типа БПК в Чёрном и Средиземном морях. Три раз приглашался на макетную комиссию в фирму «Камов» по приёму нового вертолёта Ка-27. Не раз в кабинете Н.И. Камова вели беседы по улучшению боевых качеств вертолёта и условий работы в кабине. Он внимательно прислушивался к нам и принимал предложения. 1972 г. (июль) эскадрилья вертолетов Ка-25 в количестве 20 совершила перелет на аэродром Астафьево (Подмосковье). Приняли участие в празднике Дня ВМФ на Химкинском водохранилище г.Москва. Перелет Донузлав (Евпотория) – Астафьево. В мае – июне 1982 года руководил группой экипажей вертолётов ЧФ, ТОФ в Индийском океане с палубы корабля «Чумикан» по обнаружению и подъёму на борт корабля аналога «Бурана». При подходе к району работы пересекли экватор. Был организован праздник «Нептуна». Участие принял весь личный состав корабля, кроме вахты. Это незабываемое зрелище.
В 1984 – 1985 гг. руководил группой лётно-технического состава по обучению болгарских специалистов на вертолётах Ка-25ц и продаже одного вертолёта.
Затем демобилизация, развал СССР, переезд из Севастополя в г. Новокуйбышевск Самарской области. Работа с горвоенкомате 6 лет. Сейчас 10 лет работаю в фирме помощником генерального директора по общим вопросам.
Где, кто сейчас.
Федоровский Б.Ф. – г. Николаев, умер
Зубков Б. – г. Курск
Яковенко А.К. – г. Киев
Поздеев В.Е. – г. Севастополь (Кача)
Черкасов С.С. – г. Кемерово
Попинов Ю.К. – г. Миасс
Гаврищук В. – г. Севастополь (Кача)
Земляков А. – г. Николаев
Чолак В. – г. Луцк
Офицеры и сверхсрочнослужащие, проходившие службу на ТОГЭ – 4,
ЭОС «Сучан» в 1959 – 1963 гг.
1. Кап. 1 ранга Васильков П.Е. – командир корабля – Севастополь, умер
2. Кап. 3 ранга Матвеев А.И. – ст. помощник командира – г. Санкт-Петербург, умер
3. Кап. 3 ранга Сахно С.С. – замполит корабля – г. Москва
4. Кап. 1 ранга Кефала Валерий – зам. по измерениям
5. Кап. 2 ранга Поздняков В. – командир БЧ-5 – г. Владивосток
6. К-н л-т Рыжаков А.Ф. – командир эл-мех.группы - г. Санкт-Петербург
7. К-н л-т Воронов В. – командир маш.-кот. Группы - г. Санкт-Петербург
8. Ст. л-т Новиков Юрий – командир трюмной группы - г. Санкт-Петербург
9. Ст. л-т Гавриленко Юрий – командир эл.-мех. группы - г. Санкт-Петербург
10. Кап. 3 ранга Гаранин В.К. – командир БЧ-1 - г. Санкт-Петербург
11. К-н л-т Калёнов Игорь Георгиевич – штурман корабля
12. К-н л-т Ершов Игорь – штурман корабля - г. Санкт-Петербург, умер
13. Кап. 3 рага Крейдун Сергей Евгеньевич – командир БЧ-4
14. М-р Алпатов Василий – интендант корабля – г. Владивосток
15. М-р Козыркин Владимир - корабельный врач (хирург) – г. Ростов-на-Дону
16. М-р Костенко Владимир – стоматолог – г. Москва
17. К-н л-т Гайдук Виктор – начальник РЛ-службы
18. М-р Пагнаев Виктор – нач.службы фотометрии
19. К-н Метелёв Гурий – нач.группы фотометрии – г. Севастополь
20. К-н л-т Егоров Валерий – нач. телеметрической службы
21. К-н Сигал Анатолий – командир телеметрической группы, Московская обл., умер
22. М-р Чередниченко Леонид – нач.гидрометиослужбы
23. К-н л-т Бушманов А.Ф.- гидрометеоролог – г. Ломоносов
24. К-н л-т Федотов Б. – гидрометеоролог – г. Санкт-Петербург, умер
25. Ст. л-т Морковин В.П. – командир вертолёта – г. Новокуйбышевск
26. Ст.л-т Черкасов С.С. – командир вертолёта – г. Кемерово
27. Ст.л-т Крантов Л. – командир вертолёта – г. Калининград, умер
28. Ст л-т Дворянинов С. – штурман вертолёта
29. Кап. 2 ранга Чернов Гелий – ст.помощник командира
30. Ст.л-т Овчинников – секретарь комсомольской организации корабля – г. Санкт-Петербург
31. Мичман Никандров – гл.боцман
32. Мичман Дебелый Анатолий – финансист
33. Мичман - кок-инструктор
34. Ст.сержант Кудряшов В. – механик авиационный – г. Петропавловск-Камчатский
35. – гидроакустическая группа
36. К-н Никитин Борис – нач. РТС – г. Москва
37. К-н Соколов Игорь – инж. РТО
38. Ст.л-т Городилов Виктор – нач. группы точного времени
39. Ст.л-т Рязин Эдуард – инж. РТС
Прошло более 50 лет, но служба на ТОГэ-4 до сих пор незабываема. Мы были молоды, энергичны, рискованные, верно дружили и дружим до сих пор. Мы были максималисты, а молодым это простительно. Все, что написал – все по памяти. Жаль не делал записей. Наверное, кое-что и упустил. Другие добавят.