Автор Тема: Документы о создании Плавучего измерительного комплекса.  (Прочитано 367 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • ВМФ СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4725
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
Я думаю, без своей выгоды, америкосы не стали бы сотрудничать с нами,  в космосе ... Может пока временно, чтобы потом ,к своиму космосу, применить кое что ..  .111
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Выступление Неделина на ХХI партийной конференции Северо-Кавказского военного округа довольно известно. Были времена, когда ого изучалось нашими противниками вдоль и поперек. И М.И. выбырал каждое слово, он был, наверное, самым важным генералом в СССР того времени.

4 февраля 1958 г.

«Первые искусственные спутники Земли, запущенные в Советском Союзе, открыли новую страницу в истории мировой науки и цивилизации. Соединённые Штаты Америки, с помощью немецких учёных, сумели запустить свой спутник только спустя четыре месяца после нашего первого спутник. Однако вес их спутника в 6 раз меньше нашего первого и почти в 40 раз меньше второго советского спутника Земли. Он настолько мал, что его невозможно будет наблюдать невооружённым глазом человека. Кроме того, орбита движения американского спутника выбрана вдоль экватора, чтобы использовать силу инерции от вращения Земли. Запустить спутник по орбите, аналогичной той, по которой движутся наши спутники, американцы и сейчас ещё не в состоянии. Не случайно, сам руководитель и конструктор ракетоносителя спутника не уменьшает разрыва в 5 лет, образовавшегося в научных открытиях и расчётах между СССР и Америкой.»

В 40 раз меньше нашего спутника...
Да, американцы поняли, что мы выведем гораздо больший заряд. И это было правдой. На это же обращал внимание Каманин. Да, мы уже стали подбираться к весу пилотируемого корабля.
Но это же, на мой взгляд, привело и к неожидаемым последствиям: количество американских спутников в разы стало превышать наши запуски.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2222
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
Думаю лишним не будет:

На повестку дня вставали новые задачи. В январе 1958 года на заседании Президиума ЦК КПСС был одобрен представленный Устиновым, Домрачёвым, Малиновским, Келдышем, Королёвым и Неделиным план по дальнейшей отработке ракеты Р-7 и подготовке к запуску третьего искусственного спутника земли. Одновременно предписывалось изучить возможности создания ракеты для запуска на Луну (объект «Д»).  В декабре 1958 года в ЦК направляется докладная записка за подписями Малиновского, Неделина, Рябикова и других о создании плавучего измерительного комплекса и оснащения его измерительной аппаратурой, средствами связи и службой единого времени для обеспечения лётных испытаний изделий Р-7, Р-7А и Р-16 стрельбой на полную дальность.

 

 И уже 5 января 1959 года эти предложения утверждены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР (№18-6). Практически сразу же завод № 189 в Ленинграде приступает к переоборудованию четырех транспортных судов типа «Донбасс» под корабли плавучего измерительного комплекса, затем, в начале лета, суда переводятся в Петропавловск-Камчатский к месту постоянного базирования. Начинаются испытания ракет Р-7, Р-12, Р-7А.

 Происходят некоторые изменения в должностных обязанностях М. И. Неделина. В целях сохранения преемственности и использования накопленного опыта по испытаниям ракеты Р-7 руководство Государственной комиссией по проведению совместных (промышленности и Министерства обороны СССР) испытаний ракеты Р-7А на полную дальность в районе акватории Тихого океана возлагается на заместителя Министра обороны М. И. Неделина. Заместителем председателя комиссии назначен Л.А. Гришин, зам. председателя Государственного комитета Совмина СССР по оборонной технике, техническим руководителем – начальник и главный конструктор ОКБ-1 НИИ-88 С.П. Королёв (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.11.1959г.)
http://patriot-rusi.ru/clauses/geroi-sssr-i-rossii/doroga-v-kosmos-chast-2/
Свистать всех наверх!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • ВМФ СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4725
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
Виктор Юрьевич ,привет, ну ты где то находишь ,историю наших кораблей ,молодец ..  Вооот! 0__16 (2222)
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • ВМФ СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4725
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
Викторович, подрифтовал ..   .118 ;D 0__16
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Онлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2222
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
денег было много, в то время где-то по 3 рубля в один месяц с человека и вот тебе новый корабль. Там кстати на сайте очень много интересных доков. Но это другая тема. 0__16. Викторович, я не ищу, анализирую. Этим постановлением можно было создать и третий, но вот не сложилось, заэкономились.
Свистать всех наверх!

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1135
    • Email
Вы как слепой с глухим. Витя, где говорится о трех кораблях вдобавок??? Говорится о втором ПИК из трех кораблей. Почему туда нельзя включить Чукотку переоборудованную из корабля ретранслятра в КИК. Витя ты выискиваешь ухабы на ровной дороге. Прям как дедушка-Энерджайзер.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
2. Поручить Министерству обороны СССР (тт. Захарову, Москаленко), Совету Министров РСФСР (т. Рябикову), Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике (т. Рудневу), Государственному комитету Совета Министров СССР по радиоэлектронике (т. Калмыкову), Государственному комитету Совета Министров СССР по судостроению (т. Бутома) и Министерству морского флота (т. Бакаеву) в месячный срок представить согласованные предложения по созданию второго плавучего измерительного комплекса .

Нет, Витя, планировалось именно так. Постановления не возникают с бухты-барахты(как сейчас), уверен, что заслушивали и текущую ситуацию, предложения ТОФа и т.д. НИИ-4 инициировал это предложение. Денег много не было во и делали "из того, что было" - выражение нашего А.В.Лимановского.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2222
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
Чажма, Чумикан, а третий какой?

Чукотка.
С этого момента поподробней в 1959 году переход совершило 4 корабля: Сучан, Сибирь, Сахалин и Чукотка.
22 апреля 1959 г.
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 января 1959 года № 18-6 на заводе № 189 в Ленинграде переоборудуются четыре транспортных судна типа «Донбасс» под корабли плавучего измерительного комплекса

Тут вот все правильно.
А вот постановление от № 1149-482 27 октября 1960 г. Должно вдобавок еще 3 корабля сделать, средств что-ли на еще один корабль не хватило?
Свистать всех наверх!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2222
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
Документ о создании второго плавучего измерительного комплекса:

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании плавучего измерительного комплекса»

№ 1149-482 27 октября 1960 г.

СОВ.СЕКРЕТНО Особой важности

В целях обеспечения измерений при пусках космических объектов и завершения испытаний изделий Р-9А, Р-16 и Р-26 на полную дальность Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Принять предложение Министерства обороны СССР (т. Захарова), Совета Министров РСФСР (т. Рябикова), Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (т. Руднева), Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике (т. Калмыкова) и Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению (т. Бутома), рассмотренное и одобренное Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, о создании в 1961 году второго плавучего измерительного комплекса для обеспечения измерений при пусках космических объектов и завершения испытаний изделий Р-9А, Р-16 и Р-26 на полную дальность в составе трех судов.

2. Поручить Министерству обороны СССР (тт. Захарову, Москаленко), Совету Министров РСФСР (т. Рябикову), Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике (т. Рудневу), Государственному комитету Совета Министров СССР по радиоэлектронике (т. Калмыкову), Государственному комитету Совета Министров СССР по судостроению (т. Бутома) и Министерству морского флота (т. Бакаеву) в месячный срок представить согласованные предложения по созданию второго плавучего измерительного комплекса .

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

АП РФ. Ф.93. Коллекция постановлений и распоряжений СМ СССР за 1960 г. Заверенная копия на бланке.


http://www.coldwar.ru/arms_race/iniciativa/o-sozdanii-plavuchego-kompleksa.php

Чажма, Чумикан, а третий какой?
Свистать всех наверх!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Саша, очень интересно! Эх, иметь бы две жизни и одну из них целиком отдать морю-океану!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2204
    • Email
Цитировать
Хотел найти в интернете что же это за лебедка такая ВНИРО
Цитировать
Получается поначалу, какие-то исследования по научно исследовательским работам выполнялись для этого института?
   Витя, нет, для ВНИИРО наши корабли никаких исследований не проводили. Разве что косвенно - если с лебёдки наши спецы ГМС делали гидрологическую станцию, т.е. опускали в толщу океана батометры и с помощью батометров измеряли температуру воды и её солёность на разных глубинах. А затем этими данными пользовались ВНИИРОшники. Но это общемировая практика. С другой стороны, эти данные всегда нужны Гидрографии ВМФ для определения глубины так называемого "слоя скачка", знание которого нужно подводникам.
   Лебёдка ВНИИРО - это гидрологическая лебёдка для постановки таких станций на всех научно-исследовательских судах, изучающих океан. Бывают разных размеров. Думаю, что на КИКах была лебёдка для постановки буйковых станций. Это могут рассказать наши спецы-ГМСники.
    Привожу несколько фото из своей практики. На первой - я у лебёдки ВНИИРО при постановке гидрологической станции в ноябре 1976-го года у западного побережья Камчатки, когда работал инженером-океанологом в ТУРНИФе(одном из подразделений ВНИИРО). Лебёдка небольшая. На втором снимке - тоже я (тот, что по пояс раздетый в белых галицах) при постановке буйковой станции в тропической Атлантике летом 1974-го года на НИС "Профессор Визе". Эта лебёдка гораздо крупнее. На следующем фото я (справа) пр постановке станции на "Визе". И на последнем - те самые батометры для измерения t* и взятия проб воды с разных глубин океана.
    Что касается подробной инфы о самОй лебёдке, попробую тебе помочь - возможно, где-то в домашнем архиве сохранилась кой-какая литература по морской гидрометрии. Но, думаю, что луше этот вопрос осветит Лёша Ковалевский.

Онлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2222
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
Хотел найти в интернете что же это за лебедка такая ВНИРО. Лебедки не нашел. Но оказывается что ВНИРО: Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) — головной научно-исследовательский институт рыбохозяйственной отрасли. Научно-исследовательская организация создана более 80 лет назад для научного сопровождения государственной деятельности по управлению рыболовством, координации выполнения планов и программ рыбохозяйственных научно-исследовательских работ всех рыбохозяйственных научных организаций Российской Федерации. ВНИРО проводит научные экспедиционные исследования и разрабатывает биологические обоснования объемов общих допустимых уловов (ОДУ) и рекомендованного вылова водных биоресурсов морей и пресных вод России и Мирового океана. Научные исследования ВНИРО охватывают вопросы создания и развития научно-технических основ рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, аквакультуры, международной деятельности.

Получается поначалу, какие-то исследования по научно исследовательским работам выполнялись для этого института?
Свистать всех наверх!

Онлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2204
    • Email
     Ещё со сталинских времён такие слаженность и оперативность были нормой в СССР. Вспомните эвакуацию оборонки в 41-м и возобновление работы на новых местах, порой в чистом поле, что спасло тогда страну. Так и в нашем случае - холодная война была не на словах, а на деле. Наше соединение стало серьёзной опорой в развитии ракетно-ядерного оружия, в чём остро нуждалась страна. Рассказ всему миру Никиты Сергеевича в памятной съездовской речи о наших первых работах - это козырная карта, вынутая вовремя. А не будь той оперативности в принятии и реализации решений - кто его знает, как бы всё повернулось.
     Сегодняшняя тянучка с ремонтом "Маршала Крылова" - яркий пример обратного. Вроде Сирия всех отрезвила, и "Мономахи"-"Невские" сдают задачи К-2, и "внезапные проверки состояния ВС" эффективны. Ну а что дальше?! Нужно развитие, прорыв. "Крылов"-то, как и вся наша ТОГЭ, для этого и создавался. А всё буксует, буксует, буксует... Тревожно что-то на душе... 0_100_1

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 486
  • "Сибирь" 1958-1961
    • Email
Анатолий Михайлович, редкий материал откопали об истории создания ТОГЭ-4, большое спасибо! Прочитал с огромным интересом. Поражает слаженность и оперативность решения задачи государственной важности различными ведомствами.Не рынок, однако!

Онлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2222
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
Уже познакомился: Александр Королёв из Беларуси. А что тебя смущает в датах?

Флаг поднят 26 июля.
Чукотка - проект 1129
Первая БР 21-22 октября.
В эта строчка - 26 июля 1959 года на кораблях проекта 1128 и 1129 («Сибирь», «Сахалин», «Сучан») был поднят флаг гидрографической службы ВМФ.
должна выглядеть так - 26 июля 1959 года на кораблях проекта 1128 («Сибирь», «Сахалин», «Сучан») был поднят флаг гидрографической службы ВМФ.
(т.к эти три корабля проекта 1128, не знаю когда на Чукотке был флаг поднят, если в то же время тогда надо оставить 1129 и добавить "Чукотка")

А вот эта строчка - Первая боевая работа произошла 21-22 октября 1959 года.
вот так - Первая боевая работа произошла 22 октября 1959 года.
Вот список пусков ракет из книги "Задача особой государственной важности" в ней первый пуск 22 октября кстати пуск номер "830", да и на сайте обсуждали и даже нашли вырезки из газет.
Свистать всех наверх!

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1146
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
Докладная записка Малиновского и др. от 10.12.58 о создании ПИК
(docx-файл уже был тут приложен)
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Вот эта книга: http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/zadachi-osoboi/01.html

Поразительная книга!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Да, за такую книгу я заплатил бы, не жалея.

Я познакомился с Александром. Чрезвычайно увлечённый человек, хотя жалуется на нехватку времени. Это и понятно. Я рассказал про нас, про тебя, Владимир Алексеевич, про Александр Нему. Он очень быстро исправляет ошибки, но не хочу его сразу грузить. И так - огромное ему спасибо!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1146
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
Отличная подборка!
У автора были хорошие источники: статьи А.Курочкина в Википедии и книга - "Задача особой государственной важности". Добыть бы её.
Есть нестыковка в данных о годах командования ТОГЭ-4 в 1967-74 гг.

Кстати, в те же 50-60-е годы существовало ещё одно значение аббревиатуры ПИК - Полигонный измерительный комплекс (инф. сайта КИК СССР, см. http://kik-sssr.ru/Kuznechov.htm и др.страницы)

Вдогонку:
Книжка "Задача особой государственной важности" в сети: http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/zadachi-osoboi/01.html
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Цитировать
2. Тт. Руднев, Неделин, Келдыш и Королев 4 октября 1958 г.[Обращаю внимание, что предложения были выдвинуты в день запуска Первого спутника]

Михалыч, не "в день запуска", а в первую годовщину запуска.

Совершенно верно, Алексеич! Это я и имел в виду.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2204
    • Email
Цитировать
2. Тт. Руднев, Неделин, Келдыш и Королев 4 октября 1958 г.[Обращаю внимание, что предложения были выдвинуты в день запуска Первого спутника]

Михалыч, не "в день запуска", а в первую годовщину запуска.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Уже познакомился: Александр Королёв из Беларуси. А что тебя смущает в датах?

Флаг поднят 26 июля.
Чукотка - проект 1129
Первая БР 21-22 октября.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2222
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
Нашёл поразительный сайт http://rvsn.info/test_range/toge_04.html
Михалыч, надо с ними связаться чтоб ошибочки подправили (зеленым отметил проверить бы дату, первая боевая работа 22 октября и переименование Сучана было в 73 г.):

26 июля 1959 года на кораблях проекта 1128 и 1129 («Сибирь», «Сахалин», «Сучан») был поднят флаг гидрографической службы ВМФ.

Первая боевая работа произошла 21-22 октября 1959 года.

В 1972 году корабль «Сучан» переименован в «Спасск».

Возможно есть еще какие ошибки, надо проверить досканально.
Свистать всех наверх!

Онлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 3020
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
    • Email
Поразительно. Как оперативно принимались решения.
Душу - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Очень интересна справка по предложению Королёва, Глушко, его зам. Обращаю внимание, что предложения были выдвинуты в день запуска Первого спутника. И очень интересно, хотя и было очевидно: М.И.Неделин - один из основателей нашего соединения.

Справка к предложениям Д.Ф. Устинова, Р.Я. Малиновского, Б.Е. Бутомы, К.Н. Руднева, В.Д. Калмыкова, А.Г. Головко, М.И. Неделина, В.М. Рябикова в ЦК КПСС о порядке перевода кораблей плавучего измерительного комплекса из Ленинграда в Петропавловск-Камчатский
г. Москва, Кремль

13 апреля 1959 г.
Совершенно секретно
СПРАВКА
1. В предложениях тт. Устинова, Малиновского, Рябикова, Руднева, Славского, Шокина, Неделина, Бутомы, Королева, Глушко, Рязанского, Пилюгина, Бармина и Кузнецова о возможности значительного увеличения дальности стрельбы изделиями типа 8К71, представленных 29 мая 1958 г. на рассмотрение Совету Обороны СССР (документ ВП-3/1268), предлагалось Министерству обороны СССР, госкомитетам по оборонной технике, электронике, судостроению и министерству морского флота в 2-месячный срок проработать вопрос о возможности создания трех плавучих измерительных пунктов, оборудованных необходимой аппаратурой, и подготовить необходимые мероприятия.

Указанные предложения 20 июня 1958 г. были рассмотрены на Совете Обороны (протокол № 16) и в основном приняты. Тт. Устинову, Рудневу, Неделину и Королеву было поручено уточнить проект на основе состоявшегося обмена мнениями, оформить его как постановление ЦК КПСС и Совмина СССР и в 10-дневный срок представить в окончательной редакции в ЦК КПСС.

Во исполнение этого поручения тт. Устинов, Руднев, Неделин и Королев 30 июня 1958 г. внесли на рассмотрение ЦК КПСС проект решения по данному вопросу, который был принят на Президиуме ЦК КПСС 2 июля 1958 г. (протокол № 162, пункт 14) и оформлен постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 2 июля 1958 г. № 724-346.

2. Тт. Руднев, Неделин, Келдыш и Королев 4 октября 1958 г.[Обращаю внимание, что предложения были выдвинуты в день запуска Первого спутника] (документ № ВП-3/2106) представили в ЦК КПСС предложения об отработке изделия 8К71 на полную дальность. Предложения были рассмотрены 9 октября 1958 г. на Президиуме ЦК КПСС и оформлены постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 9 октября 1958 г. № 1127-544.

В пункте 2 указанного решения было поручено тт. Малиновскому, Неделину, Рябикову, Бутоме, Рудневу, Калмыкову, Бакаеву обеспечить во 2 квартале 1959 г. готовность измерительных средств на кораблях для завершения отработки изделий 8К71 на полную дальность.

3. Конкретные предложения о создании плавучего измерительного комплекса тт. Малиновским, Неделиным, Рябиковым, Бутомой, Рудневым, Калмыковым и Бакаевым были представлены в ЦК КПСС 11 декабря 1958 г., приняты на Президиуме ЦК КПСС 5 января 1959 г. и оформлены постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 5 января 1959 года № 18-6.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 47. Д. 222. Л. 145. Подлинник.
Источники:
1. Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
А вот знаменитое совещание С.П.Королёва с "генералами". Королёв принимает участие, как Генеральный конструктор, поручения даются "генералам".

Докладная записка Р.Я. Малиновского, М.И. Неделина, С.Г. Горшкова, К.Н. Руднева, С.М. Владимирского, Б.Е. Бутомы, С.П. Королева в ЦК КПСС о трассах стрельбы ракетами Р-7 на полную дальность
 

г. Москва, Кремль

22 апреля 1959 г.
Совершенно секретно
Особая папка

ЦК КПСС
Докладываем:

Для обеспечения летных испытаний ракет Р-7, Р-7 А, Р-16 и Р-9 на полную дальность с целью проверки сохранности головных частей в условиях высоких температур и полетных нагрузок, работы взрывательного устройства и получения прямых данных о досягаемости, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 января 1959 г. № 18-6 предусмотрено создание плавучего измерительного комплекса в составе четырех кораблей.

Требованиям, предъявляемым к трассам летных испытаний на полную дальность, наиболее полно удовлетворяют трассы с азимутами прицеливания, лежащими в пределах 35-50 градусов (см. карту1). Эти трассы стрельбы и соответствующие им районы падения головных частей и первых ступеней ракет имеют следующие характеристики:

— трассы стрельбы целиком проходят над территорией СССР и нейтральными водами Тихого океана;

— районы падения головных частей ракет Р-7 могут быть выбраны в северной части Тихого океана на удалениях не менее 1000 км от Алеутских и Гавайских островов и 5000 км от побережья США, вне основных трансокеанских путей линейного судоходства;

— измерительный комплекс существующего полигона целиком может быть использован для измерения при пусках на полную дальность. Для обеспечения измерений на пассивном участке траектории могут быть привлечены измерительные пункты полигона, расположенные на Камчатке, а также измерительные средства, используемые при запусках искусственных спутников Земли (объектов «Д») и космических ракет;

— места падения первых ступеней ракет располагаются в районах, обычно отчуждаемых при испытаниях ракет Р-7 (ю.-з. Акмолинск[а]).

В качестве районов падения головных частей ракет Р-7 при испытаниях на полную дальность по рекомендуемым трассам стрельбы в северной части Тихого океана предлагаются два района, указанные на карте № 1. Район № 1 даст возможность проводить испытания на дальностях от 8000 до 9000 км, район № 2 — на дальностях от 7500 до 8000 км.

Точные координаты точки падения головных частей в пределах трассы и дальности стрельбы, а также время проведения испытаний должны быть определены Государственной комиссией по проведению летных испытаний совместно с Главным штабом ВМФ после выбора параметров работы, влияющих на дальность стрельбы.

Представляем проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по трассам стрельбы ракетами типа Р-7 для проведения летных испытаний на полную дальность в акватории Тихого океана и просим его утвердить.

 

Р. Малиновский, М. Неделин, С. Горшков, К. Руднев,
С. Владимирский, Б. Бутома, С. Королев

 

АП РФ. Ф. 3. Оп. 47. Д. 222. Лл. 167-168. Подлинник. Подписи — автографы.

___________________

1 Не публикуется.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Кстати, в постановлениях применялся термин "корабли плавучего измерительного комплекса".

Докладная записка Р.Я. Малиновского, А.Н. Шелепина, В.Г. Бакаева, Б.Е. Бутома, С.Г. Горшкова, М.И. Неделина в Совет Министров СССР о порядке перевода кораблей плавучего измерительного комплекса из Ленинграда в Петропавловск-Камчатский
 
г. Москва, Кремль

31 марта 1959 г.
Особая папка
Совершенно секретно
Особой важности

СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР
Докладываем:

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 января 1959 года № 18-6 на заводе № 189 в Ленинграде переоборудуются четыре транспортных судна типа «Донбасс» под корабли плавучего измерительного комплекса для определения точек падения головных частей изделий «Р-7» при стрельбе на полную дальность.

После переоборудования эти корабли будут переведены южным морским путем из Ленинграда во Владивосток, а затем в Петропавловск-Камчатский к месту постоянного базирования. В целях скрытия истинного назначения этих судов при переходе их из Ленинграда во Владивосток намечалось провести необходимые маскировочные мероприятия. С этой целью ЦКБ-17 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению был разработан вариант проекта маскировки, предусматривающий снятие стабилизирующих постов с установленной на них оптической аппаратурой, антеннами радиотехнических средств и металлическое закрытие оснований демонтированного оборудования. Это позволит изменить внешний вид судов и приблизить его к виду вспомогательного или гидрографического судна. Однако проведение этих работ потребует увеличения срока переоборудования судов плавучего измерительного комплекса в Ленинграде не менее чем на 20— 25 суток против срока, установленного постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 января 1959 года № 18-6. Кроме этого, потребуется дополнительное время на снятие маскировки во Владивостоке и на установку и проверку снятого в Ленинграде измерительного оборудования.

Кроме этого потребуется:

— выделить заводу № 189 Ленсовнархоза 100 тонн судостроительной стали в I квартале 1959 года для металлического закрытия оснований демонтированных стабилизированных постов;

— перевезти вне плана в июне 1959 года из Ленинграда во Владивосток демонтированное оборудование 3 степени негабаритности на 18 четырехосных железнодорожных платформах;

— с прибытием судов во Владивосток срочно и вне плана выполнить заводом № 202 во Владивостоке совместно с бригадой Ижорского завода монтажные работы по установке, настройке и контрольному испытанию вновь установленного на судне оборудования, демонтированного в Ленинграде.

Общая стоимость демонтажных, монтажных и корпусных работ по маскировке судов по этому варианту будет составлять около одного миллиона рублей.

В то же время маскировка судов по варианту, разработанному ЦКБ-17, сможет обеспечить скрытность состава вооружения этих судов только на время перехода из Ленинграда во Владивосток. В последующем, при следовании судов из Владивостока в Петропавловск-Камчатский, а также при выполнении ими работ в Тихом океане по заданию Института № 4 министерства обороны, проводить систематические сложные мероприятия по маскировке судов плавучего измерительного комплекса, как предлагает ЦКБ-17, не представляется возможным. В этом случае, как показывает опыт плавания на Дальнем Востоке вне территориальных вод СССР, суда могут быть сфотографированы американскими самолетами с фактическим составом их радиотехнического и оптического вооружения, хотя путем фотографирования нельзя будет определить истинное назначение этих судов.

При переходе из Ленинграда во Владивосток южным путем предлагается впереди и сзади по маршруту следования отряда для освещения обстановки направить транспортные суда министерства морского флота с офицерами связи ВМФ на борту. Это позволит при необходимости прекратить или изменить движение измерительных кораблей в случае неблагоприятной обстановки.

В связи с изложенным, а также учитывая, что маскировка кораблей по проекту, разработанному ЦКБ-17, может привести к срыву испытаний межконтинентальных баллистических ракет на полную дальность в сроки, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 октября 1958 года № 1127-544, считаем целесообразным провести следующие мероприятия по обеспечению скрытности назначения судов при переходе из Ленинграда на Дальний Восток:

1. После проведения испытания радиотехнического вооружения судов снять с них антенны радиолокационных станций «Кактус», «Кама» и телеметрической аппаратуры «Трал», которые вновь установить на суда с прибытием их на Дальний Восток.

2. На время перехода снять с судов блоки особо секретной аппаратуры и иметь на судах минимально возможное количество личного состава. Снятое оборудование и часть личного состава перевезти во Владивосток по железной дороге.

3. Предусмотреть возможность уничтожения секретной аппаратуры на кораблях в случае чрезвычайных обстоятельств.

4. В мае-июне 1959 г., перед выходом судов из Ленинграда, в целях дезинформации опубликовать в открытой печати сообщение о предназначении этих судов для океанографических работ в Тихом океане.

Суда плавучего измерительного комплекса отнесены к классу экспедиционных океанографических судов и будут приняты в состав ВМФ под гидрографическим флагом.

Предложения по обеспечению безопасности кораблей плавучего измерительного комплекса при переходе из Ленинграда на Дальний Восток и при выходе в район проведения испытаний будут доложены дополнительно с учетом конкретной обстановки на пути следования и в районе проведения испытаний.

Приложение: на одном листе1.

Р. Малиновский, А. Шелепин, В. Бакаев,
Б. Бутома, С. Горшков, М. Неделин

 

АП РФ. Ф. 3. Оп. 47. Д. 222. Лл. 148-150. Подлинник. Подписи — автографы.

_________________________

1 Не публикуется.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16024
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Термин ПИК впервые упомянут в секретном Постановлении о создании ПИК-2, то есть "Чажмы", "Чумикана", "Чукотки". До сих пор нет сведений о том, было ли постановление о создании ПИК-1. Думаю, что вряд ли.

Как я ошибался!
Нашёл поразительный сайт http://rvsn.info/test_range/toge_04.html
"Ракетные войска стратегического назначения. Справочник. Структура РВСН" .
Там несколько совсекретных документов о создании ПИКа, то есть ТОГЭ-4.
Читаешь, как детектив! Планирование переоборудования, планирование трасс, маскировка, переход южным путём, переоборудование во Владивостоке.
Читайте!

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 18-6 «О создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий типа Р-7»1
Москва, Кремль

5 января 1959 г.
Совершенно секретно
Особой важности
Хранить наравне с шифром

 

В целях обеспечения испытаний изделий Р-7, Р-7А и Р-16 на полную дальность Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Принять предложение Министерства обороны СССР (тт. Малиновского, Неделина), Совета Министров РСФСР (т. Рябикова), Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (т. Руднева), Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике (т. Калмыкова), Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению (т. Бутома) и Министерства морского флота (т. Бакаева) о создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий Р-7, Р-7 А и Р-16 на полную дальность.

2. Обязать Министерство обороны СССР:

— разработать в I квартале 1959 г. и согласовать с заинтересованными организациями программу и методику проведения измерений на плавучих измерительных пунктах;
— произвести окончательное уточнение трасс стрельбы изделиями типа Р-7 и района падения головных частей.
Необходимые предложения по трассам стрельбы и району падения головных частей представить в феврале 1959 г. в ЦК КПСС.

3. Возложить руководство работами:

а) по созданию плавучего измерительного комплекса на Министерство обороны СССР (тт. Малиновского, Горшкова, Неделина);

б) по переоборудованию кораблей под плавучие измерительные на Ленинградский совнархоз (т. Афанасьева).

4. Утвердить головными исполнителями работ:

а) по разработке проектов, оснащению и вводу в эксплуатацию плавучего измерительного комплекса в целом — НИИ-4 Министерства обороны СССР (тт. Соколова, Тюлина);

б) по разработке проекта переоборудования кораблей под плавучие измерительные комплексы в целом — ЦКБ-17 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению (тт. Бутома, Ашика);

в) по переоборудованию кораблей под плавучие измерительные пункты — Балтийский завод Ленинградского совнархоза (т. Бакаева).

5. Обязать Министерство морского флота и Совет Министров РСФСР передать безвозмездно в IV квартале 1958 г. Министерству обороны СССР по два корабля типа «Донбасс» на твердом топливе.

6. Обязать Совет Министров Литовской ССР передать безвозмездно в январе 1959 г. в распоряжение Совета Министров РСФСР один корабль типа «Донбасс» на твердом топливе.

7. Обязать Министерство обороны СССР, Совет Министров РСФСР, Государственный комитет Совета Министров СССР по авиационной технике, Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике, Государственный комитет Совета Министров СССР по радиоэлектронике, Государственный комитет Совета Министров СССР по судостроению, Министерство высшего образования СССР, Совет Министров Украинской ССР и Совет Министров Грузинской ССР обеспечить выполнение работ по созданию плавучего измерительного комплекса в объеме и сроки согласно приложению № 12.

8. Обязать Министерство обороны СССР (НИИ-4) выдать в двухнедельный срок исполнителям работ согласованные с ними тактико-технические требования на разработку плавучего измерительного комплекса, аппаратуры и на переоборудование кораблей.

9. Обязать Министерство обороны СССР:

а) укомплектовать плавучие измерительные пункты необходимым личным составом, включая и расчеты для обслуживания измерительной аппаратуры, средств связи и аппаратуры единого времени;

б) сформировать отдельный отряд вертолетов в составе четырех машин Ка-15, с размещением на плавучих пунктах, обеспечив его необходимым материально-техническим оборудованием;

в) определить место дислокации плавучих измерительных пунктов и обеспечить плавучий измерительный комплекс береговой базой;

г) обеспечить организацию системы связи плавучего измерительного комплекса.

10. Поручить Министерству обороны СССР и Комитету государственной безопасности при Совете Министров СССР с привлечением Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению разработать в 3-месячный срок мероприятия по обеспечению скрытности и безопасности работы плавучих измерительных пунктов при проведении измерений в акватории Тихого океана, а также при передислокации их в порты Тихого океана и представить предложения по этим мероприятиям в Совет Министров СССР.

11. Поручить Министерству среднего машиностроения рассмотреть вопрос об изменениях параметров срабатывания автоматики боевой части изделия при стрельбе на полную дальность в акваторию и в случае необходимости обеспечить проведение измерений.

12. Обязать Совет Министров РСФСР обеспечить в январе-феврале 1959 г. поставку Ленинградскому совнархозу для завода № 189 12 изделий типа «8ч-23/30м» 450 элс. 750 об/мин., укомплектованных генераторами переменного трехфазного тока типа «МС-375/280-750» 300 квт, 230 вольт.

13. Поручить Госплану СССР, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР:

а) рассматривать в двухнедельный срок по представлению организаций, участвующих в выполнении работ, предусмотренных настоящим постановлением, заявки на материалы и оборудование и обеспечивать их удовлетворение в порядке, предусмотренном постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1956 г. № 379-243;

б) совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по судостроению рассмотреть в десятидневный срок заявки на материалы и оборудование и удовлетворить их в количестве и сроки согласно приложениям № 2, 3 и 42. Госплану СССР предусмотреть в плане снабжения на 1959 год выделение Совету Министров РСФСР и Совету Министров Украинской ССР материалов и оборудования, указанных в приложениях №2, 3 и 4.

14. Обязать министерство внешней торговли закупить по импорту для завода № 189 Ленинградского совнархоза 20 быстродействующих самописцев уровня типа 2304 с поставкой их в I квартале 1959 г.

15. Разрешить Министерству обороны СССР финансировать в 1959 году в необходимых размерах заказы НИИ-4 на переоборудование судов, изготовление и поставку аппаратуры и оборудования для оснащения плавучих измерительных пунктов, монтаж аппаратуры на судах, испытания и ввод в эксплуатацию плавучего измерительного комплекса, строительство и оборудование береговой базы и перевод четырех судов типа «Донбасс» южным морским путем из порта Ленинград к месту постоянной дислокации.

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС   СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
 

АП РФ. Ф. 3. Оп. 47. Д. 220. Лл. 7-11. Подлинник.

___________________________

1 Утверждено постановлением Президиума ЦК КПСС 5 января 1959 г. (протокол № 200, пункт 15).

2 Не публикуется.
Никто пути пройденного у нас не отберёт