Статья о Викторе Васильевиче Зонове, первом командире "Сахалина" в газете "Макаровец".
В С Т Е Н А Х Т О В В М У О Н И Б Ы Л И П Е Р В Ы М И
Посвящается первопроходцу ТОГЭ-4,
кавалеру ордена Ленина, к.1р. В.Зонову.
Почти не доводилось встречать офицера ВМФ, судьба которого не сложилась. В целом, разумеется. Об одном из них, выпускнике ТОВВМУ 1943 года, ветеране ВОВ, кавалере Ордена Ленина и многих других правительственных наград хочется поведать вам, читателям нашей газеты. Капитану 1 ранга Зонову Виктору Васильевичу уже исполнилось 87 (!!) лет. Но ветеран бодр и принимает активное участие в руководстве Совета ветеранов Орджоникидзенского района города Екатеринбурга (Свердловск).
В годы войны курсанты ТОВВМУ не только учились, они ещё и строили учебные корпуса для грядущих поколений, для вас, нынешние гардемарины КТОВВМИ.
Как рассказывает сам Виктор Васильевич, учили их фундаментально, причём специальность им преподавали непосредственно на кораблях. «Честь и достоинство»- вот каким стало основное кредо будущих морских офицеров Республики Советов. Зонов изучал минно-торпедное дело на эскадренном миноносце. И вскоре после выпуска он возглавил БЧ-3 своего первого эсминца. Затем стал помощником командира, старпомом. О войне ветеран говорил с неохотой. Ещё будучи курсантами, они стремились на фронт «надрать как следует фашистов». А на деле удалось лишь принять участие в экскорте десанта по освобождению острова Сахалина от японцев. А с 1949 года Зонов уже в качестве командира корабля возглавляет и учит ещё пять экипажей.
В 50-х годах опытный офицер был направлен военным советником по морским делам в Китай. А когда в СССР стали производить более совершенные боевые корабли, то
боевой офицер принял участие в его испытаниях в течении года. Экспериментальный эсминец перегнали в Польшу и уже там Зонов учил военному делу польских моряков.
Довелось побывать мореходу в Албании, Германии, Нидерландах…Везде были востребованы его знания и опыт. А в это время в мире шла жестокая «холодная война».
Империализм вёл её во имя передела мира. И, едва вышедший из разрушительной войны СССР, унесшей у него более 20 млн.человек, вынужден был принять новое тяжкое бремя. Бремя гонки вооружений. Требовались миллиардные расходы на ядерное оружие и средства его доставки. Не меньшие средства требовались на испытания вооружения.
Разрабатывались новые технологии и целые отрасли науки. Всё происходило в атмосфере секретности на государственном уровне. Потребовались ко всему грамотные и преданные делу государства специалисты. Предпринимались крайне экстренные меры.
Делом обороноспособности вершили первые люди государства. Вопрос создания, переоборудования кораблей плавучего измерительного комплекса (ПИК) был на контроле лично у Министра иностранных дел А.А.Громыко.
И именно эти обстоятельства резко переменили дальнейшую судьбу моряка, выведя его из круговорота послевоенных событий. Ему предлагают возглавить корабль, целиком оснащённый новейшей электронной техникой «Сахалин». Ещё три аналогичных по назначению корабля вышли из судостроительного завода Ленинграда: «Сибирь», «Сучан» и «Чукотка». Все они по решению Правительства СССР перешли под командование вице-алмирала Максюты Юрия Ивановича. В 2009 году легендарному соединению кораблей ИСПОЛНИТСЯ 50 ЛЕТ.
А тогда, с назначением Зонова на «Сахалин», события для него и его коллег стали происходить со «скоростью курьерского поезда». Сейчас бы сказали «с космической скоростью». В сопровождении двух ледоколов «Капитан Мелехов» и «Капитан Воронин» экспедиция двинулась по Северному морскому пути на Камчатку. Преодолели льды на протяжении до 5 тыс.км., пролив Велькицкого у мыса Челюскина. С вожделением , преодолев Чукотское море, вышли в Берингов пролив. Но здесь их поджидал шторм такой силы, что поистине стало страшно. Может впервые в жизни по настоящему страшно. Всё предыдущее в жизни показалось уже не столь существенным. Позже такое ощущение посещало членов команд совершенно секретного соединения много, даже очень много раз.
Но не успели моряки добраться до базы, как их уже ждала работа, то есть сызнова в океан, в круговерть, в сущий ад. Академик Королёв уже в 1960 году высказался по этому поводу руководству ПИК: « Мы высоко ценим вашу работу. У вас нет права на ошибку. Нужна исключительная точность. Речь идёт о качественно новом эксперименте в космосе». Стало понятно, что запуски космических аппаратов, станций и просто МБР- стало заурядным делом. Грядёт запуск в космос ЧЕЛОВЕКА.
И здесь события превзошли ожидания. Корабли шли в базу из многомесячного похода. Как вдруг по спецсвязи приходит сообщение: «Отставить возвращение, задержаться в точке…» Далее каждому из кораблей экспедиции указывались координаты этой самой «точки». Они отстояли друг от друга на сотни миль.
Волнение было невыразимым. Но никто не растерялся. Собранность и инициатива были исключительными. Наказ академика помнили все: «У вас нет права на ошибку!» И её не допустили. ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО бывшего выпускника ТОВВМУ им. Макарова были оценены Правительством по достоинству: орден Ленина добавился к множеству других наград ветерана.
Владивосток- Камчатка- Екатеринбург 2008 год..
В.А.Граждан