Нам с моря видно всё, ты так и знай!
Краевая газета "Утро России" 09.04.2011 г.
12 апреля человечество отметит величайшую дату - 50 лет назад Юрий Гагарин на корабле «Восток» открыл эру космических свершений. Первый космонавт говорил с орбиты на русском языке. И это был настоящий триумф отечественной науки, промышленности и беспримерного личного мужества. Полёт Юрия Алексеевича длился всего 108 минут, но радость этого события была так велика, что и спустя полвека она по-прежнему с нами.
Накануне юбилея краевой музей им. Арсеньева представил зрителям выставку детского рисунка «Покорение космоса». Открытие её приурочили ко дню рождения первого космонавта планеты 9 марта, а 27 -го, в день гибели Юрия Алексеевича в салоне «Синематека» прошли показы фильмов: «Наш Гагарин», «Страницы космических стартов», «Земному притяжению вопреки», «Национальный космодром Восточный».
А недавно в музейно-выставочном центре на Петра Великого, 6 состоялась встреча школьников с ветеранами Тихоокеанского флота, имеющими непосредственное отношение к делу освоения космоса. Константин Алексеевич Горлов – ветеран кораблей измерительного комплекса. Начинал учёбу в Хабаровском железнодорожном институте, но быстро понял, что его путь иной, окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище. Учился хорошо, входил в десятку лучших курсантов, а потому имел возможность выбрать место службы. Преподаватель Киселёв рассказал смышленому ученику про белые пароходы, про которые в те годы никто ничего не знал. Но перспектива служить на загадочном корабле с бассейном, (о чем на военных судах даже мечтать не приходилось), с интересными походами, с необычными условиями работы для молодого человека показалась заманчивой. Войсковая часть была, конечно, засекречена, но преподаватель доверительно назвал и заветные цифры плавучего измерительного комплекса министерства обороны СССР. При распределении Константин увидел те самые 60111 и сказал, что идёт туда. И нисколько впоследствии не разочаровался, хотя бывало, что за весь год ступал на сушу лишь несколько считанных дней.
- Мы занимались выполнением серьёзнейших государственных заданий. Перед каждым новым нам зачитывали постановление Совета Министров, потом – боевой приказ. И мы понимали, насколько ответственна наша работа. Если, к примеру, не попала ракета в цель, не вышла торпеда, - это можно исправить. Но если не вышел на орбиту космический корабль, космонавт не приземлился, произошёл ещё какой-то сбой, то это катастрофа государственного масштаба.
Все видят праздничную картину, когда космонавт стартует, но мало кто представляет, какой огромный труд, какие великие достижения стоят за всем этим парадом. Наша промышленность и наука развивались наряду с созданием ракетоносителей в плане того, чтобы обеспечить эти запуски. Создавалась огромная инфраструктура: предприятия и организации, космодромы. За 50 лет космос так развился, что мы все ощущаем результаты этой деятельности. Телевидение и мобильная спутниковая связь, спутниковое позиционирование навигационных приемников ГЛОНАСС/GPS, и многое другое.
Всей этой огромной структурой нужно управлять. За любым космическим аппаратом осуществляется постоянное слежение, нужно знать состояние работы бортовых систем, положение корабля в пространстве, относительно Земли. Наряду с созданием космодрома, ракетоносителей, подготовкой космонавтов, создавался такой огромный раздел нашей космонавтики, как командно-измерительные комплексы. В Приморье, неподалёку от города Уссурийска в Галёнках установлены огромные антенны. Это одна из структур командно-измерительного комплекса. Такие точки управления были рассредоточены по всей нашей огромной стране. Когда отработавший своё орбитальный комплекс «Мир» сводили с орбиты, последняя команда была ему дана именно из Галёнок.
Для того чтобы космические корабли и космонавты оставались под бдительным оком управления с земли, существуют ещё и плавучие комплексы. Прежде их было два. Один базировался на западе, в Одессе, Калининграде и Ленинграде, другой – на Камчатке в составе Тихоокеанского флота. Лишь Тихоокеанская экспедиция являлась совершенно секретным подразделением.
Легендарная Тихоокеанская океанографическая экспедиция создана в 1959 году. Уже была испытана первая баллистическая ракета и принято решение запустить первого человека в космос. Для обеспечения безопасности его полёта создали плавучий измерительный комплекс, в составе трёх кораблей, спешно закупленных в Польше. За три месяца рудовозы (а закупили именно их) на Балтийском заводе переоборудовали в совершенно особенные корабли. Севморпутём за одну навигацию они тайно переправились на Камчатку. Провели испытание при запуске баллистических ракет, а когда возвращались на базу, получили новую команду. Обычно корабли, отслеживая место падения баллистической ракеты, выстраиваются треугольником, а здесь им приказали выстроиться в линию. И никто не понял зачем. Представьте северную часть Тихого океана, три корабля на расстоянии до тысячи миль друг от друга. Это была спроецированная на землю траектория полёта первого пилотируемого космического спутника.
- Как известно, 12 апреля Гагарин сказал «Поехали!» и взлетел, - рассказывает Константин Алексеевич. - Наши корабли поймали сигнал на 25-й минуте после старта. К слову, на орбите космонавты оказываются через 9 минут после запуска. Скорость международной космической станции достигает 25-27 тысяч км в час. Наш край корабль пролетает всего за 3 минуты.
Специалисты на кораблях расшифровали телеметрию: оказалось, что это параметры дыхания и пульса космонавта. Когда Гагарин садился в Саратовской области, в Москве уже знали, что он живой. Вот так состоялось крещение наших кораблей в космической одиссее. В настоящее время у нас остался один корабль - «Маршал Крылов». Он 1990 года. Огромный белый пароход с большим шаром жители Владивостока и гости города иногда видят у причала или на рейде.
СПРАВКА
Корабль измерительного комплекса (КИК) — серия специальных кораблей советского Военно-морского флота, предназначенных для контроля параметров полёта ракет на различных отрезках траектории, как продолжение наземных измерительных пунктов (НИП) и обеспечения испытаний МБР на предельной дальности. По классификации NATO — Missile range instrumentation ship. Плавучий измерительный комплекс Министерства обороны СССР создавался в 1959 году. Первые КИК были переоборудованы из польских рудовозов серии В-31 и носили следующие названия:
«Сибирь», «Сахалин», «Сучан» (в 1972 году переименован в «Спасск»). Эти три корабля образовали 1-й Плавучий измерительный комплекс МО СССР. Условно их называли «Бригада С». Затем к ним прибавилось экспедиционно- океанографическое судно «Чукотка». В 1963 году добавились корабли «Чумикан» и «Чажма» и, таким образом, был создан 2-й Плавучий измерительный комплекс МО СССР — «Бригада Ч». В 1984 году в строй вступил первый специально спроектированный Центральным конструкторским бюро «Балтсудопроект» корабль «Маршал Неделин». В 1990 году ВМФ принял новый корабль «Маршал Крылов» этого же проекта.
Соединение подчинялось Министерству обороны и базировалось на Камчатке (ныне в городе Вилючинске) под легендой прикрытия, с первоначальным названием ТОГЭ-4 (Тихоокеанская гидрографическая экспедиция), в 1963 году к ней прибавилась ТОГЭ-5, а с 1974 они объединились в ОГЭ-5. С 1984 года — 35-я бригада кораблей измерительного комплекса ТОФ.
Существовала ещё одна группировка судов, которая замыкалась на Службу космических исследований отдела морских экспедиционных работ академии наук СССР, базировалась в Одессе и Санкт-Петербурге. Начало работы этих судов — 1960 год. Они образовали так называемый Морской космический флот.
По состоянию на 2011 год, осталось два корабля, способных работать с космическими объектами:
• «Маршал Крылов» (Вилючинск, Камчатка),
• «Космонавт Виктор Пацаев» (Калининград).
За 50 лет работы соединения корабли выполнили огромное число задач. «Чажма», к примеру, прошла такое количество морских миль, что можно 40 раз достать от Земли до Луны. Ни одна работа не была выполнена ниже оценки «хорошо». Огромная ответственность, выучка, стремление подготовить технику, обучить личный состав – всё было направлено на главное.
На кораблях частенько присутствовали специалисты из центра, вплоть до генеральных конструкторов. Видные, умнейшие люди работали с офицерами-тихоокеанцами в едином коллективе. Отношения, по воспоминаниям Константина Алексеевича, были демократичные, без дедовщины и солдафонства. Просто каждый выполнял свою работу и старался сделать её на «отлично». Вопросы технического, рабочего характера решались вместе.
- Я спокойно сидел в одной каюте с генерал-полковником Поповичем Павлом Романовичем, - вспоминает Горлов, - и он мне, старшему лейтенанту, рассказывал про первый отряд космонавтов, про первый полёт, про то, как Гагарин в академии диплом защищал. Сегодня такой демократизм трудно даже вообразить. Был уникальный случай. Мы работали под покровом секретности. Обеспечивали сеансы связи с управлением полётов во время выхода космонавтов в открытый космос. Над территорией страны космический корабль пролетает достаточно быстро, а мы увеличивали сеанс связи до 45 минут. Принимаем сигнал с борта космического корабля и передаем по своим каналам на Москву. Обычно на корабле включена громкая связь, и все слышат, что говорят космонавты. Но нам вмешиваться в разговоры нельзя. Это категорическое требование выполняется неукоснительно. И вот однажды командир «Союза-29» Владимир Васильевич Ковалёнок, зная, что канал связи идёт через океан, шутя, стал спрашивать: «Ну, как, моряки, рыбка ловится?». Молчать в такой ситуации вроде бы и неприлично, а говорить строжайше запрещено. Что делать? И нам дали из Москвы разрешение ответить.
Многие считают, что у России есть лишь один космодром, и тот при распаде СССР остался в Казахстане. Но Байконур был вторым по счету. Первый - Капустин Яр создан ещё в 1947 году. Расположен он в Астраханской области, в низовье Волги в районе одноименного села. История третьего космодрома «Плесецк» начинается с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 января 1957 года, когда было принято решение о создании военного объекта с условным наименованием “Ангара” - первого соединения межконтинентальных баллистических ракет. В декабре 1959 года завершилось строительство первой пусковой установки.
Сейчас на Дальнем Востоке строится новый космодром. С 2018 года все пилотируемые запуски будут осуществляться именно с него. Создаётся огромный комплекс. Для его обслуживания понадобится немало специалистов. Так что новому поколению молодых есть куда приложить силы и знания, есть над чем подумать. Прежде всего, нужно стремиться к интересной, достойной работе.
Космические технологии влекут за собой все остальные. В технике, науке, промышленности нельзя стоять на месте. Сейчас космос осваивают не только Россия и Америка, появилось Европейское космическое агентство, на международной станции установлен японский модуль, все государства стремятся иметь собственные космические аппараты. В космосе уже тесно. Так же как на земле не хватает частот для мобильной связи, в космосе не хватает места для спутников. Эти места распределяет международное космическое агентство. Государству, чтобы «повесить» свой спутник телевидения, радио, телекоммуникаций и т.д. нужно заплатить огромные деньги и отстоять в очереди.
Но выгоды от таких спутников очевидны. К примеру, наш земляк Федор Конюхов путешествует в одиночных кругосветных плаваниях. У него есть мобильная спутниковая связь, позволяющая ему не теряться.
Немало интересного поведал Константин Алексеевич ребятам. Оказывается, прежде чем человек полетел в космос, там побывало 48 собак, 34 из них погибли. Благодарное человечество помнит только успешных Белку и Стрелку, благополучно вернувшихся на Землю. За 50 лет космонавтами стали более 500 землян.
- Есть хорошая традиция – присваивать имена космонавтов школам, - сказал в конце встречи Константин Алексеевич. - Хотелось бы и приморцам подхватить её у москвичей. Дальневосточное отделение Союза ветеранов кораблей измерительного комплекса с удовольствием бы это поддержало. Своё сотрудничество гарантирую. Думаю, что может получиться интересная работа и для ребят, и для учителей, и для родителей.
Лариса ТИМОХИНА.
Фото автора