4-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция - ТОГЭ-4.
Чтоб рассказать о начале нового пути Ю.И.Максюты придётся отступить в сторону и рассказать о других событиях в истории нашей страны.
Великие и значительные 50-е годы. Не так давно закончилась страшная война. Она дала толчок в развитии новых и угрожающих вооружений. Советский Союз и Соединённые Штаты Америки получили в своё распоряжение ядерное оружие – оружие сдерживания и запугивания. Тем не менее, к концу 50-х мы значительно отставали от вероятного противника в средствах доставки. Были ли у нас преимущества? Да, конечно! Первый спутник запустил СССР. Мы провели испытания водородной бомбы на Тоцком полигоне, ВМФ проводил ядерные испытания на полигонах Новой Земли. Блестяще работали десятки советских учёных. Но в этой книге невозможно рассказать об атомном проект СССР, остановимся только на фамилии великого Сергея Павловича Королёва.
Несомненно, 50-е годы стали важным периодом пробы мускулов в мировом противостоянии. Но обычные средства вооружений Второй Мировой войны показали предельные возможности армий и уже не соответствовали поставленным задачам. Политики искали другие способы обеспечения превосходства в мире. А обстановка накалялась. Советское руководство очень болезненно реагировало на наличие сотен военных баз НАТО, размещенных вокруг территорий СССР и стран социалистического лагеря, и угрозу применения против них ядерного оружия. Нам срочно потребовались надёжные и точные ракеты, способные летать на дальности, сопоставимые с расстоянием до территории США.
Спустя почти тридцать лет после описываемых событий Президент АН СССР академик А.П.Александров назвал одну из причин, объяснявших твёрдые сроки ввода морского измерительного комплекса в эксплуатацию. Выступая на собрании коллектива АН СССР Анатолий Петрович сказал, что на конец 1959 года США и Великобритания планировали нанесение ядерного удара по основным административным и промышленным центрам СССР. По прошествии многих лет после сброса Америкой атомных бомб на японские города, других варварских действий США и НАТО против непокорных им стран, становятся понятными действия руководства СССР по установлению жёстких сроков начала испытаний ракет «Р-7» на полную дальность.
Конечно, Сергей Павлович Королёв мечтал о полётах в космос. Нет сомнений, что он мечтал о полётах на Луну, об освоении межзвёздного пространства. Но очень важно понимать, что космические программы обеих стран имели военный вектор. Главная цель – надёжная доставка ядерного заряда. Особое внимание с точки зрения военной безопасности уделяется разработке королёвской ракеты Р-7 с максимально возможными дальностями полёта. Если в середине 50-х и камчатский полигон считался очень удалённым, то к концу десятилетия стало ясно, что нужны маневренные, плавающие средства измерений для дальностей, выводящих в центральную часть Тихого океана.
2 июля 1958 года Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление №724-346: «Об увеличении дальности стрельбы ракеты Р-7А». Вторая цифра в номере постановления означает её номер в категории «Совершенно секретно» и «Особой важности»:
«В целях создания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7А с улучшенными летно-тактическими характеристиками Центральный Комитет ЦК КПСС и Совет Министров ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:
…
9. Поручить Министерству Обороны СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной тематике, Государственному комитету Совета Министров СССР по радиоэлектронике, Государственному комитету Совета Министров СССР по судостроению и министерству морского флота в двухмесячный срок проработать вопрос о возможности проведения испытаний специальных изделий на полную дальность, создания трёх плавучих измерительных пунктов, оборудованных измерительной аппаратурой, средствами связи и службой единого времени, и подготовить необходимые мероприятия.…».
Так начинают прочерчиваться контуры будущего уникального соединения Военно-морского флота. Проект этого документа разрабатывали Председатель комиссии по военно-промышленным вопросам Д.Ф.Устинов, Председатель Госкомитета по оборонной технике К.Н.Руднев, заместитель министра обороны по специальному вооружению и ракетной технике М.И.Неделин, Генеральный Конструктор ракетно-космической промышленности С.П.Королёв на основании предложения от 29 мая 1958 года. Постановление устанавливает важнейший технический параметр: «наибольшая прицельная дальность при нормальных атмосферных условиях без учёта вращения Земли до 12 000 км». Ни одно оружие в мире никогда не стреляло на такие дистанции. Не было и инструментов, способных произвести тонкую настройку подобной стрельбы.
Очень интересен вопрос, почему будущий Плавучий измерительный комплекс перешёл в управление Военно-морскому флоту? Известно, что никаких аналогов в подобном подчинении нет в дальнейшей истории страны. Далеко не всегда в совещаниях по ракетной тематике того времени присутствовал даже Министр обороны, не говоря о Главнокомандующем флотом. Поручение Министру Обороны впервые прозвучало 9 октября 1958 года в постановлении ЦК КПСС и Совмина №1127-544: «тт.Малиновскому, Неделину, Рябикову, Бутоме…обеспечить во 2-м квартале 1959 г. готовность измерительных средств на кораблях для завершения отработки изделия 8К71 на полную дальность» . Вполне логично можно предположить, что Главком флота С.Г.Горшков в решении сосредоточить проведение испытаний межконтинентальных баллистических ракет на кораблях ВМФ видел развитие именно морской составляющей ядерной триады. Подводный флот страны переживал революционные изменения, первые баллистические ракеты морского базирования появились именно в отечественном флоте. Правда, специалисты ВМФ в качестве будущих кораблей измерительного комплекса предлагали использовать разоружаемые крейсера проекта 68-бис. Следует отметить, что, наряду с НИИ-4 Министерства Обороны, важную роль играли научно-исследовательские институты Военно-морского флота – НИИ-1, НИИ-9, НИИ-14 и ряд других.
5 января 1959 года выходит важнейшее для описываемой истории Постановление ЦК КПСС и СМ СССР 18-6 «О создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий типа Р-7»:
«Москва, Кремль
5 января 1959 г.
Совершенно секретно
Особой важности
Хранить наравне с шифром
В целях обеспечения испытаний изделий Р-7, Р-7А и Р-16 на полную дальность Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Принять предложение … о создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий Р-7, Р-7 А и Р-16 на полную дальность.
…
3. Возложить руководство работами:
а) по созданию плавучего измерительного комплекса на Министерство обороны СССР (тт. Малиновского, Горшкова, Неделина);
…
9. Обязать Министерство обороны СССР:
а) укомплектовать плавучие измерительные пункты необходимым личным составом, включая и расчеты для обслуживания измерительной аппаратуры, средств связи и аппаратуры единого времени;
б) сформировать отдельный отряд вертолетов в составе четырех машин Ка-15, с размещением на плавучих пунктах, обеспечив его необходимым материально-техническим оборудованием;
в) определить место дислокации плавучих измерительных пунктов и обеспечить плавучий измерительный комплекс береговой базой».
Из докладной записки в ЦК КПСС:
«Для выполнения поставленной задачи требовалось 4 однотипных корабля, обладающих хорошими мореходными качествами, большой автономностью и хорошим техническим состоянием. Наиболее подходящими оказались 4 рудовоза водоизмещением около 8 тыс. тонн каждый, постройки 1958 года. Эти корабли прибыли на Балтийский завод из Польской Народной Республики: первый — 22.11.1958 года, второй — 26.11.1958 года, третий — 16.12.1958 года и четвертый — 27.12.1958 года».
Для переоборудования выбраны суда проекта В-31 типа «Донбасс» для переоборудования их по проектам 1128 – три единицы, и по проекту 1129 - одна. В общей сложности на переоборудовании работает не менее 2 500 рабочих, срочно набираются экипажи из офицеров и матросов Балтийского, Северного и Черноморских флотов. В состав экипажей вводятся офицеры сухопутного профиля, имеющие опыт работы со спецаппаратурой и солдаты срочной службы с частей противовоздушной обороны. Они вместе с представителями промышленности участвуют во всех работах.
В марте 1959 года капитан 1-го ранга Максюта назначается командиром войсковой части 10573 - Плавучего измерительного комплекса Министерства Обороны СССР. По решению Совета министров СССР № 1020рс от 22 апреля 1959 г. прорабатывается легенда прикрытия, которая обозначает соединение, как «4-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция». В ускоренном режиме уточняются варианты скрытного перехода кораблей в Петропавловск-Камчатский, режимы работы радиоэлектронных средств и маскировки специальных средств измерений. Легенда кораблей – экспедиционного-океанографические суда – ЭОС. После серьёзных дискуссий Президиум(Политбюро) ЦК КПСС выносит решение о переходе Северным Морским Путём. Устанавливается жёсткие сроки: «Обязать министерство морского флота обеспечить первоочередную проводку указанных 4-х судов Северным морским путем с прибытием к месту назначения (Петропавловск-на-Камчатке) не позднее 10-15 октября 1959 г», но в мае 1959 года С.П.Королёв пишет служебную записку на имя секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева о «неудовлетворительном ходе работ по изделиям Р-7 и Р-7А», что приводит к пересмотру некоторых сроков и ответственности.
Менее, чем через полгода кораблям предстоит выполнить боевую работу и Ю.И.Максюта занимается переоборудованием и планами, формирует экипажи и работает с офицерами, продумывает детали и тонкости выполнения задачи. Выбор Главкома стал абсолютно удачным. Нужен был офицер с твёрдой волей и закалённым военным характером, но вместе с тем – отличным судоводителем и моряком, ведь корабли планировались для выполнения совершенно самостоятельных задач в Тихом океане. Очень важна его научная ориентированность и самостоятельность в принятии решения – его боевая задача находилась на межвидовой полосе взаимодействия различных видов Вооружённых сил, в плотном сотрудничестве с различным институтами и конструкторскими бюро. Людская память сохранила рассказ Ю.И.Максюты о его беседе перед переходом с руководителем государства Н.С.Хрущёвым: «Максюта, иди на Камчатку достраивать социализм». Именно это поручение Первого секретаря ЦК КПСС дало возможность Юрию Ивановичу с приходом на Камчатку плотно заняться строительством социальной сферы в будущем городе Вилючинске: жильё, детские садики, школы.
В мае 1959 года экипажи переводятся из казарм в кубрики и каюты кораблей «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» и «Чукотка» - так стали называться бывшие «Павлоград», «Пермь», «Первоуральск» и «Прокопьевск». 20 мая переходят в Кронштадт для подготовки к ходовым испытаниям на Красногорском рейде. В соответствии с режимом маскировки на них подняты флаги гидрографической службы ВМФ СССР. Экипажи возглавляют опытные моряки, имеющие за плечами богатый опыт военно-морской службы и управления кораблями различных классов: «Сибирь» - капитан 2-го ранга Седов В.А., «Сахалин» - капитан 2-го ранга Зонов В.В., «Сучан» - капитан 2-го ранга Васильков П.Е., «Чукотка» - капитан 3-го ранга Пилипенко И.К. Штурманы, связисты и механики имеют большой опыт эксплуатации и судовождения: флагманский штурман - капитана 3-го ранга А.И.Сахаров, связист - капитан 3-го ранга И.Т.Шевченко, механик - капитан 2-го ранга А.А.Тихонов, начальники служб специальных измерений: радиотехнической – капитан 3-го ранга Р.Х.Юлдашев, телеметрической – капитан 3-го ранга В.М.Сирож, оптических средств и средств стабилизации – капитан 3-го ранга В.Н.Сорокин и службы СЕВ – капитан-лейтенант В.Н.Сироткин.
В апреле 1959 года в Ленинград для службы на ТОГЭ-4 прибыли шесть офицеров из НИИ-4 и были назначены на должности заместителей командиров по специальным измерениям: инженер-майор А.П.Бачурин («Сибирь), инженер-майор Г.М.Карпухин («Сахалин»). Инженер-майор А.В.Лимановский («Сучан»). Инженер-подполковник В.А.Авраменко – на должность заместителя командира ТОГЭ-4. Инженер-капитан С.И.Крошко – на должность флагманского специалиста по обработке материалов специальных измерений, инженер-капитан Ю.В.Гичкин– на должность командира группы средств радиотехнических измерений ЭОС «Сибирь».
В июле 1959 года в полк на аэродром п. Шонгуй (18 км от г. Мурманска) с ТОФа прибыли 4 лётных экипажа: ст. л-т Б.Ф.Федоровский – командир звена, ст. л-т С.С.Черкасов, ст. л-т В.Е.Поздеев, ст. л-т Цыбасов; штурмана: ст. л-т А.Земляков, ст. л-т В.Чолак, ст. л-т С.Дворянинов, ст. л-т В.Гаврищук. От авиации Северного Флота были назначены четыре командира экипажа: ст. л-т В.П.Морковин, ст. л-т Б.И.Зубков, ст. л-т А.К.Яковенко, ст. л-т В.Дринясов. Военно-морской флот готовился к первому боевому применению вертолётов.
Приказом ГК ВМФ №00138 от 23.07.1959 г. корабли введены в состав флота.
Так зарождалось это уникальное соединение Военно-морского флота.
Missile Range Instrumentation Ship. Операция «Пони Экспресс».
Картина будет неполной, если не рассказать о нашем вероятном противнике, то, что несомненно знал и учитывал Максюта, то, что давало ему почву для решений и дальнейших шагов.
С 1949 года в США действует восточный полигон - Eastern Range (ER) в Атлантике. Ныне известный, как Космический центр имени Кеннеди на мысе Канаверал. Эти же пусковые установки и аппаратуру своего центра в Гвиане чуть позднее описываемых событий использовала Франция для пусков своих ракет на большие дальности.
В 1958 году в Соединённых Штатах был создан Западный ракетный полигон флота на Тихом океане - Navy's Pacific Missile Range (PMR), переделанный из казарм для военнопленных, известный ныне, как база Ванденберг. По соглашению между Военно-морскими и Военнно-воздушными силами контролем пусков американских МБР занимались ВВС (USAF). Трасса протяженностью более 16 тыс. км оснащена десятками измерительных пунктов и имеет три испытательных района: Гавайские острова, атолл Кваджалейн и атолл Эниветок. Измерительные пункты расположены в районах стартовых позиций на материке, а также на островах Тихого океана Оаху, Мауи, Кантон, Кваджалейн, Гуам и др.
Начиная с 1957 года ВВС США приступили к эксплуатации Missile Range Instrumentation Ship(MRIS) для работы с ракетными полигонами. Надо отметить, что американцы тоже секретили свои «измерители» и официально они классифицировались чаще всего, как «ORV» - океанографические суда. Все они были оборудованы телеметрическими системами, а некоторые – командной радиолинией. В конце 1959 г. список этих кораблей был уже стабилен:
- Range Tracker (T-AGM-1), 1960–1969;
- Range Recoverer (T-AGM-2), 1960–1972;
- Longview (T-AGM-3), 1959–19?;
- Richfield (T-AGM-4), 1960–1968;
- Sunnyvale (T-AGM-5), 1960–1974;
- Watertown (T-AGM-6), 1960–1972;
- Huntsville (T-AGM-7), 1960–1974;
- Wheeling (T-AGM-8), 1962–1990;
- American Mariner (T-AGM-12), 1959–1966;
- Sword Knot (T-AGM-13), 1950–1982;
- Rose Knot (T-AGM-14), 1950–1969;
- Coastal Sentry (T-AGM-15), late 1950–1972;
- Coastal Crusader (T-AGM-16), late 1950–1976.
Эти корабли практически неизвестны моряками ТОГЭ-4, чаще всего они использовались на восточном полигоне США, практически не появляясь в районах Тихого океана. Но чуть позднее на горизонте появились близкие «партнёры» по полигону «Акватория» - так, по названию научно-исследовательской работы, стала называться советская тихоокеанская зона для испытаний ракет на предельной дальности. «General H. H. Arnold» - T-AGM-9, «General Hoyt S. Vandenberg» - T-AGM-10 и позже – «Observation Island» (T-AGM-23).
«Генерал Ванденберг»(бывший «Генерал Гарри Тейлор») в 1964 году передан Military Sea Transportation Service (Службе военно-морских перевозок), назван в честь Хойта Ванденберга, генерала ВВС, какое-то время он руководил Центральной военной разведкой, затем возглавлял Военно-воздушные силы во время Корейской войны. Впервые «Генерала Ванденберга» обнаружил экипаж Б.Ф.Федоровского 12 декабря 1964 года.
До этого все слежения за ТОГЭ-4 осуществляли сторожевые корабли ВМС США. Причём подобное слежение они проводили очень активно и нагло. Как вспоминает В.К.Гаранин, начиная с 1962 г. американские корабли часто, особенно при облёте самолётами, сближались почти вплотную, лезли под нос, пересекая наш курс и создавая аварийную обстановку. Демонстративно стали проводить стрельбы из стрелкового оружия и крупнокалиберных пулемётов по пустым ящикам, которые сбрасывались с кормы. При этом СКР мог находится в 150 – 200 метрах от одного из наших кораблей. Также вели себя и патрульные самолёты: имитировали атаку, меняя высоту и направление полёта. Появлялись подводные лодки. Последние чертили перископами поперёк курса в десятке метров от кормы именно в момент пролёта самолёта и хулиганства СКР.
«Генерал Арнольд» приобретён военно-морским флотом США в 1958 году, поставлен под переобрудование в 1961 году и в 1964 подчинён Службе военно-морских перевозок. Короткое время с 1964 года был подчинён ВВС. Назван в честь Генри Харли Арнольда, который возглавлял ВВС США в течение всей второй мировой войны, планировал все воздушные операции. Его самолеты в 1945 провели атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Оба корабля имели смешанный экипаж: около 200 гражданских и 50 военных.
И, наконец, «Observation Island», T-AGM-23. Корабль работал по всему миру и контролировал соблюдение договоров о стратегических вооружениях и поддерживал военные испытания вооружений США. Управлялся той же структурой в интересах Центра технических применений ВВС на военно-воздушной базе Патрик. С 1972 по 1978 г. находился в резерве. Примечателен тем, что он был платформой для первого морского старта ракеты «Поларис» в 1959 году, а также для ракеты «Посейдон» в 1969 году.
Разведка Соединённых Штатов разработала специальную операцию для слежения за результатами наших ракетных стрельб в акваторию Тихого океана под названием «Пони экспресс», сотрудники ракетных полигонов отправлялись в командировки на корабли ВМС под видом сотрудников транспортно-экспедиционный фирмы.
Надо сказать, что Военно-воздушные силы США по-прежнему эксплуатируют небольшой флот старых MRIS, получивших название «Tyndall Navy». Но они работают в Мексиканскоом заливе по беспилотникам. Существует «Invincible» (T-AGM-24). Потомком же океанских кораблей является новый корабль измерительного комплекса «Howard O. Lorenzen» T-AGM-25, введённый в строй в 2012 году.
Отметим, что Франция с 1964 г. имела свой MRIS «Henri Poincare» - единственный корабль такого типа и вплоть до его списания в 1990-х годах был флагманом группы «Force -М», французской военно-морской группы по испытаниям и измерениям, которая проводит измерения в соответствии с запросом военно-морского флота или любой другой организации, гражданской или военной. В настоящее время его сменил «Monge».