Автор Тема: Загадка для штурманов  (Прочитано 5104 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Галимарзанов Фанис Магафурович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 297
.. Загадка для штурманов
« Ответ #7 : 13 января 2012, 16:34:13 »
На других КИКах стояли гирокомпасы типа КУРС-5.

В 75-79 на тазах стояли Курс-3М. Елки зеленые - до сих пор картинка гиропоста в памяти - да и штурманская тоже :-))). Помнится, что мне и старослужащим, закончившим мореходки, дозволялась прокладка - Пастух, правда, бурчал "заведут в дебри, салаги..."
А вечерняя "команде астрономического расчета прибыть..." во время просмотра кинофильма - это вообще песня. У меня были "острые" глаза - раньше всех находил звездочки и - Григорьев, нетерпеливо, "Ну, где она..." - брал его за руки и корректировал секстан.

Оффлайн Евгений Васильевич Злобин

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 39
  • Какой корабль и годы службы?
.. Загадка для штурманов
« Ответ #6 : 13 января 2012, 09:28:52 »
Вот что я еще нашел. Это из практической работы по теплоходу "Сормовский". Гирокомпас «Вега» – гирокомпас с жидкостным подвесом чувствительного элемента. Он рассчитан на широту j = 60°. Точность показаний зависит от условий плавания и составляет на прямом курсе ±1°. Учет скоростной погрешности производится с помощью таблиц в планшет-корректоре или с помощью специальной линейки скоростной девиации.
Гирокомпас имеет воздушное принудительное охлаждение, которое обеспечивает нормальную работу прибора при температуре наружного воздуха от –20 °С до +40 °С. Рабочая температура поддерживающей жидкости +39° – +40 °С. Критическая температура поддерживающей жидкости +58 °С. Гирокомпас приходит в меридиан через 4–6 часов. Устройства для ускоренного приведения в меридиан прибор не имеет. Питание от сети переменного тока напряжением 220 В или постоянного тока 110 или 220 В. Потребляемая мощность не более 1,5 кВт.
РЛС «Наяда» имеет следующие основные параметры.
Таблица девиации магнитного компаса УКП-М1 № 486 т/х Сормовский 43 (в грузу)
ККо   о   ККо   о
0   0,0   180   -0,8
15   +0,9   195   -0,1
30   +1,8   210   +0,8
45   +2,2   225   +1,2
60   +2,2   240   +1,4
75   +2,0   255   +1,2
90   +1,3   270   +0,7
105   +0,6   285   -0,2
120   -0,2   300   -1,6
135   -0,5   315   -1,5
150   -0,8   330   -1,5
165   -0,8   345   -1,4
180   -0,8   360   0,0

Коэфициенты: А=+0,3о В=+0,3о С=+0,4 о D=+0,35 о Е=+0,67
Гирокомпас «АМУР-2М» - двухгироскопный маятниковый гирокомпас с жидкостным подвесом чувствительного элемента. Точность показаний зависит от условий плавания и составляет на прямом курсе 1,0о . Учет скоростной погрешности производится с помощью таблиц в планшет-корректоре или с помощью специальной линейки скоростной девиации.


Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22956
  • "Неделин" 1982-92
.. Загадка для штурманов
« Ответ #5 : 12 января 2012, 18:49:19 »
Спасибо, Василий! Ценно!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Каплин Василий Юрьевич

  • "Маршал Крылов"
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 19
  • 1993 - 2001
.. Загадка для штурманов
« Ответ #4 : 12 января 2012, 18:40:12 »
Современные гирокомпасы и гирокурсоуказатели учитывают скоростную поправку (зависит от широты, скорости и курса) автоматически, получая скорость от лага (или GPS) и широту от GPS.
На "Крылове", например, ГКУ-1 (это уже не современный прибор) получает данные по скорости от лага, а по широте либо счислимую широту из навигационного комплекса, либо установкой диапазона широт вручную на пульте управления главного прибора (тут, при длительном переходе, важно не забыть переключать диапазон широт).
На других КИКах стояли гирокомпасы типа КУРС-5. Там поправка учитывалась полуавтоматически (скорость от лага, широта - ручным вводом диапазона широт).
Совсем старые гирокомпасы имели только ручную установку поправки, которую, соответственно, можно было рассчитать с помощью специальной логарифмической линейки (см. фото ниже)

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22956
  • "Неделин" 1982-92
.. Загадка для штурманов
« Ответ #3 : 12 января 2012, 14:02:58 »
Да, есть и такая версия.
Особенности использования гирокомпаса в навигации

 Принцип работы гироскопического компаса основан на свойстве свободного гироскопа удерживать направление своей оси в мировом пространстве. Однако вследствие вращения Земли направление истинного меридиана меняет свое положение в пространстве со скоростью, зависящей от положения точки на земной поверхности. Поэтому в гирокомпасе имеется специальное приспособление, которое заставляет ось гироскопа прецессировать со скоростью вращения плоскости истинного меридиана.

 На движущемся судне ось чувствительного элемента гирокомпаса стремится занять положение не в истинном меридиане, а в гироскопи-ческим под некоторым углом к истинному меридиану δV, называемым скоростной девиацией (погрешностью). В силу ряда механических и технических причин ось чувствительного элемента гирокомпаса занимает это положение не точно, а находится под некоторым углом А к гироскопическому меридиану.

 Вертикальная плоскость, проходящая через главную ось (0—180°) чувствительного элемента гирокомпаса, называется плоскостью гиро-компасного меридиана. В пересечении с плоскостью истинного горизонта эта плоскость дает гирокомпасный меридиан. Угол между плоскостью истинного меридиана и гирокомпасным меридианом называется поправкой гирокомпаса (ΔГК).

 Как видно из вышеуказанных рассуждений, поправка гирокомпаса складывается из двух величин: скоростной девиации δV и постоянной на всех курсах поправки А

 ΔГК =δV +Δ (31)

 Скоростная девиация, зависящая от истинного курса, скорости судна и широты места, определяется по выражению

 где V — скорость судна;

R — радиус земного шара;

 ω — угловая скорость вращения Земли.

 Если в (32) выразить V в узлах и подставить значение R и ω, то с учетом малости величины δV получим, что

 Во многих типах гирокомпасов скоростная девиация автоматически исключается из показаний с помощью специального устройства — корректора. В этом случае поправка гирокомпаса остается постоянной на всех курсах и равна А.

 У гирокомпасов типа «Амур», используемых на судах Минречфлота, в комплекте не предусмотрен корректор, поэтому величину δV находят с помощью специальной линейки или выбирают из таблиц по φ, ИК и V. В табл. 1 приведены величины скоростной девиации для скорости 10 узлов и диапазона широт от 30 до 70° в зависимости от гирокомпасного курса.

 Для других значений скорости судна выбранную из таблицы величину необходимо умножить на 0,1 V.

 Все направления, измеренные относительно гирокомпасного меридиана, называют гирокомпасными (гирокомпасный курс ГКК, гирокомпасный пеленг ГКП). Соотношения между истинными и гирокомпасными направлениями (рис. 22) определяются по алгебраическим формулам, аналогичным формулам (26) и (27), при использовании магнитного компаса:

 Рис. 22. Гирокомпасные направления

Поправку гирокомпаса определяют такими же способами, что и АМК (см. § 10), сравнивая истинные и гирокомпасные направления,
 Δгк=ип—гкп,   
 
 Δгк=ик—гкк.   

После определения АГК необходимо вычислить ее постоянную часть. Для этого выбирают из таблиц 6у на данный курс и вычисляют А по формуле

Δ=ΔГК—δV. (37)

В дальнейшем для других курсов АГК рассчитывают по выражению (31), предварительно определив 6у по линейке или таблице.

При маневрировании судна под воздействием ускорений гирокомпас выходит из гироскопического меридиана на некоторый угол, появляются так называемые инерционные погрешности первого и второго рода. После маневра эти погрешности постепенно уменьшаются и гирокомпас снова приходит в меридиан.

Для уменьшения влияния инерционных погрешностей на точность судовождения рекомендуется определять место с использованием гирокомпаса и поправку компаса не ранее 10—15 мин после поворота.

Гирокомпас на судах смешанного плавания является основным курсоуказателем.

  Точность его показаний несколько выше, чем у магнитного компаса, особенно на качке. Главное же преимущество гирокомпаса в том, что его поправка в процессе эксплуатации более стабильна, чем девиация магнитного компаса. Надежность работы гирокомпаса как сложного электромеханического устройства во многом зависит от уровня технического обслуживания. В процессе эксплуатации у гирокомпаса могут возникать различные неисправности, вследствие которых иногда показания его становятся ошибочными. Обнаружить подобные неисправности обычно нелегко, поэтому необходимо систематически определять АГК и производить сличение показаний гирокомпаса с магнитным компасом.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Галимарзанов Фанис Магафурович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 297
.. Загадка для штурманов
« Ответ #2 : 12 января 2012, 13:52:34 »
Не помню, чтобы в нашей штурманской...
Вот нашел на http://www.trans-service.org/ru.php?section=info&page=navi&subpage=opr_napravl_07
"У гирокомпасов типа «Амур», используемых на судах Минречфлота, в комплекте не предусмотрен корректор, поэтому величину δV находят с помощью специальной линейки или выбирают из таблиц по φ, ИК и V."

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22956
  • "Неделин" 1982-92
Загадка для штурманов
« Ответ #1 : 12 января 2012, 11:06:17 »
Прошу помочь – разместить на сайте информацию об экспонате музея ВМФ станции юных техников города Кирова. Высылаю фото линейки, безусловно это штурманский прибор. В Интернет я ничего не нашел, только вот это:

Особенности использования гирокомпаса в навигации

Может быть кто - то  из наших штурманов объяснит, что это за линейка. По  моему это специальная линейка для определения девиации гирокомпаса, только не для «АМУР», потому что поправки таблицы и линейки не совпадают. Заранее благодарен.
Никто пути пройденного у нас не отберёт