Автор Тема: Мои земляки в проекте Энергия-Буран  (Прочитано 1360 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4045
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
Мои земляки в проекте Энергия-Буран
« Ответ #1 : 11 апреля 2015, 17:03:01 »
Ангарчанин участвовал в запуске беспилотного космического корабля
15 ноября 1988 года на Байконуре был произведен первый и единственный запуск универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия»-«Буран». Сделав два витка вокруг планеты, беспилотный космический корабль, управляемый с Земли, совершил автоматическое приземление на космодроме Байконур. Этот факт вошел в книгу рекордов Гиннесса, а его непосредственным участником стал ангарчанин Виктор СОПОВ, которому тогда было 43 года.

Виктор Митрофанович работал в ОКБА ведущим инженером научно-исследовательской группы из 10 человек, занимавшейся разработкой газоанализаторов. Самыми распространенными из них являются гигрометры – приборы для измерения влажности в газах, которые применяются в промышленности, обороне, других отраслях экономики.
- В качестве топлива для ракетоносителей впервые использовали жидкий кислород и жидкий водород. В мире еще не было этому аналогов, и за помощью москвичи обратились к нам, – рассказывает Сопов. В создании «Бурана» принимали участие предприятия и научные организации со всего Советского Союза.
За две недели перед запуском «Энергии»-«Бурана» Виктора Сопова, единственного научного сотрудника со всей Сибири и Дальнего Востока, отправили в служебную командировку в Казахстан, на станцию Тюра-Там, город Ленинск, недалеко от Байконура (из соображений секретности Байконур в советское время упоминался редко). Сопов догадывался, что участвует в событии эпохального значения, но отвечал лишь за свой конкретный участок работы. По возвращении в Ангарск он дал подписку о неразглашении, и долгое время об этом факте его биографии мало знали даже близкие.
На Байконуре для пилотируемых космических полетов была построена отдельная стартовая площадка недалеко от «гагаринской». Несмотря на дождь и шквалистый ветер, «Буран» стартовал в свой единственный триумфальный полет в точно заданное время – 6.00 (по местному времени).
В этот момент все находились в подземных укрытиях далеко от стартовой площадки и наблюдали за происходившим на экранах мониторов. Дело в том, объясняет Виктор Митрофанович, что жидкий кислород и жидкий водород при соединении даже в малых концентрациях представляют гремучую смесь.
Смешав же тысячи тонн этих жидких химических элементов, мало никому бы не показалось: это эквивалентно взрыву нескольких водородных бомб.
Неудивительно, что меры безопасности были беспрецедентными.
Старт прошел удачно, и все наблюдавшие встретили его громкими аплодисментами. Понимал ли Виктор Митрофанович, что является участником исторического события? Безусловно.
- Я был уверен, что это только начало освоения космоса и пилотируемых полетов, что мы будем не только обслуживать созданные приборы, но и создавать новые, улучшенные, - рассказал он нашей газете.
Однако в годы перестройки именно наука, образование и культура первыми попали под сокращение финансирования. В 1990 году работы по программе «Энергия»-«Буран» были приостановлены, а через три года программа окончательно закрыта. В 1992-м Виктор Сопов уволился из конструкторского бюро. Из коллектива он уходил с болью, расставался как с «любимой девушкой», надеялся вернуться. После работал слесарем КИП, инженером-электроником в АНХК. Два года как окончательно ушел на пенсию. На память ему осталось только скромное картонное удостоверение с уже полувыцветшей надписью «Участнику первого пуска универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия»-«Буран».
До сих пор не стихают споры относительно того, нужен ли вообще был «Буран» и зачем было тратить такое огромное количество средств на проект, который сейчас даже не используется. Но как бы то ни было, для того времени это был настоящий прорыв в космической науке, да и в наши дни превзойти его еще не удалось.
Оксана ТИХАЯ,
фото Николая СТЕРНИНА

Справка
Советские конструкторы не питали иллюзий относительно экономичности проекта. Согласно расчетам, запуск одного «Бурана» обходился как запуск сотен одноразовых ракет. Изначально советский корабль разрабатывался в качестве военно-космической системы как ответ американским шаттлам.
После окончания холодной войны это перестало быть актуальным, чего нельзя сказать о тратах. Его судьба была решена. В 2002 году единственный «Буран» был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, где хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».


http://angvremya.ru/foto/34880-na-pulte-upravleniya.html
Если б молодость знала, если б старость могла