Трагедия в южных широтах Тихого океана
С 1968 по1973 год, волею судьбы, мне пришлось служить в должности корабельного врача-стоматолога на КИК-5 "Сучан/Спасск". В это же, время нач. медом экипажа был капитан медицинской службы Чикин Михаил Николаевич, который перевёлся к нам из подплава Балтийского флота. Врач он был "от бога", превосходный хирург и прекрасной души человек, вне службы, добрый товарищ и друг. Мед. служба работала слаженно в походах и во время стоянки как в межремонтный период, так и в период периодических ремонтов в "Дальзаводе". В походах медицинская служба выполняла свои обязанности, включая тривиальное лечение личного состава, проведение операций, в том числе и полостных в сложных штормовых условиях. Всё обходилось без осложнений, и экипаж из дальних походов возвращался в полном здравии и без потерь.
Но летом 1972 года, во время автономного плавания в южных широтах, в районе островов Фиджи и Самоа, на корабле случилось ЧП, при котором погиб матрос по первому году службы, призванный из Таджикской ССР - Бабиев.
Ничего не предвещало беды. Корабль находился в автономке и дрейфовал, в ожидании очередной боевой работы. На борту находились флагманские специалисты ТОГЭ-4, во главе с зам. по СИ, капитаном 1 ранга, Литвиновым В.С.
Погода стояла прекрасная, личный состав по форме: трусы, (берет) пилотка после ужина в режиме - «Свободное время».
Вдруг к нам в медицинскую службу врывается командир группы СЕВ - каплей Зольт В.И.
и орёт, что матрос Бабиев ударился головой о палубу, сорвавшись с турника и его несут в
лазарет. Факт падения видел командир БЧ-4, капитан-лейтенант Баца С.В., находившийся на правом штурманском мостике. С его слов, Бабиев висел на турнике вниз головой и при неловком движении упал вертикально вниз, ударившись головой о палубу. Моряк был невысокого роста, но плотного телосложения. Пострадавший был в коматозном состоянии (без сознания), из носа и ушей шла кровь, признаков жизни он не подавал, рефлексы, пульс, дыхание, АД - отсутствовали. Чикин М.Н. моментально сориентировался, дал команду - «реанимация»!
Положили пострадавшего на палубу лазарета, выгнали всех посторонних, невзирая на должности и звания, и начали неотложные мероприятия по восстановлению сердечной деятельности и дыхания - непрямой массаж сердца, дыхание «рот в рот». Санитарный инструктор Харченко и санитар - матрос Асунин активно помогали нам: готовили медицинские препараты для стимуляции сердечно - сосудистой и дыхательной систем. В течение часа мы интенсивно работали над восстановлением жизнедеятельности организма. За всё это время, ни разу не наблюдали положительной динамики в работе сердечно - сосудистой и дыхательной систем, сердце не запускалось, лёгкие самостоятельно не вентилировались, тем более что, когда его доставили в лазарет, пострадавший был в состоянии глубокой комы с нарастающими явлениями акроцианоза, т.е. в состоянии клинической смерти в результате черепно-мозговой травмы, не совместимой с жизнью. Мы закончили бороться за жизнь моряка, с появлением на кожной поверхности спины трупных пятен. Всё…
Мы были удручены и подавлены случившимся и измотаны реанимационными действиями. За переборкой прямо на палубе навзрыд плакал земляк погибшего. Сомнения в диагнозе у нас не было - перелом основания и свода черепа с переломом шейного отдела позвоночника, что наверняка бы подтвердила судебно-медицинская экспертиза.
Надо отдать должное командованию корабля и флагманским специалистам Экспедиции, что они доверили медицинской службе корабля выполнить необходимые процедуры, и не вмешивались в действия медиков.
Чикин М.Н. доложил о случившемся командованию, и мы стали ждать решения, что делать с телом погибшего моряка. Экипаж очень переживал о случившемся, никто не спал в ту роковую ночь, курили и общались на верхней палубе и других помещениях корабля.
Флаг корабля был приспущен. Медицинская служба убралась в помещениях медчасти, обмыли тело моряка, и надели на него новенькую форму – «раз» в ожидании дальнейших решений.
Утром, после завтрака, пришёл приказ командующего КТОФ, похоронить погибшего моряка в уставном порядке по «морскому обычаю».
В 10.30. началось организованно прощание с погибшим моряком по БЧ и службам. У многих на глазах были слёзы, звучали слова соболезнования. Весь экипаж, штаб Соединения и командование корабля шеренгой прошли мимо покойного. Когда закончилась эта процедура в лазарете, начали готовить тело к захоронению.
Я попросил замполита, обязанности которого исполнял нач. службы ОСТ «оптики и стабилизации» майор Марков Б.Н., не строить личный состав на юте из-за жары и высокой влажности, пока боцманская команда и моряки из БЧ-5 не приготовят тело к погружению. Кстати они справились с этой задачей очень четко - зашили тело в парусину, к ногам привязали груз – «колосники», всё сделали по морскому обычаю и корабельному уставу.
Не приняв мое предложение не строить личный состав - прозвучал сигнал «Большой сбор», на юте был выстроен экипаж, почётный караул с заряженными боевыми патронами СКС. Жара, солнце в зените, а экипаж после бессонной, полной стресса ночи ждёт, когда тело вынесут из лазарета.
Первого моряка хватил солнечный удар из почётного караула - упал вместе с карабином. Подхватили его и доставили в лазарет, через 2-3 минуты ещё двоих увели в лазарет. За время, пока Чикин М.Н. и я приводили в чувство моряков после теплового удара, по трансляции сыграли гимн СССР и грянул трёхкратный оружейный САЛЮТ и нашего товарища - матроса Бабиева, с должными почестями опустили в океан. Штурманы определили точку захоронения, а корабль развернулся, сделал прощальный круг и пошел в южном направлении для выполнения дальнейших боевых работ.
Необходимо отметить, в течение нескольких суток после этого события не было облетов нашего корабля «Орионами».
Прошло более 40 лет, но этот поход остался у меня в памяти на всегда, как в песне у В.С. Высоцкого (… и во сне, и наяву...).
После демобилизации, я 10 лет отработал в «КамчатРыбПроме» в качестве судового врача, но этот случай…
P.S. Через месяц, полтора после этого случая, приказом командующего КТОФ на всех кораблях были ликвидированы турники.
Доктор-стоматолог КИК «Сучан», Карманов Л.М.