Автор Тема: Статья о Ю.И.Максюте и Б.Г.Мордвинове.  (Прочитано 4265 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Статья о Ю.И.Максюте и Б.Г.Мордвинове.
« Ответ #7 : 30 октября 2011, 17:30:39 »
Газета "Аргументы недели" опубликовала статью о Георгие Ивановиче Мордвинове - отце Баррикадо Георгиевича.
http://www.argumenti.ru/print/history/n311/131422

Судьба резидента
Двадцать лет турецкой тюрьмы против восьми миллионов юаней

 19 октября 2011, 20:01 [«Аргументы Недели», Сергей НЕХАМКИН ]
 

Современность всегда перекликается с прошлым. Гляньте на соседнюю страницу – там материал о сегодняшних спецоперациях за рубежами России. Но ведь 70 лет назад, в октябре 1941-го, советский разведчик Георгий Мордвинов выехал в Турцию с особо важным заданием: организовать ликвидацию германского посла в этой стране Франца фон Папена.

Когда посол – лицо прикосновенное

Эта операция ныне известна многим – по крайней мере тем, кто мало-мальски интересуется историей отечественной разведки. Но всё же напомним…

Октябрь 1941-го. Немцы под Москвой, удастся ли их удержать – вопрос. На южных рубежах СССР – Турция. Послом Берлина там Франц фон Папен. Он давит на Анкару, стремясь превратить Турцию в полноценного союзника Третьего рейха. При этом у фон Папена (бывшего вице-канцлера Германии!) на Западе репутация респектабельного политика. Сталин боится: именно через такую фигуру англичане и американцы могут начать сепаратные переговоры с немцами. Что делать? Конечно, посол везде и всюду – лицо неприкосновенное. Но в  момент, когда решается судьба твоей страны...

Нет человека – нет проблемы.

Если совсем точно, задачу операции Мордвинову сообщили лишь на месте. Вообще же в Турцию тогда прибыл цвет советской разведки: Эйтингон, Василевский, Тимашков… Все, естественно, под чужими именами. Мордвинов был Павловым, новым вице-консулом в Стамбуле.

И вот 24 февраля 1942 г. в фон Папена, который прогуливался с женой по бульвару Ататюрка в Анкаре, полетела бомба. Но подобранный с помощью коминтерновцев исполнитель, молодой коммунист-болгарин (документы были на имя Омера Токата, подлинное имя не известно до сих пор), занервничал: приведя в действие взрыватель, затянул с броском. Погиб сам, фон Папен не пострадал. Через несколько дней турецкая полиция арестовала Павлова и работника торгпредства Корнилова.

Минус на минус – плюс

Но Корнилов к операции отношения не имел! Его арест показывал: реальных улик против обвиняемых у турок нет. Скорее всего, полиция просто засекла Мордвинова на подозрительных контактах (неизбежных в чужой стране) и схватила наугад. Наугад же взяли и Корнилова.

И тогда Москва закрутила новую интригу. Да, ясно, что наших осудят – это для турок вопрос политический. Но на суде вещдоки (характер взрывчатки и т.д.), показания свидетелей можно обернуть так, что вся история предстанет для мировой общественности провокацией – то ли гитлеровских спецслужб, то ли самого фон Папена. Он в итоге окажется скомпрометирован: легкомысленный авантюрист.

Но был в игре ещё один момент. Ведь шла война, и Турция колебалась: ввязываться ли? Если бы Корнилов дал себя запугать, если бы Мордвинов дрогнул и начал раскалываться – то… Как! У нас русские диверсанты? Что ж, тогда Анкара вправе демонстрировать оскорблённость, действовать по своему усмотрению, даже доставать оружие из ножен. Но, если признаний нет, а улики не стопроцентны – может, не спешить, остаться нейтральными?

Для «помощи местным адвокатам» в Турцию спешно был направлен видный юрист (известный также как следователь и писатель) Лев Шейнин.

И план Москвы удался – прежде всего благодаря безупречному поведению и мужеству подсудимых (ведь для них прокурор требовал смертную казнь). Обоим дали по 20 лет, потом скостили до 16. В 1944‑м выпустили – туркам выгодно было уже дистанцироваться от Берлина. Павлов и Корнилов вернулись в Москву победителями: несмотря на первоначальный провал операции, обе её цели оказались достигнуты – и фон Папен дискредитирован, и Турция к немцам не примкнула.

Семейные обстоятельства

«Победитель» – это и название романа Анатолия Курчаткина. В главном герое, Георгии М., угадывается Мордвинов. Одна из сцен: 1942 год, суд в Анкаре. Связи с родиной у подсудимых нет, ясно, что ничего хорошего их не ждёт. Но в зале они постоянно видят женщину с блокнотом – корреспондента ТАСС в Турции. Корнилов спрашивает Павлова: «Как думаете, печатают дома её отчёты? «Печатают! – усмехается Георгий М. – В нескольких экземплярах, для служебного пользования».

«Во всяком случае, он бы поступил именно так. Кому есть дело до каких-то двух соотечественников, попавших в мышеловку где-то в Средиземноморье. Ну, засудят, повесят. Очень интересна их судьба, когда на родной земле люди гибнут тысячами».

Но отчёты в СССР печатались! Причём подробные, в центральных газетах. Через много лет, листая подшивки за 1942 год, я, помню, удивлялся: действительно, война идёт, а тут какие-то «свидетель Абдурахман заявил… свидетель Сулейман сказал…».

Анатолий Николаевич Курчаткин Мордвиновым занялся «по семейным обстоятельствам» – он женат на дочери Георгия Ивановича (от второго брака). Правда, самого разведчика в живых не застал, но материалы о нём начал собирать, когда и надежды не было, что это имя однажды рассекретят.

Однако разговор наш начался не с «Победителя», а с другой книги – мемуаров бывшего советского резидента в Египте Л. Баусина. Тот вспоминал: в начале 1950-х их студенческая компания вечерком завалилась в знаменитый коктейль-холл на улице Горького в Москве. Соседом по столику оказался одиноко пьющий мужчина – уже немолодой, но крепкий. Глядя на юного Баусина, он вдруг произнёс: «А ты станешь разведчиком!» (потому встреча и запомнилась). О себе же нехотя сказал: «Я Павлов... Два года сидел в Турции…» Но, осёкшись, тут же ушёл. Мордвинов?

Анатолий Николаевич сначала засомневался: вряд ли. Георгий Иванович не пил. Разве что… Какие, говорите, годы? Ну, возможно, именно в то время, сугубо по-мужски, чтобы снять стресс…

– Мордвинову тогда действительно пришлось трудно. В 1946-м он занял должность заместителя управляющего КВЖД. Фактически – резидента в Маньчжурии. Дело поставил хорошо, светило серьёзное повышение. И вдруг – донос от подчинённого, которого ранее наказал за пьянство: из кассы резидентуры растрачено восемь миллионов юаней (деньги «подкрышной» фирмы, предназначенные на оперативные расходы). Мордвинова вытребовали в Москву, началось внутрислужебное расследование. У нас в семейном архиве хранятся черновики его объяснительных. Растраты никакой не было, Георгия Ивановича оправдали. Но нервы помотали, и он подал рапорт об отставке (формально – по болезни, а выслуга лет позволяла). Работал в Институте востоковедения.

Мы говорили о Мордвинове долго, приведу лишь фрагменты диктофонной записи. Но они позволяют понять – что за человек был.

– …Диссертацию он писал по Китаю 1920–30-х годов. Однажды слышит: ваши утверждения противоречат тому-то и тому-то… В частности – уже введённым в научный оборот донесениям N. Но Мордвинов не мог сказать, что N – это он и есть! Работал тогда под этим именем! Просто часть информации, та, которую противник мог перехватить, шла по одним каналам, а по другим – секретным – подлинная.

– …Нет, что вы, какой «сталинский сокол»! Про его рапорт 1937 года вы знаете. В 1956-м чуть не вылетел из партии: заявил на собрании, что культ личности – это не только Сталин, отвечать должны все причастные. Тоже одна из причин, по которым в итоге не защитился. Тут было другое. Идеалам революции (в своём их понимании) Мордвинов, как и многие люди его поколения, оставался предан до конца дней. Родившихся в 1920-е детей (от первого брака) назвал так: сыновья – Баррикадо и Феликс, дочь – Маузерина. Он, безусловно, что называется, «человек своего времени»: где-то в 1926-м попал под следствие, за то, что разрешил подчинённым пытать лазутчика «с той стороны» (чтобы развязать тому язык). Но одновременно – удивительные, подкупающие поступки. Усыновил китайского мальчика-сироту, вырастил вместе с собственными детьми. Абсолютное бессребреничество, равнодушие к жизненному комфорту… «Загорское море» под Москвой – это ведь тоже благодаря ему! После войны получил в тех местах дачу, рядом была ложбина с ручьём, и Мордвинов загорелся сделать там искусственное озеро. Не для себя, для людей! Пробил проект, начались работы, но собранные общественные деньги быстро кончились. И он рабочим стал платить из своего кармана. А богачом не был, влез в долги, и после его смерти домашние потом несколько лет эти долги отдавали.

– …Трижды представлялся к званию Героя Советского Союза. Говорят, его недолюбливал Берия, два раза это помешало. Третий раз был представлен «по совокупности заслуг» незадолго до смерти – но умер, и дело застопорилось. А умер, кстати, так: поехал в санаторий, там был вечер, Мордвинов пригласил на вальс молоденькую медсестру, они кружились, вдруг упал. Сердце. И знаете – уйти из жизни мгновенно, во время танца с красивой женщиной… Что-то в этом есть!

В Турции он был Павловым

Георгий  Иванович Мордвинов (1896–1966) – советский разведчик. Полковник.

Из забайкальских казаков. В Первую мировую – на фронте, в конной разведке. В 1917-м принял сторону большевиков. Его подвиги в Гражданскую кажутся невероятными, но подтверждаются документально. Мордвинов действительно в 20 с небольшим лет командовал партизанскими отрядами, руководил разведкой фронта, под именем прапорщика Крылова внедрился в руководство Нерчинского гарнизона и сдал город красным без боя, позже уговорил китайских хунхузов перехватывать уходящих за кордон белых (это лишь некоторые эпизоды). Далее – служба в погранвойсках и ГПУ, работа в Монголии, Маньчжурии, Китае: добыча информации, разложение белой эмиграции. В 1937-м в рапорте Ежову оспорил арест товарища, после чего уволен из НКВД. Был на небольшой должности в Коминтерне. В органы вернулся в 1941-м: в «Особую группу» П. Судоплатова, создававшуюся для разведки и диверсий в тылу врага, разрешили брать профессионалов с подпорченными анкетами.

В 1944-м, прибыв после турецкой эпопеи в СССР, Мордвинов тут же включился в знаменитую ныне операцию «Березино» (создание из якобы оставшихся воевать в лесах Белоруссии немецких окруженцев фальш-отрядов с целью заманить в них диверсантов О. Скорцени). Перед началом войны с Японией снова поехал на Дальний Восток.

Некоторые моменты дальнейшей биографии – в этом материале.

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. Статья о Ю.И.Максюте и Б.Г.Мордвинове.
« Ответ #6 : 10 декабря 2009, 08:56:55 »
опять на одном дыхании прочитал.  Как же эти все воспоминания оказываются значимы для души.  Сижу и думаю, а как сохранить это все в памяти и передать подрастающим детям, чтобы и они знали и помнили. Как сохранить все эти рассказы, общение на форуме.... На диск чтоли каждый скачивать!? ???

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Статья о Ю.И.Максюте и Б.Г.Мордвинове.
« Ответ #5 : 09 декабря 2009, 22:20:02 »
Пусть будет, Евгений Иваныч!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. Статья о Ю.И.Максюте и Б.Г.Мордвинове.
« Ответ #4 : 09 декабря 2009, 20:51:23 »
Анатолий, не знал как сделать ссылку, поэтому всю прочитанную статью Гамулина  из http://gazetam.ru/14-dekabrya/tihookeanskaya-gidrograficheskaya-ekspeditsiya-toge-4.htm скопировал и разместил в этом разделе. Там еще есть интересные фотографии.  Если я в чем-то не прав убери и вставь как и где положено

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. Статья о Ю.И.Максюте и Б.Г.Мордвинове.
« Ответ #3 : 09 декабря 2009, 20:43:47 »
Тихоокеанская гидрографическая экспедиция ТОГЭ-4
Автор: 2 ранга в отставке С. ГАМУЛИН, бывший командир МКН БЧ-5 ЭОС «Сахалин»   
В конце 1958 года министр обороны СССР Маршал Советского Союза Родион Малиновский издал приказ о создании и включении в состав Тихоокеанского флота суперсекретного отряда кораблей особого назначения. В 1998 году в одной из передач 1-го телеканала о становлении ракетного щита страны мелькнул примерно трехминутный сюжет о тихоокеанской гидрографической экспедиции ТОГЭ-4. Этим наименованием Министерство обороны СССР зашифровало отряд из четырех кораблей: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» и «Чукотка», - выполнявших более десяти лет особое задание ЦК КПСС, Министерства обороны и Генштаба.
Image
Конец июля 1959 г. Рейд Кронштадта. Подняли якоря и вышли в дальний поход четыре судна экспедиции: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» и «Чукотка» (на ЭОС «Сахалине» командиром машинно-котельной группы - автор этих строк). Внешний вид, некоторые надстройки и антенны заметно отличали их от существующих кораблей и судов.
Вначале это были обычные рудовозы водоизмещением порядка 6 тысяч тонн, построенные в Польше. На Адмиралтейском заводе в Ленинграде в кратчайшие сроки они переоборудуются в суда специального назначения. Перед ходовой рубкой расположились башни, похожие на орудийные. 1-я башня с боковыми трубами дальномеров - пост оптики и стабилизации, 2-я, расположенная позади и чуть выше первой, - радиолокационная. За ходовой рубкой и выше нее громоздилась радиолокационная антенна - величественная полусфера. На мачтах - антенны телеметрии. Вдоль судна, за ходовой рубкой - антенны дальней связи. За шлюпочной палубой - ангар для вертолета. На юте - вертолетная площадка. Внутренность судна напичкана самой современной по тому времени техникой. В носовом трюме - четыре «КУНГа» (выездные наземные лаборатории со снятыми колесами). В них - посты управления телеметрии и радиолокации. Здесь же по левому борту - пост гидроакустики.
В кормовом трюме - главный распределительный щит, дизельгенераторы, преобразователи (переменный ток на постоянный и обратно), холодильные установки, в специальной выгородке, вдоль левого борта, - около сотни лодочных аккумуляторных батарей.
На каждом судне пост СЕВ (служба единого времени) со своим эталоном частоты, служба ГМС (гидрометеорологическая), авиационная служба (вертолет, ангар, пост управления, бензохранилище, секретная аппаратура «С.К.»).
Неизменными остались: паросиловая установка (паровые котлы «Бобкон-Вильконс» - 2, паровая 4-цилиндровая машина с турбиной отработавшего пара), рулевая машина, один валопровод с винтом диаметром более 2 метров, палубные шпили и брашпили. Скорость хода - 12 узлов.
Каждое судно имеет статус корабля 1 ранга и две должности 1 ранга - командир корабля и заместитель командира по науке.
Командир ТОГЭ-4 капитан 1 ранга Юрий Иванович Максюта  со своим штабом на флагманском судне «Сибирь».
Вид необычных судов, проходящих проливную зону на выходе из Балтики, был впечатляющим. Справа и слева снуют катера. Десятки, а может, и более фото- и кинообъективов направлены на наши суда.
Позже в одном из английских справочников появилось сообщение, что на каждом из наших судов установлено несколько орудий (вымысел, конечно).
В первых числах августа 1959 г. вошли в Кольский залив и пришвартовались у причалов г. Североморска. Цель - подготовка кораблей к переходу Северным морским путем. На случай чрезвычайной ситуации во время перехода загружается специмущество и продовольствие, в основном, высококачественные консервы мясные, рыбные, овощные и др. Экипажи кораблей пополняются недостающим личным составом. Вспоминается такой случай. Офицеры кораблей, получившие «добро» на сход, дружно ринулись в г. Мурманск (25-30 км от Североморска). Вечером, не сговариваясь, почти все оказались в ресторане «Арктика». В конце 50-х - это одноэтажное здание у железнодорожного вокзала. В вестибюле ресторана - пальмы и медведь. Публика, в основном, мужская. Большинство офицеров - молодежь. Настроение приподнятое. Более тесное знакомство экипажей кораблей друг с другом. Подошло время возвращаться. А как? Автобусы уже не ходят. Показалась грузовая машина, в кузове которой один из наших, призывно размахивающий руками. Набился полный кузов. Машина привозит всех прямёхонько в комендатуру… Большинство «максютинцев» (так нас и в дальнейшем называли) отметил 1-й сход на берег ночлегом в камерах комендатуры г. Мурманска.
Через несколько дней - начало продвижения Сев. Мор. путем. Погода хорошая. Карское море спокойное. Следующая остановка - бухта Диксон.
На ЭОС «Сахалин» во время пробных оборотов обнаружена серьезная неисправность главного двигателя: подплавили подшипник коленчатого вала. Завод ской дефект (мое заведование, сам и обнаружил). При демонтаже поршня (диаметром около метра) повредили гайку (диаметром 150-200 мм). Запасной не было. Всю работу по ремонту, в том числе и изготовление новой гайки (это оказалось самым трудным в тех условиях), выполняют рабочие Адмиралтейского завода, сопровождающие нас на переходе. Фактически от этой гайки зависели сроки продвижения экспедиции, поэтому интересен момент доставки вновь изготовленной гайки на борт ЭОС «Сахалин». Впереди по трапу поднимается командир экспедиции капитан 1 ранга Максюта Ю.И., за ним с гайкой на руках, которую, как младенца, прижимая к груди, несет флагманский механик капитан 2 ранга Тихонов И.И., следом - командир корабля капитан 2 ранга Зонов В.М. и др. офицеры штаба. Картина была впечатляющей.
После устранения неисправности судна караван в сопровождении ледоколов следует дальше на Восток. Перед каждым кораблем ледокол (почти весь ледокольный флот на Севере). Другие корабли и суда, которым предстоял проход в 1959 году, отстаиваются в бухтах, ожидая своей очереди.
Остальной путь, в том числе и пролив Вилькицкого, прошли без происшествий. Скорость движения - 12-13 узлов.
Конец августа, бухта «Провидения». Заправка водой. 1 сентября, Авачинская бухта, г. Петропавловск-Камчатский. Еще долгие годы скорость прохода Сев. Мор пути кораблями экспедиции не была перекрыта другими судами.
Весь ход событий - быстрое переоборудование, всестороннее обеспечение для прохождения Сев. Мор пути в самые сжатые сроки - говорили о том, что наши корабли очень нужны для решения каких-то важных, неотложных задач, возможно, связанных с обороной государства. Впоследствии так и оказалось.
Назначение экспедиции для большинства окутано туманом сверхсекретности. Никто из посторонних в Петропавловске-Камчатском не мог ступить на палубу наших судов, в том числе и командующий Камчатской флотилией, встречающий на пирсе нашу экспедицию.
В поселке «Советский» на противоположном от Петропавловска берегу срочно возводятся четыре 3-этажных дома для семей офицеров и мичманов экспедиции. Это первые жилые дома в так называемом поселке (две казармы и небольшая котельная). Появилась и первая улица - ул. Мира. В дом № 1 вселяются первые семьи. Дом не достроен. В двухкомнатной квартире на третьем этаже - три семьи. В большой комнате две семьи: капитанов 3 ранга Петрова и Голедаева. Комната проходная. В маленькой комнате моя семья - жена была еще беременной. Вода в доме отсутствует. Канализация тоже. Туалет на улице. Вода привозная. Один раз за несколько дней приезжает водовозка.
В конце ноября - начале декабря 1959 г. выход - первый дальний поход. С тяжким сердцем покидаем семьи. Но…
Океан встречает не очень любезно. Особенно сороковые широты. Двигаемся на юго-восток. Становится все теплее. Зимнюю одежду сменяет летняя. В пути наконец узнали, куда конкретно мы идем. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) сообщило, что в центральной точке Тихого океана на широте и долготе такой-то и такой-то будут произведены испытания советских ракетоносителей, что всем судам и самолетам в указанный район с такого-то числа заход запрещен, что в данном «квадрате» будут работать специальные суда Советского флота, (т.е. МЫ).
Этот район находился южнее Гавайских островов, примерно на 4-6 градусов Северной широты, т.е. почти на экваторе.
От Петропавловска до указанного района мы шли около двух недель, покрыв расстояние приблизительно в 4 тыс. миль.
В заранее определенной точке, куда мы пришли, устанавливается буй, внутри которого вмонтирован баллон с ацетиленом с закрепленным наверху фонарем.
Основное назначение ТОГЭ - определение точности приводнения головной части ракеты в заданном районе. Сложность установки буя в том, что глубина океана в данном, самом «мелком» месте, составляла около 4000 м. Соответственно и длина специального тросса - более 5000 м. Якорь буя - набор связанных между собой обычных балластин.
Американский корабль-разведчик (корвет), который и вначале, и впоследствии - около нас, делал неоднократные попытки узнать «секрет» буя. Постоянные ветры и течения в данном районе обеспечивают стабильность положения буя. Его координаты были определены с достаточно большой (по тому времени) точностью, т.к. явились усредненным результатом навигационных измерений всех наших кораблей вблизи буя. Во время этой работы, как и всех дальнейших, точность места положения буя стала определяющей при обработке результатов измерений всех служб корабля, т.е. буй являлся основной точкой отсчета.
После установки буя - ожидание боевой работы. Один из кораблей остается около буя, кружит вокруг него. Остальные дрейфуют по течению и по ветру.
Великолепная погода. Температура наружного воздуха около 30 градусов, воды - чуть ниже. Многие из экипажа получили солнечные ожоги. Во внутренних помещениях судна, в каютах и на боевых постах жарко, особенно в машинно-котельном отделении. Вся вахта в трусах (плавках). Самое «прохладное» место в маш. отделении (около вентилятора) - плюс 45 градусов. Холодильные машины только для холодильных камер (продукты) и охлаждения аппаратуры телеметрии, р\локации и др.
В иллюминаторы кают и кубриков вставлены куски фанеры. Одежда л\состава: трусы, разнообразные шапочки, береты, майки, тряпки, на ногах чаще всего самодельные деревянные колодки. Офицера не отличить от матроса. Вся эта разношерстная картина попала в ТВ-хронику американцев. Съемка велась через открытые двери грузопассажирских винтовых самолетов. Потом стало известно, что одна из кинокартинок сопровождалась надписью: «Так русские покоряют космос». Специальная тропическая форма: летняя рубашка, шорты, панама, тапочки появляется только в 1962 году.
Через два-три дня после дрейфа суда возвращаются. Одно из них остается у буя, остальные снова ложатся в дрейф. Американский корвет все время у буя, кроме отрезка времени в период непосредственной боевой работы, старается убежать от греха подальше.
Начиная примерно с 1960 г. в боевой работе участвуют три судна: «Сибирь», «Сахалин» и «Сучан».
Поступает команда из центра управления (Байконур) обычно перед рассветом. Все три судна расходятся от буя, каждый в свою определенную точку. Главное при этом - обеспечение постоянной скорости при определенных оборотах машины и строго выдержанный курс корабля.
Через некоторый промежуток времени - команда из центра управления: «Старт-1» (на Байконуре стартовала ракета). На всех судах машины - на «Стоп», прекращается горение в котлах, перекрываются все клапаны продувания за борт. Останавливается дизель-генератор. Объявляется «режим тишины». Энергоснабжение - от преобразователей, получающих эл. энергию от лодочных аккумуляторов. Всякое перемещение по кораблю запрещается. На юте готовится к взлету и взлетает вертолет. Служба ГМС запускает радиозонд. Первыми начинают работать телеметристы: принимают сигналы с борта ракеты. Поступает команда из Центра «Старт-2». Срабатывает и отделяется последняя ступень  ракеты носителя. На экранах радиолокатора появляется ракета (головная часть). Вступает в работу служба оптики и стабилизации (1-я башня), фотографируется (снимается на пленку) траектория падающей ракеты. Башня этого поста тоже во время качки находится в горизонтальном положении. Вертолеты с аппаратурой «СК» со всех судов устремляются к предполагаемому месту приводнения ракеты. Столб воды при ее падении в воду составлял около 150 м, если не больше. Последними работают гидроакустики (именно для них и «режим тишины»). Весь цикл работы, всех боевых постов сопровождается точным отсчетом времени службы СЕВ (сл. единого времени).
Место нахождения нашего судна «Сахалин» было таким, что мы первыми обнаруживали падающую «болванку», которая летела над «Сахалином» и не долетела до «Сибири» и «Сучана». Саму «болванку» можно было видеть даже невооруженным глазом. Цвет ее был ярко-малиновый. На последующих ракетах цвет уже темнее. Очевидно, изменялся состав верхнего термоизолирующего слоя.
Вид падающей и догорающей многотонной ступени - не для слабонервных. Возникало ощущение, что она летит прямо на «Сахалин» и вот-вот врежется в судно.
После приводнения ракеты отменяется «режим тишины». Все службы приступают к обработке полученных результатов измерений, цель которых - определение фактической точки падения ракеты.
Вводятся котлы и вспомогательные механизмы (в условиях сильнейшей жары, температуры в отсеке 60-70 градусов и более). Запускаются дизель-генераторы. Начинается зарядка аккумуляторных батарей. Возвращаются вертолеты. Производится их посадка на юте. Суда начинают движение к бую. Обработка измерений продолжается несколько часов.
Точка падения, полученная в результате измерений всех трех судов, естественно, отличается от расчетной, но немного. Если учесть, что расстояние от нас до Байконура тысячи миль, то вышеуказанная точность - это попадание в «яблочко» (по отзывам специалистов).
Но это было началом испытаний, и если учесть, что место приводнения ракеты находилось в центре треугольника, образованного кораблями, то в случае даже небольшого отклонения ракеты, последствия могли быть печальными.
Работа для этих судов была действительно боевой, таковой ее в то время и считали, что, к сожалению, не было отражено впоследствии. Фактически, тогда мы были мишенью…
19 февраля 1960 года экспедиция вернулась в Петропавловск. Корабли ошвартовались у стенки топливной базы. Закончился мазут.
По корабельной трансляции передали сообщение: «ст. лейтенанту Гамулину убыть в городской роддом». Потому и запомнилась точная дата возвращения из 1-го дальнего похода - на следующий день 20 февраля у меня родилась дочка Марина - «морская».
После трехмесячного плавания офицерам и мичманам предоставили 3 суток отпуска. Механикам и этого не досталось. Началась энергичная подготовка к следующему походу: осмотр и ремонт аппаратуры, механизмов и систем, погрузка горюче-смазочных материалов, продовольствия.
В то время суда экспедиции швартовались у стенки базы подводных лодок (п/о Крашенинников), напротив судоремонтного завода «Горняк». До своих семей в пос. «Советский» мы добирались на лыжах: вначале по льду, затем вдоль берега. Расстояние 7-8 км. Вечером - туда, утром - обратно.
В скором времени - новый поход. И так каждый год - по 2-3 выхода. В основном, все в тот же район, за Гаваи.
Была и еще одна важнейшая задача, в решении которой участвовали все суда экспедиции, т.к. других кораблей, судов, вооруженных подобной техникой, в начале 60-х в СССР просто не существовало (несколько позже появились еще два корабля ТОГЭ-5 «Чемикан» и «Чажма»).
Накануне полета первого человека в космос в океан вышли «Сибирь», «Сахалин» и «Сучан», «выстроились» в одну линию. Расстояние между ними было довольно значительным - около 1000 миль, а может быть, и более. «Чукотка» осталась в Авачинской бухте. Наступило 12 апреля. Над нами космический корабль «Восток-1». В работе телеметрия, радиолокация, службы связи: прием сигналов с борта ракеты, фиксируется траектория полета, устанавливается телефонно-телеграфная связь с бортом космического корабля. Поставлена кассета, следуют вопросы космонавту. Слышны его ответы, которые записываются на кассету. Это повторяется при прохождении «Востока» над каждым кораблем экспедиции. Из сообщения ТАСС узнаем, что в космосе гражданин СССР летчик-испытатель майор Юрий Гагарин.
Image
Из последующих полетов («Востока-2» - Титов, «Востока-3» - Николаев, «Востока 4 и 5» - Быковский и Терешкова и др.) запомнился полет В. Терешковой. При прохождении над нами на первом витке вокруг Земли слышался ее восторженный голос. Валентина пространно отвечала на каждый вопрос, чувствовалось её приподнятое настроение. Зато на следующих витках голос её звучал все реже, ответы были замедленными - устала, все же это была первая женщина-космонавт. Из передач телеграфного агентства мы узнали, что сам президент США Кеннеди якобы сказал, что он предложил бы Валентине Терешковой руку и сердце, если бы не был женат.
Правительство СССР и «Главный» соответственно оценили нашу работу по обеспечению испытаний первых баллистических ракет и полетов первых космонавтов. Все командиры кораблей и командир экспедиции получили ордена Ленина, замы командиров, флагманские специалисты и замполиты - ордена Трудового Красного Знамени, начальники служб телеметрии, радиолокации и связи - ордена Красной Звезды и только главные механики - медали «За трудовую доблесть». Остальные - в основном младшие офицеры - денежные премии.
Мы знали о существовании «Главного конструктора», его неограниченных возможностях и о том, что выполняем его волю, но не знали ни его имени, ни фамилии. Ходили легенды, как его охраняют. Узнали, что Сергей Павлович Королев, только после его кончины.
И все же, несмотря на все торжества и восторги по поводу полетов человека в космос, основной заботой Сергея Павловича в те годы было испытание баллистических ракет.
Вспоминаются некоторые эпизоды тех лет.
Одно из первых выходов в океан. Все было, как сказано выше: постановка буя. Ожидание. По команде «ринулись» каждый корабль в свою точку. «Старт-1»., режим «тишины» и всё. Проходит полчаса, час, никаких команд. Промежуток времени между
командами «Старт-1» и «Старт-2» составлял около получаса, т.е. это было время полета ракеты от Байконура до нас.
Ресурс аккумуляторных батарей кончался. Запустили дизеля. Ввели машинно-котельную установку. Ждали долго. Каждый в своей точке. Наконец, короткая команда: «Следуйте в базу». В пути узнали, что якобы в результате авиационной катастрофы погиб маршал Неделин (сообщение ТАСС), хотя нетрудно было догадаться, что впоследствии и подтвердилось: на старте в Байконуре взорвалась та ракета, которую мы ждали.
В начале 60-х во время очередного ожидания боевой работы нас оповестили, что в 21 час местного времени к Востоку от нас в нескольких сотнях, а может, и более миль, американцы произведут взрыв водородной бомбы. Тропики, темная ночь, звезды. Делается перерыв в просмотре кинофильма на верхней палубе. В указанное время на Востоке появляется гриб, он быстро растет. Гриб похож на гигантский клубок перемещающихся змей багрового, красного, черного и др. цветов. От него во все стороны быстро разбегаются лучи яркого света. Вскоре они были и над нами. Картина жутковатая. Настроение соответствующее.
- Американский корвет постоянно находился рядом с нами. Ровно через месяц его сменял другой. Это был небольшой корабль ВМФ США водоизмещением около 1 тыс. тонн. Вооружение - орудия и пулеметы. В отличие от наших, на нем не было и следа ржавчины. Большинство команды - чернокожие. На всех красивая тропическая форма. По отношению к нам американцы вели себя очень дружелюбно, выражая это улыбками, возгласами и жестами, отвечать на которые нам настрого запрещалось. За этим зорко следили замполиты.
В 1963 году, через несколько дней после нашего прихода в точку, на американском корабле наполовину приспустили флаг США. Мы узнали, что в результате покушения был убит президент США Кеннеди. Через некоторое время пришло распоряжение и нам. На наших судах тоже приспустили флаги.
Однажды в океане разразился сильный шторм. Больше всего досталось американскому кораблю, сравнительно небольшого водоизмещения. После шторма командир корвета обратился к нашему командиру экспедиции капитану 1 ранга Максюте с просьбой о помощи. Во время шторма у них смыло одного матроса. После соответствующего разрешения из Центра все три наших корабля и корвет почти целый день бороздили океан. К сожалению, поиски оказались безрезультатными. Однако возникло какое-то чувство солидарности и взаимного уважения, чувства редкие для того времени.
Естественно, командир корвета сердечно поблагодарил командира экспедиции.
- Наши суда были рассчитаны на трехмесячное автономное плавание. Но случилось так, что, вместо трех, мы пробыли в океане четыре с половиной месяца. Кончились основные продукты питания. Остались только мука. Пораженная клещом, сухая картошка и треска в масле, пренеприятнейшая на вкус. Закончились сигареты и табак. На четвертом месяце к нам подошел российский транспорт. Доставил соленую рыбу в бочках, подгнившую свежую капусту и по одному живому поросенку на корабль, единственное, что было встречено с восторгом, но слишком мало для экипажа около 100 чел. При вскрытии бочек с рыбой ударил фонтан жидкости с мерзким запахом.
За тот поход каждый похудел в среднем на 10 кг.
- На каждом из кораблей был вертолет - небольшой 2-местный (если не ошибаюсь, Ка-2). Перед вылетом к месту падения ракеты к вертолету подвешивалась спец. аппаратура с таинственным названием «СК», вес которой очевидно превышал допустимый для данного типа вертолета. Поэтому делалось все для снижения его суммарного веса: половинный запас топлива (если не меньше), выбрасываются парашюты, одежда летчиков - шлем и плавки. И все равно вертолет взлетает после нескольких попыток («подпрыгиваний»). Наконец, поднявшись над палубой на несколько метров, он уходит в сторону и снова снижается почти до водной поверхности. Затем на максимальных оборотах медленно поднимается и летит к точке приводнения ракеты, т.е. каждый взлет вертолета превращается как бы в подвиг, особенно во время качки корабля. Когда пришли первые награды, о которых говорилось выше, о летчиках, видно, забыли. Но однажды во время очередной боевой работы вертолет с флагманского корабля «Сибирь», оказавшись над водной поверхностью, не «вытянул» и рухнул в воду. К счастью, оба летчика сумели покинуть вертолет и выплыли. Вскоре из центра пришел указ о награждении всех пилотов экспедиции орденом Красной Звезды.
Image
- Пересекая океан, мы почти всегда попадали в шторма, особенно сильные в 50-х широтах. В штормовых условиях было важно поддерживать такую скорость, чтобы не развернуло корабль лагом к волне, а это было непросто сделать при двух котлах и маломощной паровой машине. Однажды получили сообщение, что примерно через 2 суток мы попадем в сильный шторм. И в это же время выходит из строя один из паровых котлов - потекли нижние трубки огневого ряда (80 мм - диаметр трубок). На устранение подобной неисправности в обычных условиях требовалось не менее 2 суток: спустить воду, остудить котел, произвести гидравлику, выявить неисправные трубки, заглушить их и пр. Решил, что в создавшихся условиях единственный выход - приступить к выявлению неисправных трубок немедленно, не спуская воду и не остужая котел, для чего требовалось проникнуть в топку, в которой было светло от раскаленных кирпичей. О своем предложении доложил по команде. В котельное отделение спустился сам командир корабля капитан 2 ранга Марухин и, ознакомившись с предложением, запретил кому-либо влезать в топку. Затем он покинул котельное отделение, естественно, сняв с себя всякую ответственность за возможные последствия. Конечно, мы могли представить, что может случиться с кораблем, если до начала шторма не устраним неисправность.
Приготовили ТСК - термостойкий костюм, пригодный лишь для работы в задымленном помещении с небольшими очагами пожара. Облачившись в костюм, через специальный лаз проник в топку. Первая попытка не увенчалась успехом - нестерпимый жар от раскаленных кирпичей, струи перегретого пара из отверстий повреждения трубок, к тому же плохо закрепленный воздушный шланг. Но тянуть было нельзя. Давление в котле падало. Немного отдохнув, пошел во 2-й раз. Перечислил поврежденные трубки и с помощью товарищей в почти полусознательном состоянии выбрался из топки. Остальное было «делом техники»: спустили воду из котла, вскрыли лючки, заглушили перечисленные трубки. На всю работу ушло менее 20 часов. Корабли экспедиции дали полный ход. Через несколько часов начался сильнейший шторм. От командира корабля получил замечание за самовольные действия.
- В начале 60-х нас удостоил своим посещением Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота С.Г. Горшков. После 3-месячного плавания и очередной боевой работы экспедиция только что вернулась в порт. Естественно, суда имели далеко не парадный вид. Надстройки и особенно борта были покрыты ржавчиной и облезлой краской. Буквально за сутки покрасили борта (черный цвет) и основные надстройки (белый). Красили прямо по ржавчине. В назначенный день катер с Главкомом пришвартовался у одного из наших пирсов. Матросы и офицеры, одетые по-парадному, ждали команды «на построение». И вдруг непонятная команда, передаваемая, в основном, жестами дежурной службы: всем покинуть верхнюю палубу и надстройки.
Личный состав немедленно разбежался по каютам и кубрикам. Машина с Главкомом проследовала мимо судов и остановилась у борта «Сибири», где его ждал командир экспедиции капитан 1 ранга Максюта Ю.И. После непродолжительного пребывания С.Г. Горшков спустился к машине и без остановки проследовал к катеру. Конечно, офицеры и матросы ждали, что Главнокомандующий поприветствует личный состав, как-то поблагодарит его за проделанную работу, но, увы… Кстати, весь рейд Авачинской бухты диаметром около 20 км был закрыт на 6 часов в связи с проходом катера Горшкова и обеспечением его личной безопасности.
Некоторые картинки из быта моряков.
- Новый год. Температура воздуха около 30о ниже нуля. На юте, на кормовом шпиле сосенка, хранившаяся в холодильнике и чем только не украшенная. Дед Мороз (Егоров В.) в докторском халате, подвязанным красной тряпицей, такая же шапочка, борода, валенки, голые коленки. На поясе - кортик. Снегурочка - очень похожая на настоящую. Миловидное подкрашенное личико и губы (матрос - электрик). Когда включили танцевальную музыку, от кавалеров, желающих потанцевать со Снегурочкой, не было отбоя.
- Во время дрейфа корабля любители рыбной ловли получали истинное удовольствие. На спиннинг ловили золотую макрель. Рыбина с руку и более длиной. Водится в экваториальной зоне океана. Питается летучими рыбками. Рыбаки умудрились ловить рыбок оригинальным способом. Ночью за борт опускался сачок около метра в диаметре. Сверху опускался фонарь. Рыбки летели на свет, ударялись о борт и падали в сачок. Не меньшим увлечением была ловля акул длиной 1-1,5 м. В качестве крючка служил крюк для подвески мясных туш. На него насаживали кусок подпорченного мяса. Вместо лески - сигнальный фал (веревка), конец которой прихватывался за кнехт. Эта «удочка» забрасывалась с кормы корабля. Одна из акул хватала наживу, перед «поклевкой» переворачиваясь на спину. «Клевок» бывал настолько сильным, что рыбак, если бы не кнехт, рисковал оказаться за бортом.
К рыбаку подбегали 2-3 человека и быстро вытаскивали хищника на палубу. Вокруг распространялся тошнотворный запах. Рыбина билась, открывая и закрывая пасть. Толстая палка, засунутая в пасть, вмиг перекусывалась, как спичка. Находились любители изготовления разных поделок из хребта и головы, но чаще рыбину выбрасывали за борт, еще живую. Одну из хищниц на «Сибири» одели в тельняшку, к хвосту привязали ящик и сбросили в воду. Акула стала кружить вокруг корабля. Ее заметил командир экспедиции, и эта картина ему «почему-то» не понравилась.
Каждая суббота - банный день. В душевых по одной системе в смесители подавалась забортная вода (пресной не хватало), по другой - насыщенный пар. Вместо мыла использовалась какая-то масса ядовитого цвета с неприятным запахом, которая неплохо отмывала грязь. Любители могли и попариться, поддав побольше пара. После баньки для свободных от вахт офицеров была возможность, конечно, не в открытую, принять чарку-другую. Снимали стресс, накопленный за неделю с помощью «коктейля» - разведенный спирт со льдом, куда добавлялись несколько капель особого экстракта очень кислого на вкус красного цвета, который между нами имел не очень деликатное наименование. Помнится, за ужином в кают-компании один из вертолётчиков (кажется, Зубков), лицо которого имело ярко-розовый цвет, не только от баньки, через весь стол обратился к старшему помощнику с вопросом, почему не выполняется приказ командира № такой-то, который обязывал остатки спирта после профилактики техники сливать каждую субботу за борт, указывалось и время, и место слива - ют, левый борт. Я, говорит Зубков, простоял все указанное в приказе время на юте и ни один из представителей служб не вынес остатки спирта для слива за борт.
Ют, вертолетная площадка. На буртике вокруг площадки десятка два старшин и матросов. В середине - крохотная, величиной с воробья пичужка, на длинных лапках. Видно, отбилась от стаи и опустилась отдохнуть она палубу. Никто не разговаривает (боятся спугнуть), все только смотрят. На лицах умиление. Как же все соскучились по берегу, деревьям, птицам!
В одно из первых лет на корабле жила собака. Менее чем через год самочувствие ее ухудшилось. Несмотря на заботу со стороны моряков, быстро стала слабнуть и вскоре подохла. И еще, на кораблях не было крыс. Множество их появлялось на борту во время ремонта во Владивостоке. Но после первых же швартовых испытаний радиоэлектронного вооружения крысы немедленно покидали корабль. Тогда еще мало знали о вредном воздействии на живое СВЧ-излучений.
Были и такие, кто помимо своих обязанностей занимались и другим (иногда в силу сложившихся обстоятельств). Например, врач корабля Новожилов Г.Н. придумывал разные нестандартные приборы, приспособления и методы для изучения поведения человеческого организма в условиях тропиков и длительного пребывания в океане. Впоследствии на основании собранного материала защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время полковник в отставке Геннадий Николаевич Новожилов - профессор, доктор медицинских наук.
Выпускник кораблестроительного факультета ВВМИУ им. Дзержинского Гальчук В.Я. и его трюмная группа постоянно что-то демонтировали, заменяли, перекачивали. Но основной его заботой был испаритель, который постоянно или работал, или чистился. Опресненной водой питались котлы, она же использовалась для других нужд, в том числе и как питьевая. «В народе» на нашем корабле ее называли «Гальчуковочкой». Года через 2-3 службы на корабле Гальчук подготовился и поступил в Военно-морскую академию. В настоящее время капитан 1 ранга в отставке Виктор Яковлевич - профессор, доктор технических наук членкор Академии наук.
Однажды во время очередного плавания закончились реактивы для определения основных параметров котловой воды, т.е. мы не знали какое количество присадок надо вводить в котлы. Пришлось восстановить полученные в училище знания и произвести расчет циркуляции воды в трубках котла. В процессе расчёта вскрылся интересный факт: в определенной точке трубок 1-го огневого ряда происходит опрокидывание циркуляции (застой воды). Именно в этой точке с небольшой разницей плюс-минус в котлах всех кораблей экспедиции и прогорают трубки. И виноваты не кочегары, которые «плохо чистят» трубки, недоработанная инструкция по продуванию котлов. С большим трудом удалось убедить господ командиров в необходимости изменения инструкции. Аварии котлов по вышеуказанной причине прекратились.
Нелегко понять, наверное, нынешнему поколению, как можно   было выдерживать такие длительные плавания; в среднем суммарно 7-8 месяцев в году мы находились в океане, не получая ни писем, ни телеграмм, ни других сообщений о близких. Денежное содержание довольно скромное: командир группы - около 350 руб. (после хрущевской реформы), начальники служб - 450-500 руб. (В 3-4 раза меньше, чем простой рыбак на Камчатке). Уезжали в отпуск - занимали, возвращались - почти в течение года отдавали.
Наши семьи узнавали о возвращении кораблей, в основном, из сообщений ТАСС. Сообщили о закрытии района испытаний ракетоносителей - через 2 недели ждите!
Впоследствии многие из офицеров служб телеметрии, радиолокации, связи, штурмана переводились на хорошие должности в Москву и Ленинград, дослуживали до звания капитанов 1 ранга.
Командир ТОГЭ-4 Максюта Ю.И. возглавил институт в Ленинграде, получил звание контр-адмирала.
P.S.
Как ни странно, но ни в телепередачах, ни в др. СМИ, посвященных становлению наших ракетных войск, никогда не упоминаются те суда, экспедиции, которые с определенным риском, а порой и на грани возможного выдавали конечные результаты испытаний советских ракетоносителей в удаленных точках Мирового океана. Именно тех ракетоносителей, позволивших организовать первый ракетный щит нашей Родины. И почему-то не упоминаются эти суда, хотя были главным связующим звеном центра управления с первыми космонавтами, пролетающими над Тихим океаном.
В 1978 году я побывал (во время очередного отпуска, служа в Североморске) на Камчатке. Поселок Советский превратился в довольно крупный городок Петропавловск-Камчатский-2 с благоустроенными улицами и той самой первой улочкой Мира. К сожалению, корабли «те самые» были снова в океане. Хотелось ступить на палубу ЭОС «Сахалин», а это значит, что испытания ракетоносителей продолжались, и в них продолжали участвовать суда экспедиции.
В последующие годы в адрес юбилейных встреч «максютинцев» приходили поздравления от Второго космонавта генерала Г. Титова и др., а на одной из встреч присутствовала дочь С.П. Королева.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Статья о Ю.И.Максюте и Б.Г.Мордвинове.
« Ответ #2 : 29 января 2009, 09:45:32 »
Анатолий, привет!
...
                Прочитал также на сайте статью о Максюте и Мордвинове. Кто прислал эту статью? Насколько я знаю А.В.Федотова уже нет. Там ссылка на солидную "Летопись..." Е.Суворова, она у меня есть полностью.
                Однако в этой летописи обстоятельно изложены события первого этапа работ, когда по результатам опытной эксплуатации системы на надводных кораблях (этим занимался я) была принята низкоорбитная спутниковая навигационная система. После этого продолжалась разработка, испытания и опытная эксплуатация среднеорбитной спутниковой системы("Глонасс")  на атомных подводных крейсерах- ракетоносцах. Этой работой я руководил на СФ в период 1975-1976 г.г. В основном базировались в Гремихе (Иоканьга) на АПКР-625 (проект 667 БДР)и плавбазе ПЛ "Иван Колышкин". Работа завершилась отличными результатами, точность обсерваций СКО 35 м . Подводники были довольны. Я прилагаю фото, сделанное в Баренцевом море на ходовом мостике этой АПКР-625, где я с командиром корабля кап.1 ранга  И.А.Самсоновым (слева) и заместителем командира 41 дивизии АПКР кап.1 р.В.Н.Миловановым.
                В упомянутой выше статье нет ни слова об этой работе. Кроме того в предпред последнем абзаце статьи перечислены участники всех работ, защитившие кандидатские диссертации по спутниковой навигации, но нет моего имени, а я защитил диссертацию в ноябре 1974 г. после завершения опытной эксплуатации на ЭОС "Николай Зубов", где у меня был заместитель по науке Ю.С Дубинко. По этой тематике мною издано несколько книг и много статей.
Хотелось бы знать автора этой статьи.
                        С наилучшеми пожеланиями..
                                             Б.Мордвинов
 
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Статья о Ю.И.Максюте и Б.Г.Мордвинове.
« Ответ #1 : 07 декабря 2008, 16:50:24 »
Почитайте, наши люди сделали много важного в жизни:

Первая отечественная спутниковая радионавигационная система
А.В. ФЕДОТОВ

Приводится краткая история работ по первой отечественной низкоорбитной спутниковой радионавигационной системе от момента зарождения идеи ее создания до принятия на вооружение. Перечисляются специалисты Института, внесшие на различных этапах наибольший вклад в ее разработку. Подчеркивается революционизирующее значение для навигации этой системы.

Современная отечественная спутниковая радионавигация создавалась усилиями многих научных учреждений и производственных предприятий нашей страны, при этом роль Гос.НИНГИ МО РФ (в то время НИГШИ ВМФ) имеет особое значение, так как в недрах нашего Института родилась эта идея и усилиями горячих сторонников этой идеи в Институте прокладывалась трудная дорога к созданию ныне действующих низкоорбитных и среднеорбитных спутниковых радионавигационных систем.

В середине 50-х годов незадолго до запуска первого ИСЗ (1956 г.) трудно было представить, какое значение он сможет оказать на развитие навигации. Даже многие крупные ученые, получив просьбу Президиума АН СССР высказаться о том, как можно использовать космос, не смогли ничего предложить. В то же время развитие ВМФ требовало создания глобальной высокоточной системы определения координат места и курса корабля для коррекции корабельных автономных навигационных систем.

Летом 1956 г. только что окончивший ВМА старший научный сотрудник Института Вадим Алексеевич Фуфаев высказал идею использования для этой цели ИСЗ. Эту идею поддержали начальник отдела Леонид Иванович Гордеев и заместитель начальника Института известный штурман Бруно Иванович Цезаревич.

Идея использования ИСЗ, снабженных радиопередатчиком (необходимой мощности), для навигации казалась фантастической, но после запуска в Советском Союзе 4 октября 1957 г. первого ИСЗ появилась реальная основа для ее осуществления. Первые попытки привлечь к научным исследованиям этого вопроса ВМА и Пулковскую обсерваторию оказались неудачными. Оставалось рассчитывать, в первую очередь, на собственные силы.
В Институте была создана инициативная группа, которая проводила исследования по трем направлениям:
-разработка дальномерного метода определения координат корабля (В.А.Фуфаев);
-разработка доплеровского метода определения координат (В.П.Заколодяжный);
-разработка угломерных методов определения координат и поправки курсоуказания (с 1961 г. Е.Ф.Суворов).
В.А.Фуфаев и Е.Ф.Суворов кроме научных исследований много времени уделяли решению различных организационных вопросов. Идея постепенно пробивала себе дорогу и в других научных организациях.

В результате выполненных проработок и после серии полезных совещаний в Подмосковном НИИ космического профиля (январь–март 1958 г.) с участием И.А.Артельщикова, А.А.Большого, Г.И.Левина, Ю.А.Мозжорина, П.Е.Эльясберга, В.Д.Ястребова в НИИ МО началась разработка аванпроекта системы. В 1959 г. в Институте в течение года была проведена научно-исследовательская работа по разработке методов определения координат места по навигационным ИСЗ. На эту пионерскую научно-исследовательскую работу Комитетом по делам изобретений и открытий при СМ СССР впоследствии было выдано удостоверение о регистрации. Выводы, сделанные в отчете о работе, свидетельствуют о том, что на тот период не учитывалась возможность использования всего видимого участка орбиты ни в доплеровском, ни в дальномерном методах, реализованных в системе в последующем. Это прежде всего связано с тем, что тогда еще не представляли огромных возможностей вычислительной техники.

Таким образом, благодаря исследованиям, проводимым в 1958–1959 гг. в нашем Институте, институтах и вузах МО, АН СССР и промышленности в стране был заложен самостоятельный научно-исследовательский фундамент спутниковой радионавигации и подготовлен этап практического создания низкоорбитной спутниковой радионавигационной системы (СРНС). В первой половине 1960 г. был разработан аванпроект первой отечественной низкоорбитной СРНС. Однако, по ряду причин работы по созданию системы были отложены.

Период 1961–1963 гг. были весьма трудным для инициаторов создания СРНС. В 1961 г. произошла реорганизация Института и он утратил самостоятельность, войдя в состав объединенного Института ВМФ. Руководство объединенным Институтом пыталось переподчинить инициативную группу, а разрабатываемую систему включить в многофункциональную космическую систему ВМФ. В промышленности среди разработчиков навигационных комплексов появились противники создания СРНС. Они пытались доказать, что использование радиоастрономических методов определения места имеет большие перспективы для глобальной всепогодной помехоустойчивой навигации.

Несмотря на все эти неприятности, которые отнимали у руководителей инициативной группы массу времени, работы над созданием методов спутниковой радионавигации продолжались. С помощью ЭВМ "Урал", а позднее "М-20", были кординально решены вопросы математического моделирования, что позволило "проигрывать" различные варианты задачи определения координат при большой избыточности измеренных значений навигационных параметров и получить более ясное представление о степени необходимой детализации алгоритма решения навигационной задачи для ее реализации в корабельной аппаратуре.

Так была решена задача оценки точности определения поправки курсоуказания по ИСЗ, связанная с перебором значений с секундными шагами аргументов в пределах нескольких угловых минут и выбором минимальных значений.

В.П.Заколодяжным был наиболее полно исследован алгоритм доплеровского метода (1958–1964), что позволило в дальнейшем положить его в основу создания приемной аппаратуры "Штырь-Б".
В этот период много внимания уделялось разработке концепции организации вычислений и концепции эфемеридного обеспечения.
Вопросы использования вычислительных устройств, в первую очередь, решались применительно к корабельной приемной аппаратуре. Первые же попытки моделирования задач показали необходимость выполнения большого объема вычислений в ходе обсервации. Поэтому Институту приходилось искать разработчиков малогабаритных вычислительных устройств для этих целей. В 1961 г. была предпринята попытка привлечь организацию, возглавляемую главным конструктором Ф.Г.Старосом, но она оказалась неудачной. Надо отметить, что в то время головными институтами ВМФ, НТК ВМФ был взят курс на использование на корабле единой ЭВМ – боевой информационно-управляющей системы (БИУС), разработка специализированных ЭВМ для решения отдельных задач категорически запрещалась.

Ошибочность этого требования сотрудникам Института пришлось испытать при разработке корабельных приемоиндикаторов, предполагаемых к широкому распространению, вплоть до малых кораблей и судов любых ведомств, когда требовалось для вычислений использовать элемент БИУСа по весам и габаритам в десятки раз превосходящим возможности размещения этой аппаратуры на корабле.

Поэтому при разработке доплеровской комплектации корабельной аппаратуры "Штырь-М" в ее состав был включен блок вторичной обработки информации (фактически специализированная ЭВМ).

Впоследствии была принята новая стратегия – "иерархическая система", которая допускала создание специализированных ЭВМ, но на это ушли годы.

В 1964 г. Институт снова стал самостоятельным и была создана лаборатория по спутниковой тематике, которую возглавил Е.Ф.Суворов. К руководству возрожденным Институтом пришел контр-адмирал Юрий Иванович Максюта. В его лице направление спутниковых навигационных систем получило компетентное и целенаправленное руководство.

Многократные сообщения о состоянии работ по системе США "Транзит", которая с 1963 г. уже функционировала, привели к тому, что 15.01.64 г. на правительственном уровне было принято решение о создании отечественной спутниковой системы.

С этого решения на основе разработанной в Институте методологической базы начались практические шаги по созданию отечественных СРНС. В декабре 1966 г. в Институте был сформирован отдел "Методов и средств использования искусственных спутников Земли в навигации", из трех лабораторий.

Коллектив отдела существенно усилился с прибытием в него И.Р.Берестенко, Г.А.Букина, В.И.Лапшиной из Красноярского ОКБ, ветерана разработки корабельных радиоастрономических средств Э.А.Жижемского, выпускников ВМА В.А. Панкевича, Ю.С.Тюрина, выпускника академии им.Дзержинского В.А.Пыленкова, выпускников академии им.А.Ф.Можайского Л.А.Кобякова, Е.А.Малыгина и В.Н.Челищева.

23 ноября 1967 г. первый отечественный навигационный ИСЗ "Космос 192" был выведен на орбиту. Непосредственно разработкой первой отечественной СРНС занимались: Красноярское ОКБ прикладной механики – головная организация (руководители М.Ф.Решетнев, Г.М.Чернявский), Московское НИИ приборостроения (Б.И.Борисенко, Н.Е.Иванов, В.А.Салищев), ЛНИРТИ (П.П.Дмитриев, А.Ф.Смирновский).

В научных разработках принимали участие наш Институт и ЛВВИА им.А.Ф.Можайского. Подмосковный НИИ космического профиля творчески взаимодействовал со всеми организациями-участниками.

Для испытаний корабельной навигационной аппаратуры был переоборудован ЭОС "Николай Зубов". В организации работ по переоборудованию деятельное участие приняли офицеры Гидрографического управления ВМФ В.И.Губанов, Е.А.Конеченков и Ю.Н.Косков, а от Института В.Н.Агафонов и Ю.Н.Семаков.

Испытания корабельной аппаратуры были начаты в Балтийском море и на наземном измерительном пункте в районе г.Щелково. Были предъявлены: доплеровская аппаратуры "Штырь-Б" (гл.конструктор Н.Е.Иванов), дальномерная аппаратура "Импульс-Б" (гл.конструктор А.Ф.Смирновский), угломерная аппаратура "Цезий" (гл. конструктор М.К.Петушков), аппаратура синхронизации "Карбид-Б" (гл.конструктор Е.Ю.Сентянин) и ЭВМ "Амулет" (гл.конструктор В.В.Стрыгин). Первый сигнал был принят в конце 1967 г. вскоре после запуска спутника "Космос-192". Позднее к испытаниям были привлечены пл "Б-36", "Б-78" КСФ и "Б-88" КТОФ.

В государственных испытаниях от ВМФ участвовали В.Д.Шандабылов (ГС ВМФ), Н.И.Богаткин, П.С.Волосов, Г.К.Данилова, В.П.Заколодяжный, В.Н.Кефала, Н.Д.Кириченко, Ю.Н.Косков, В.И.Лапшина, Ю.И.Максюта, Б.Г.Мордвинов, В.А.Пыленков, Е.Ф.Суворов, Ю.С.Тюрин, В.А.Фуфаев,(Институт).

Положительные результаты испытаний позволили в 1972 г. перейти к опытной эксплуатации системы "Залив", в состав которой входили 4 спутника на круговых орбитах высотой около 1000 км. За время опытной эксплуатации системы было обеспечено более ста дальних походов кораблей и судов ВМФ. С целью оплавывания системы два похода совершил ЭОС "Николай Зубов". Первый поход с 10.01.71 по 22.06.71 г. – по маршруту: Ломоносов–Балтийск–Свиноуйсце–Мурманск–Гавана–м.Доброй Надежды–Гвинейский залив–Мурманск–Свиноуйсце–Ломоносов. За 152 суток похода было пройдено 30389 миль, произведено 554 обсервации. От Института в походе участвовали Б.Г.Мордвинов (начальник экспедиции)[/color], П.С.Волосов, Ю.А.Гаврилов, В.К.Гаранин, Н.И.Королев, В.Н.Хоробрых.

Анализ материалов похода подтвердил:
-правильность общих принципов построения и функционирования системы;
-реальность достижения заданных характеристик;
-превышение инструментальной точности аппаратуры по отношению к точности прогноза эфемерид.

Второй поход ЭОС "Николай Зубов" проходил с 10.04. по 28.10.72 г. по маршруту: Ломоносов–Балтийск–Росток–Касабланка–острова Южн.Георгия–район м.Горн–Фольклендские острова–Монтевидео–Куба–Галифакс–Росток–Балтийск–Ломоносов. За 203 суток похода пройдено 27920 миль, произведено 1500 обсерваций. От Института в походе участвовали Б.Г.Мордвинов (зам.начальника экспедиции)[/color], В.В.Терентьев, от ВМА – Ю.С.Дубинко.

Этот поход, где научное руководство осуществлял Ю.С.Дубинко, дал ценные материалы, которые позволили оценить созданную систему критически и наметить пути и направления развития корабельной аппаратуры СРНС. Принятие системы на вооружение состоялось в сентябре 1976 г. Основные характеристики первой отечественной СРНС: средняя квадратическая погрешность определения координат места – 250 м. Длительность обсервации 6–15 мин. В дальнейшем перспективы развития корабельной аппаратуры были рассмотрены и определены в научно-исследовательских работах, проводившихся в 1977–1988 гг. под руководством начальника отдела, а затем заместителя начальника Института Ю.С.Дубинко. Будучи высокоэрудированным специалистом в области современной радиоэлектроники, хорошо владеющий математическим аппаратом, получив большой опыт работы со спутниковыми навигационными системами, Ю.С.Дубинко впервые в отечественной науке и практике предложил и внедрил принципы математического проектирования аппаратуры потребителей этих систем. Суть указанных принципов достаточно полно изложена в книгах "Судовые комплексы спутниковой навигации", "Бортовые устройства спутниковой радионавигации", в ряде статей и докладов, основным автором которых является Ю.С.Дубинко.

В эти же годы он продолжил в Институте научный поиск решения ряда проблем, возникших в ходе создания первой СРНС. Так, влияние погрешности учитываемой скорости объекта на суммарную погрешность определения места является наиболее существенным недостатком низкоорбитных СРНС. С целью уменьшения влияния этой погрешности в аппаратуру АДК-4 по предложению Ю.С.Дубинко была включена составляющая вектора скорости, направленная вдоль трассы спутника. Ее включение снизило чувствительность к погрешности скорости до 70 м на 1 уз, против 360 м в АДК-3. Однако это привело к увеличению погрешностей координат на качке. Дальнейшие исследования, выполненные Ю.С.Дубинко и Г.К.Даниловой, определили пути демпфирования влияния качки на точность определения координат. Результаты этих исследований были внедрены в новые корабельные приемоиндикаторы.

В 1980 г. под научным руководством Ю.С.Дубинко и участии В.А.Фуфаева сотрудниками экспериментальной лаборатории Института (А.Т.Берладиным, С.В.Болдыревым, Г.К.Даниловой, М.А.Добориным, В.Ф.Зуевым, В.И.Лапшиной, А.А.Мониевым, А.М.Пановым, К.М.Петушковым, И.В.Ратьковым) без какого-либо участия промышленности была разработана первая математическая модель и создан действующий макет принципиально новой корабельной аппаратуры. Между тем появились трудности с размещением антенн для приема сигналов СРНС на многоцелевых подводных лодках. Выполненные промышленностью различные варианты размещения антенн практически осуществить не удалось.

Тогда в 1979–1982 гг. сотрудниками Института В.И.Киричеком и Е.Н.Сафроновым под руководством начальника отдела В.А.Монтелли были проведены эксперименты на Северном флоте по приему сигналов СРНС на серийные связные антенны пл. Проведенные исследования прошли успешно, что обеспечило внедрение корабельной приемной аппаратуры АДК-3 на многоцелевые пл. Для сопряжения АДК-3 со связными антеннами сотрудниками Института в 1984 г. был разработан и внедрен антенный коммутатор ПА-Ш. Вооружение аппаратурой спутниковых навигационных систем пл старых проектов (611, 613, 641) было осуществлено разработкой тем же авторским коллективом малогабаритных антенн АМА-П и АМА-Н.

Создание низкоорбитной спутниковой навигационной системы была настоящей революцией в навигации. Впервые корабли и суда нашей страны смогли определять с высокой точностью свое место в любой точке Мирового океана по отечественной системе. В ходе разработки системы и по результатам ее эксплуатации ряд сотрудников Института защитили кандидатские диссертации: В.П.Заколодяжный (1964 г.), В.А.Фуфаев (1966 г.), Г.А.Букин (1969 г.), С.Я.Генералов (1972 г.), Г.К.Данилова(1988 г.) и др. Ряд сотрудников Института был отмечен правительственными наградами. Начальник Института Ю.И.Максюта стал лауреатом Ленинской премии, а В.П.Заколодяжный, Е.Ф.Суворов, В.А.Фуфаев – лауреатами Государственной премии.

Благодаря опыту создания и использования этой системы идея спутниковой радионавигации быстро приобрела своих союзников в других родах войск и народном хозяйстве. В СССР выросли большие коллективы опытных разработчиков, которые были в состоянии уверенно повести дело дальнейшего прогресса СРНС.

Спутниковые навигационные системы открыли новую эру глобальной прецизионной навигации. Гос.НИНГИ МО РФ не только был одним из основателей нового научно-технического направления, но и активно участвовал на всех этапах создания низкоорбитных и среднеорбитной СРНС.

На различных этапах создания отечественных спутниковых навигационных систем активное участие от ВМФ принимали: Ю.И.Базаров, Н.И.Богаткин, С.Я.Генералов, Л.И.Гордеев, Г.К.Данилова, Е.С.Доведов, Ю.С.Дубинко, Э.А.Жижемский, В.П.Заколодяжный, Ю.Н.Косков, В.И.Лапшина, Ю.И.Максюта, В.А.Монтелли, Э.М.Нарышкина, В.А.Панкевич, И.В.Пивковский, Е.Ф.Суворов, Ю.С.Тюрин, В.А.Фуфаев, А.А.Шашков и др. Большая организационная работа была проведена С.А.Колосковым, А.И.Рассохо, Р.В.Старкиным, Г.Г.Толстолуцким, В.Д.Шандабыловым.

Статья написана по материалам Ю.И.Базарова, А.В.Зайцева, Ю.Н.Коскова и Е.Ф.Суворова,


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Суворов Е.Ф. Летопись зарождения, развития первых шагов реализации идеи отечественной спутниковой навигационной системы. Рукопись.

2. Шебшаевич В.С. Развитие теоретических основ спутниковой радионавигации Ленинградской радиокосмической школой/ // Радионавигация и время. –1992. –№ 1.

3. Федотов А.В. От эфемерид светил до космических навигационных систем // Морской сборник.– 1995.–№ 8.

4. История Гидрографической службы Российского флота. Том 2.–: ГУНиО МО. –1997.

http://www.navy.ru/editions/nh/7-10.htm
Никто пути пройденного у нас не отберёт