Автор Тема: Горечь неудач в космосе  (Прочитано 3231 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22949
  • "Неделин" 1982-92
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4045
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Горечь неудач в космосе
« Ответ #5 : 23 августа 2012, 12:28:23 »
Не возможно читать без содрогания. Не хочу "накаркать", но сбои в технике всё ближе подводят к трагедиям с людьми. Особенно насторожил случай с испытанием на стенде в Сергиевом Посаде ракетного двигателя для  РН "Союз"... До коле?
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1872
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Горечь неудач в космосе
« Ответ #4 : 23 августа 2012, 12:16:20 »
"Челленджер" и "Колумбия" - их катастрофы, конечно, цифрами не измерить - люди погибли.

Слава Богу, (тьфу-тфу, стучу и проч.), у нас без жертв пока обходится. Однако, учитывая "прогресс" отечественной космической отрасли, стоит задуматься... Королёвские аппараты пока летают. И космонавты наши пока с ними справляются. А что дальше? Читаем:

Из АиФ:

На фоне седьмого неудачного запуска отечественного спутника хочется себя успокоить: зато у нас есть МКС, наши космонавты - лучшие. Хоть мы и принимаем на борт иностранцев, командир экипажа транспортного корабля - всегда россиянин.

Однако из Центра подготовки космонавтов (ЦПК) приходят тревожные сигналы. С криком души в «АиФ» обратился Ростислав Богдашевский, 20 лет руководивший отделом медико-биологической и психологической подготовки космонавтов и медицинского обеспечения космических полётов. Его общий стаж работы в ЦПК в этом году приблизился к 50 годам. Богдашевский готовил ко второму полёту Юрия Гагарина.



- Космонавтами становятся не сами по себе, - рассказывает Р. Богдашевский. - Целый штат людей, своего рода тренерская команда, участвует в подготовке «штучного товара» - космонавта. Сейчас это происходит с нарушениями - как закона, так и морально-этических норм. Например, группе сотрудников ЦПК в прошлом году не заплатили компенсационные деньги за работу, связанную с повышенным риском для здоровья (полёты в невесомости, прыжки по специальной парашютной подготовке космонавтов, работа под водой). Не лучше ситуация с преподавателями, которые учат будущих космонавтов пилотированию корабля. Многим из педагогов под 70, а смены им нет - молодёжь не идёт, потому что зарплата мизерная, а работа непростая. А ведь никакие университеты и институты не готовят кадры для ЦПК.

Сейчас из центра могут уйти несколько десятков специалистов. Дело в том, что раньше он находился в структуре Мин­обороны, почти все сотрудники были военнослужащими. А недавно нас перевели на «гражданку». Со всех сняли погоны. После демобилизации у людей не осталось ни квартир, ни пенсий, зарплата уменьшилась. И ценные специалисты уходят.

Квартиры не дали даже космонавтам. У них есть только служебные - в Звёздном городке. Космонавт Сураев, недавно побывавший в космосе, признался, что ему в свою квартиру стыдно пригласить коллегу-астронавта из Америки.

А что такое стать космонавтом? Многие ждут своего полёта больше 10 лет - всё это время идут постоянные тренировки, обследования. Например, Сергей Ревин, который в настоящий момент впервые находится на орбите, отправился в космос после 16 лет ожидания в отряде космонавтов.

В 2000-х годах и сегодня в космос летала старая гвардия. Все они прекрасно знают техническую часть. Чего нельзя сказать о новом поколении. Сейчас во время обучения будущих космонавтов (а это в общей сложности 2000 академических часов) только треть времени отводится на изучение техники, с которой космонавты будут работать на орбите, хотя раньше на это уходила половина всего объёма часов. И получается, что на последнем гос­экзамене в июле мнение комиссии по оценке технических знаний кандидата в космонавты варьировалось от «неуда» до «хорошо». В данном случае виноват даже не сам кандидат, а люди, которые 2 года обеспечивали его обучение.

Яркий пример - за 5 суток до начала гос­экзамена группа планирования и контроля обнаруживает, что у кандидатов в космонавты не выполнена программа тренировок подъёма с морской поверхности на вертолёте - на случай, если космонавт приводнится. И что же? Всех гонят в гидролабораторию, где вертолёт заменяют крюком, на него цепляют кандидатов в космонавты, и они плавают в воде в дырявом скафандре. Да, скафандр был дырявым, негерметичным.

Денег на новые скафандры не д­ают. Дешёво и сердито! Но с космосом «дёшево» не проходит, нельзя экономить на гвоздях - халтура обязательно вылезет.

В ЦПК пропадает демократическая обстановка общения. Появляются высокомерие, хамство, забывается правило: командуй, не унижая.

Вспоминаю, как доброжелательно вёл себя Юрий Гагарин. И как сказал мне, молодому врачу: «Жить ты, Слава, будешь долго-долго. И, пожалуйста, до конца не переставай заботиться о «космических» людях. Непростая у нас судьба».

Наверное, из-за этих слов сегодня я не могу промолчать.

(Конец цитаты)
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4045
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Горечь неудач в космосе
« Ответ #3 : 23 августа 2012, 11:53:49 »
10 самых дорогих провалов в истории космонавтики
17.08.2012 11:05
Космические путешествия - дорогое удовольствие, хотя даже обычная на сегодня отправка на орбиту очередного спутника - также вопрос не одной сотни миллионов долларов.
Но, к несчастью, далеко не всегда подобные затраты окупаются: ошибки и просчеты происходят время от времени. В этом случае убытки оцениваются в стоимость подготовки и запуска ракеты-носителя, а также того ценного груза, который должен был быть доставлен на орбиту. Что хуже, никто не застрахован от человеческих жертв, хотя жизнь космонавта куда сложнее оценить. Зато можно оценить стоимость шаттла. Так, например, по подсчета NASA, каждый раз при отправке челнока на орбиту бюджет США пустел на $450 млн. Хотя независимые эксперты оценивали эти затраты в $1,6 млрд. Интересно, что каждый день отсрочки старта стоит налогоплательщикам $1,3 млн.

10. Неисправности японского спутника-шпиона
Убытки в 2003 г.: $78 млн
Скорректированная стоимость с поправкой на инфляцию : $97,1 млн
Ракета-носитель H2-A с двумя спутниками-шпионами, которая должна была использоваться для наблюдения за Северной Кореей, дала сбой во время запуска. После возникновения неполадки произошло разрушение объекта. Между тем H2-A заявлялась как более дешевый, но и более надежный носитель по сравнению со своими предшественниками.
9. Потеря "Фобос-Грунт"
Убытки в 2011 г.: $170 млн
Российская ракета-носитель Зенит-2СБ должна была вывести аппарат "Фобос-Грунт" в безвоздушное пространство. Этот запуск стал первой с 1996 г. попыткой России отправить в космос межпланетный исследовательский зонд. Однако при выходе на орбиту возникли неполадки. Критики уверяют, что причиной всему явились особые радары США, которые привели к сбою траектории ракеты-носителя. "Фобос-Грунт" упал на Землю в январе 2012 г. спустя два месяца после старта.
8. Математическая ошибка при создании орбитального спутника Марса
Убытки в 1999 г.: $125 млн
Скорректированная стоимость с поправкой на инфляцию: $172 млн
И такое тоже бывает. При проектировании орбитального спутника Марса инженеры американской компании Lockheed Martin проводили расчеты в английской цифровой системе, в то время как их коллеги из NASA считали в привычной метрической системе. В результате спутник вместо Марса направился прямиком к Солнцу.
7. Российский спутник связи потерялся в космосеУбытки в 2011 г.: $300 млн
Скорректированная стоимость с поправкой на инфляцию: $305 млн
Российская ракета-носитель "Протон" стартовала с космодрома в августе 2011 г. со спутниками связи "Эксперсс-АМ4". Спустя 24 часа после выхода на орбиту, спутник сбился с курса и потерялся в открытом космосе. Все попытки восстановить контроль над аппаратом как с Земли, так и из космоса не принесли результатов.
6. Корейский спутник сгорел в атмосфереУбытки в 2011 г.: $385 млн
Скорректированная стоимость с поправкой на инфляцию: $411 млн
Южная Корея возлагала огромные надежды на первый в своей истории запуск ракеты-носителя. Однако при запуске носитель сбился с расчетной орбиты, после чего сгорел в земной атмосфере. Причиной всему стали просчеты в вычислении точной массы ракеты-носителя. В результате у нее не хватило мощность для выхода за пределы Земли.
5. Американский климатический спутник не вышел на орбиту
Убытки в 2011 г.: $424 млн
Скорректированная стоимость с поправкой на инфляцию: $431 млн
Специалисты NASA запустили спутник под названием Glory в марте 2011 г. с целью наблюдать за изменением климата на Земле. Однако при проходе через атмосферу у ракеты-носителя Taurus XL возникли проблемы: не произошло запланированного отделения ступеней, и ракета со спутником упали в воды Тихого океана.
4. Американский спутник-зонд и космический телескоп распались в атмосфере
Убытки в 1970 г.: $98,5 млн
Скорректированная стоимость с поправкой на инфляцию: $581 млн
Во второй половине XX столетия космическая гонка шла полным ходом, и в те времена регулярно некоторые участники "сходили с дистанции". Американская орбитальная астрономическая обсерватория, в состав которой входили самый большой в мире телескоп и спутник-зонд, не смогла быть выведенной на орбиту Земли и распалась в плотных слоях атмосферы. Подобная программа проводилась NASA в 1966-1972 гг., и на тот момент сгоревшая обсерватория оказалась самой дорогой.
3. Советская ракета-носитель АНД и космическая станция "Салют"
Убытки в 1970 г.: $500 млн
Скорректированная стоимость с поправкой на инфляцию: $3,61 млрд
Советская ракета-носитель с луноходом на борту не смогла направиться к спутнику Земли и завершила свою историю в Тихом океане. Это произошло всего месяц спустя после того, как упала космическая станция "Салют". Тогда, да и сейчас многие аналитики задаются вопросом - смогли бы США продолжать свою космическую программу, если бы понесли подобные потери?
2. Трагедия космического шаттла Challenger
Убытки в 1986 г.: $5,5 млрд
Скорректированная стоимость с поправкой на инфляцию: $11,5 млрд
Всего 73 секунды прошло с момента очередного запуска челнока Challenger 28 января 1986 г. В этот момент ракета-носитель взорвалась и погубила всех 7 членов экипажа шаттла. Причин той трагедии называли много, однако официальная версия - аномально холодная температура и неисправности оборудования.
1. Крушение шаттла Columbia
Убытки в 2003 г.: $13 млрд
Скорректированная стоимость с поправкой на инфляцию: $16,2 млрд
Трагедия шаттла Columbia стала еще одной печальной страницей в истории космонавтики. Спустя 16 дней после проведения исследовательской миссии на орбите Земли, челнок должен был вернуться домой. Однако 1 февраля 2003 г. при проходе через атмосферу планеты тысячи людей стали невольными зрителями того, как Columbia распадался на части, сгорая и унося жизни семи членов экипажа. Гибель шаттла оказалась связана с тем, что при старте корпус был поврежден крошечным осколком от ракеты-носителя, что и сыграло свою роль при возвращении на землю.
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. Горечь неудач в космосе
« Ответ #2 : 09 августа 2012, 15:14:09 »
Цитировать
МОСКВА, 9 авг — РИА Новости. Мириться с неудачами в космической отрасли больше нельзя, поскольку Россия теряет авторитет и миллиардные суммы, заявил в четверг премьер-министр Дмитрий Медведев
«Я не знаю, какова причина гибели спутников — будь то разгонный блок, механические повреждения, элементарное разгильдяйство, или все вместе, умноженное на традиционное разгильдяйство, но терпеть это дальше невозможно», — сказал Медведев на заседании правительства.

«Мы теряем авторитет и миллиарды рублей», — сказал премьер.
http://news.mail.ru/politics/9862120/?frommail=1
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4045
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
Горечь неудач в космосе
« Ответ #1 : 09 августа 2012, 05:48:32 »
Груз неудач
Запуск ракеты-носителя "Протон-М" с грузом из двух спутников связи "Экспресс-МД2" и "Телком-3" завершился неудачей. Теперь, вместо того чтобы передавать телевизионные трансляции, они стали космическим мусором, которого и так уже немало накопилось на околоземной орбите. Первые данные, вроде бы, говорят о том, что не сработал разгонный блок "Бриз-М" - его двигатели, вместо того чтобы проработать 18 минут, отключились уже через семь секунд. Понятно, что выяснять истинные причины аварии должна специальная комиссия, составленная из специалистов. Однако, для многих из тех, кто интересуется наукой и космосом, этот провал Роскосмоса, впечатляюще совпавший с марсианским триумфом NASA, стал однозначным свидетельством системного кризиса в отечественной космонавтике.
Череда неудач у Роскосмоса началась, по мнению многих, с аварии при запуске 5 декабря 2010 года трех спутников "Ураган-М", которые должны были стать частью системы ГЛОНАСС. Старт осуществлялся тогда при помощи ракеты-носителя "Протон-М" (такой же как и в последнем неудачном запуске, но с другим разгонным блоком). На следующий день после аварии президент Дмитрий Медведев потребовал провести проверку и "представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему". Благодаря реакции тогдашнего главы государства (и, возможно, в не меньшей степени, неудачным словам тогдашнего главы Роскосмоса Анатолия Перминова, отказавшегося назвать произошедшее катастрофой) авария привлекла широкое внимание.
Следующий, 2011 год, оказался для российского космического агентства особенно провальным. Уже в феврале, спустя менее двух месяцев после неудачи с ГЛОНАССом, Роскосмосу не удалось вывести на заданную орбиту военный спутник "Гео-ИК-2". Он предназначался для уточнения геодезической сети и зондирования гравитационного поля Земли. Аппарат сначала потерялся, потом нашелся на неправильной орбите но, в конце концов, все равно оказался полностью бесполезен.
Как раз незадолго до этого Перминов заявил, что Россия в 2010 году "подтвердила звание абсолютного лидера по числу космических запусков". Три месяца спустя ему пришлось оставить свой пост, который занял Владимир Поповкин.
Спустя всего полгода ситуация практически повторилась - 18 августа 2011 года, после запуска коммуникационного спутника "Экспресс АМ-4" (который в агентстве почему-то называли "самым мощным") новый глава Роскосмоса общался с журналистами на тему успехов российской космонавтики. На следующий же день спутник обнаружили на нерасчетной орбите, связь с ним установить не удалось.
Спустя всего шесть дней, 24 августа, случилась авария при запуске "Прогресса" с грузом для МКС. В качестве причины аварии Роскосмос назвал сбой в газогенераторе третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У".
В довершение несчастливого года, 23 декабря военные космонавты потеряли спутник "Меридиан-5", опять-таки из-за неполадок в двигательной установке, но уже другой ракеты - "Союз 2.1б".
Но самой громкой неудачей отечественной космонавтики, конечно, стала утрата многострадального межпланетного аппарата "Фобос-Грунт". Эта авария обросла таким количеством ярких подробностей, что пересказать их не представляется возможным, тем более что "Лента.ру" о них ранее неоднократно писала.
Немного статистики
На самом деле провалы случаются не только у Роскосмоса. Как бы нам, жителям двадцать первого века, ни хотелось считать, что запуск спутника в наше время это что-то вроде отправки почтовой посылки, доставляющей груз на орбиту в срок и без неожиданностей, это, безусловно, не так. Осечки бывают у всех - и у Северной Кореи, и у празднующих на этой неделе марсианский триумф США.
Возьмем открытую статистику запусков за последние несколько лет. Начиная с 2004 года в мире было совершено 592 запуска космических аппаратов. 28 из них закончились авариями - и это только те из них, в результате которых оборудование было полностью и невосстановимо утрачено. Еще семь запусков подпадают под категорию "частично успешных". Другими словами, в семи случаях кое-какую функциональность космических аппаратов инженерам удалось восстановить.
Таким образом, примерно каждый двадцатый из всех космических запусков за последние восемь лет заканчивается аварией. Этот процент никак не похож на шансы попасть в аварию, отправляясь на автомобиле на работу.
При взгляде на эти данные сразу становится понятно, что большинство неудач должно выпадать на долю Роскосмоса - просто по количеству осуществленных запусков. Из упомянутых 592 космических стартов Россия осуществила 236, то есть немногим меньше половины (около 40 процентов). Среди 28 космических аварий, которые случились за тот же промежуток времени, Роскосмос отвечает за 13, что составляет 46 процентов. Таким образом, относительная доля неудачных запусков и в мире и в России приблизительно одинакова.
Из этих данных можно попытаться выудить еще немного информации, например, подсчитать доли неудачных пусков для каждой страны и ракеты-носителя отдельно или вычислить вероятности аварий без учета неудачного для Роскосмоса 2011 года. Однако любому человеку, даже отдаленно знакомому со статистикой, понятно, что когда число серьезных аварий от года к году можно посчитать на пальцах одной руки, ни о какой достоверности статистических выкладок речи быть не может.
Также понятно, что отсутствие надежной статистики не говорит о том, что в Роскосмосе все в порядке и нет причин для уныния.
Немного психологии
В чем же тогда корень бед российской космонавтики, почему она собирает все больше язвительных и горьких замечаний в свой адрес? Это, безусловно, вопрос к экспертному сообществу, а не к журналистам и не к интересующейся публике. Однако можно предположить, что кое-какие аспекты этой проблемы лежат на поверхности и связаны именно с общественным мнением.
Россия осуществляет чуть меньше половины всех запусков космических кораблей в мире, на голову опережая по этому показателю такие страны, как США и Китай. Это ли, казалось бы, не повод для гордости? И да и нет. Известно, что большинство из этих запусков связаны с отправкой на орбиту чужих коммерческих и научных спутников. Все чаще можно услышать нотки гордости в голосе чиновников, рапортующих о том, что Роскосмос является мировой космической "тягловой лошадью". Почему же подобная гордость не спешит заиграть в сердцах россиян?
Тут как раз следует учитывать принципы общественной психологии и работы СМИ. Если Роскосмос - это коммерческая грузовая компания, предоставляющая услуги по доставке грузов на околоземную орбиту, то к ней предъявляются такие же требования, как и к любой другой грузовой компании. Например, чтобы груз был доставлен по назначению в сохранности и в срок.
Если доставка груза происходит удачно, это считается нормальным результатом работы компании, а вовсе не мировым инженерно-техническим достижением. Навряд ли рядовой запуск спутника на орбиту попадет на страницы мировых СМИ, ведь не пишут же они новости о том, что метро, вопреки всем трудностям, по-прежнему продолжает работать, а вода не перестает течь из крана. С другой стороны, если запуск проваливается, даже если это запуск банальных ретрансляторов спутникового телевидения, то это, безусловно, является информационным поводом.
В результате страна, которая хочет стать мировым космическим грузоперевозчиком, с медийной точки зрения ставит себя в трудное положение. Клиенты, нуждающиеся в ее услугах, сами разберутся со статистикой, стоимостью и рисками, но даже самая бесперебойная работа космических "извозчиков" мировой славы не принесет. В случае же неудач, особенно более или менее частых, поток критики неминуем. Компенсировать эти репутационные потери могли бы яркие инженерно-технические и научные достижения - именно их в первую очередь желает видеть широкая публика.
А вот в этом отношении Роскосмос дает поводы исключительно для пессимизма. "Фобос-грунт" утонул в Тихом океане. Последний удачный запуск космического аппарата к другому небесному телу произошел еще при СССР в 1988 году. Единственный предшественник "Фобоса", запущенный после распада СССР, аппарат с ностальгическим названием "Марс-96", сгорел в атмосфере 16 ноября 1996 года. Единственное, что пока еще вселяет надежду на какое-то будущее отечественной космической науки - это отдельные приборы и модули, входящие в состав чужих исследовательских аппаратов, в том числе в состав "Кьюриосити".
Слова о "безусловном лидерстве" и заявления о том, что Россия "технически готова к постройке собственной орбитальной станции" никак не приободряют радетелей отечественной космонавтики, а все больше вызывают у них недоумение. Оно становится особенно заметно, когда к МКС пристыковываются космические грузовики, созданные американскими компаниями и являющиеся прямыми конкурентами наших "Прогрессов", а очередные неудачи "космической службы доставки" совпадают с успехами более амбициозных в научном плане соседей.
Российская космонавтика нуждается в стратегии, в ясном понимании своей будущей роли в мире. При этом соответствующие документы Роскосмоса эксперты считают "рецептом овощного супа", лишенным четко выделенных приоритетов. Сложно сказать, появятся ли эти приоритеты в будущем и какими они станут. Пока же уровень российской космонавтики таков, что космические грузоперевозки, выполняемые с 95-процентной надежностью, это ее потолок. Ну, а каков уровень, такова и репутация.

Александр Ершов

Если б молодость знала, если б старость могла