Автор Тема: Воспоминания А.П.Бачурина.  (Прочитано 7163 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23259
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания А.П.Бачурина.
« Ответ #8 : 13 января 2017, 12:47:33 »
Это всё взято у нас: http://www.toge.ru/hronix.html
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Воспоминания А.П.Бачурина.
« Ответ #7 : 13 января 2017, 10:37:40 »
Кстати про Фокина написано, когда он попал на корабли, правильно или нет неизвестно.
Свистать всех наверх!

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Воспоминания А.П.Бачурина.
« Ответ #6 : 13 января 2017, 08:25:52 »
http://courcy.ucoz.ru/news/flotskij_kosmos/2014-02-25-156

Флотский Космос

Бачурин Аркадий Петрович

РОЖДЕНИЕ ТОГЭ (краткий исторический очерк)
Разгром фашисткой Германии и милитаристской Японии не решил идеологических противоречий внутри блока государств – победителей во 2-й мировой войне. Образованная в июне 1945 года Организация объединённых наций по сути дела предоставила только трибуну для дискуссий между политиками и дипломатами государств – бывших союзников. В феврале 1948 года в городе Фултоне (США) с программной речью выступил Уинстон Черчилль. В ней он призвал Западный мир организовать «крестовый поход» против СССР. Этот период стал началом «холодной войны».
В сложившихся условиях ЦК ВКП(б) и Советское Правительство были вынуждены принять срочные меры по созданию отечественного ракетно-ядерного щита. Эта задача была поручена трём «К»: учёному-физику Курчатову Игорю Васильевичу, учёному-математику Келдышу Мстиславу Николаевичу и учёному-конструктору Королёву Сергею Павловичу.
Испытательные пуски первых советских баллистических ракет «Р-1» на ракетодроме «Капустин Яр» под руководством С.П.Королёва проводились уже в октябре 1948 г. Дальность полёта ракет «Р-1» составляла менее 300 км. В середине 50-х годов коллектив конструкторского бюро С.П.Королёва приступил к разработке межконтинентальной баллистической ракеты (МКБР) с дальностью полёта, позволяющей доставить с территории СССР ядерный заряд в любую точку Земного шара. Эта ракета, получившая название «Р-7», должна была иметь дальность полёта около 12 тысяч км. В процессе разработки ракеты возник вопрос выбора трассы стрельбы ракетой, с дальностью превышающей границы территории Советского Союза.
К 1957 году коллектив сотрудников НИИ-4 МО, под руководством Георгия Александровича Тюлина, будущего первого заместителя Министра общего машиностроения, в составе: Николая Григорьевича Устинова, Николая Григорьевича Фадеева, Евгения Владимировича Яковлева, Юрия Евгеньевича Дежникова и Анатолия Георгиевича Масюка. Завершил научные исследования, в результате которых были решены основные задачи: выбор трассы стрельбы (акватория Тихого океана вблизи экватора), состав радиотехнических средств регистрации данных о работе элементов конструкции головной части (ГЧ) ракеты, радиотехнических и оптических средств измерений параметров траектории полёта ракеты, гидроакустических средств регистрации момента приводнения и координат точки приводнения ГЧ ракеты. Большую помощь разработчикам оказали специалисты Главного штаба ВМФ.
Следующей задачей: выбор типа кораблей для переоборудования в плавучие измерительные пункты решали специалисты ВМФ и Минсудпрома. Последние годы 50-ых были сложными для Советского ВМФ. Н.С.Хрущёв после первых успешных пусков баллистических ракет принял решение, как Верховный Главнокомандующий, значительно сократить численность и корабельный состав ВМФ.
Привожу дословный рассказ ветерана Тихоокеанской океанографической[правильно "гидрографической"] экспедиции – 4 (ТОГЭ-4) капитана 1 ранга Гаранина Владимира Константиновича: «В мае 1958 года я служил в Кронштадте на эсминце «Справедливый» командиром БЧ-1. Наш корабль очень часто посещало Высокое Руководство. Во время учений корабль становился ВПУ Главкома ВМФ. В мае 1958-го мы приняли на борт делегацию Чехословакии во главе с Антонином Новотным. Его сопровождал Н. С. Хрущёв. В моём присутствии на ГКП между Н.С.Хрущёвым и А.Новотным зашёл разговор о четырёх крейсерах проекта 68-ЗИФ, стоявших у достроечной стенки Балтийского завода. Они были почти готовы. Один из них был назван «Варягом».
Н.С.Хрущёв сказал Новотному: «Эти корабли в настоящее время потеряли своё значение. Они – мишени для ракет. Достраивать их мы не будем. Надводный флот оставим только для парадов».
Желая спасти эти корабли, командование ВМФ предложило создать плавучий измерительный комплекс на основе выводимых в резерв боевых кораблей и оценило срок их переоборудования в Плавучий измерительный комплекс (ПИК) в четыре года.
Политическое руководство страны с этими сроками не согласилось и потребовало, чтобы не позднее осени 1959 года ПИК был готов к проведению пусков ракеты «Р-7» в акваторию Тихого океана. Таким образом, на проектирование, переоборудование, оснащение кораблей и переход в район базирования на Камчатку отводилось только два года.
Спустя почти тридцать лет после описываемых событий Президент АН СССР академик А.П.Александров назвал одну из причин, объяснявших твёрдые сроки ввода ПИК в эксплуатацию. Выступая на собрании коллектива АН СССР Анатолий Петрович сказал, что на конец 1959 года США и Великобритания планировали нанесение ядерного удара по основным административным и промышленным центрам СССР. По прошествии многих лет после сброса Америкой атомных бомб на японские города, других варварских действий США и НАТО против непокорных им стран, становятся понятными действия руководства СССР по установлению жёстких сроков начала испытаний ракет «Р-7» на полную дальность.
В начале 1958 года специалисты ЦКБ-17 Минсудпрома, совместно с техническими службами ВМФ, используя технические предложения НИИ-4 МО в части обеспечения выполнения ракетно-космических задач, завершили проект создания плавучего измерительного комплекса. В частности, выбора судов, различного судового оборудования: штурманского, электромеханического, связного и других, необходимых для плавания ПИК без ограничения районов в Мировом океане.
Предлагалось произвести переоборудование четырёх рудовозов польской постройки типа «Углегорск» водоизмещением около 6000 тонн под плавучие измерительные пункты. СМ СССР предложения принял и возложил переоборудование на Балтийский завод, г.Ленинград. Получив названия: «Сибирь» (Флагман, командир – капитан 2 ранга Седов Валерий Александрович). «Сахалин» (командир – капитан 2 ранга Зонов Виктор Васильевич). «Сучан» (командир – капитан 2 ранга Васильков Павел Евгеньевич). «Чукотка» (командир- капитан 3 ранга Пилипенко Иван Кузьмич), все они стали «экспедиционными океанографическими судами (ЭОС). Командиром ТОГЭ-4 был назначен капитан 1 ранга Максюта Юрий Иванович. Наблюдение за строительством плавучих измерительных пунктов в корабельной части возлагалось на уполномоченного Главного управления кораблестроения ВМФ в г.Ленинграде, а в части измерительных средств и необходимого для их работе оборудования – на НИИ-4, где начальником был генерал-лейтенант Андрей Илларионович Соколов.
На Балтийском заводе в переоборудовании судов самое непосредственное участие принимали экипажи судов. В апреле 1959 года в Ленинград для службы на ТОГЭ-4 прибыли шесть офицеров из НИИ-4 МО. По договорённости между Главкомом ВМФ адмиралом Флота Советского Союза Горшковым Сергеем Георгиевичем и Главкомом РВСН маршалом артиллерии Неделиным Митрофаном Ивановичем эти офицеры были назначены на должности заместителей командиров ЭОС по специальным измерениям: инженер-майор Бачурин Аркадий Петрович (ЭОС «Сибирь). Инженер-майор Карпухин Григорий Моисеевич (ЭОС «Сахалин»). Инженер-майор Лимановский Анатолий Валерианович (ЭОС «Сучан»). Инженер-подполковник Авраменко Валентин Александрович – на должность заместителя командира ТОГЭ-4. Инженер-капитан Крошко Степан Иванович – на должность флагманского специалиста по обработке материалов специальных измерений. Инженер-капитан Гичкин Юрий Васильевич – на должность командира группы средств радиотехнических измерений ЭОС «Сибирь».
К маю 1959 года бывшие рудовозы приобрели необычный вид: разновысокая надстройка с тремя стабилизированными постами, двумя мощными П-образными мачтами, ощетинившимися антеннами радиотехнических и телеметрических станций в дальнейшем приводили в удивление службы наблюдения государств бассейнов Балтийского и Северного морей.
В мае – начале июня у стенки Балтийского завода шли последние заключительные операции по переоборудованию судов. Пахло свежей краской. По специальным программам и методикам, в начале июня, у стенки завода, были проведены швартовые испытания аппаратуры специальных измерений, средств связи, СЕВ и другого корабельного оборудования. Начались облёты судов самолётом с бортовой аппаратурой радиотехнических измерений. В последних числах июня суда ТОГЭ-4 ушли от стенки завода на проведение ходовых испытаний. По результатам ходовых испытаний был подготовлен и подписан акт приёмки судов в эксплуатацию.
В 5 часов утра 21 июля 1959 года корабли ТОГЭ-4, имея на флагштоках флаги гидрографических судов ВМФ СССР, вышли через Лесные ворота Средней гавани Кронштадта в своё первое дальнее плавание: Балтийским, Северным, Норвежским морями, Северным морским путём, Беринговым проливом к месту постоянного базирования: п/о Камчатка, порт Петропавловск-на-Камчатке.
В лето 1959 года проход Северным морским путём был благоприятный для плавсредств: ветры дули с материка, «отжимали» льды к Северному полюсу. Кроме того, проход судов обеспечивали три ледокола [по другим данным - 4]. Руководил проводкой судов через льды Арктики лично Герой Советского Союза академик Толстиков. На каждом ЭОС в помощь командиру был назначен капитан-наставник.
25 августа суда ТОГЭ-4 закончили проход Северным морским путём и прибыли в бухту Проведения, откуда ушли 26 августа. 27 августа в океане на борт ЭОС «Сибирь» высадился Командующий ТОФ Адмирал Фокин Виталий Алексеевич. Командующий хотел лично узнать максимально больше о необычном соединении кораблей, прибывших под его командование. В течение трёх последующих дней Командующий изучал особенности кораблей экспедиции, о чём ему докладывали командир ТОГЭ-4 Ю.И.Максюта, заместитель командира экспедиции В.А.Авраменко и я. 30 августа суда ТОГЭ-4 вошли в Авачинскую губу и на 42-е сутки после выхода из Кронштадта отшвартовались в бухте Крашенинникова, на виду посёлка Лахтажный. Мы пришли домой.
Ещё в начале нашего прохождения Северным морским путём Ю.И.Максюта приказал мне составить плановую таблицу режима: «Проведение специальных измерений». Расстелив на палубе ГКП лист миллиметровки, пригласил флагманских специалистов. Они приняли активное участие в обсуждении проекта проведения специальных измерений. Участвовали: штурман - капитана 3 ранга Сахаров Александр Иванович, связист - капитан 3 ранга Шевченко Иван Титович, механик - капитан 2 ранга Тихонов Алексей Алексеевич, помощник командира ЭОС «Сибирь» капитан-лейтенант Нестеров Евгений Павлович. Начальники служб специальных измерений: радиотехнической – капитан 3 ранга Юлдашев Радий Ханафиевич, телеметрической – капитан 3 ранга Сирож Валентин Михайлович, оптических средств и средств стабилизации – капитан 3 ранга Сорокин Валерий Николаевич и службы СЕВ – капитан-лейтенант Сироткин Владислав Николаевич. Были расписаны обязанности всего личного состава ТОГЭ-4: от матроса боцманской команды до командира ТОГЭ-4. На одной из стоянок при прохождении Северным морским путём помощники командиров ЭОС получили растиражированные плановые таблицы. К приходу в порт Петропавловск-на-Камчатке личный состав ТОГЭ-4 имел в своих книжках записи обязанностей по команде: «Приступить к специальным измерениям!».
В период с сентября по декабрь ТОГЭ-4 трижды выходила в океан. Дважды для отработки штурманских задач, включавших элементы построения судов при выполнении задачи регистрации момента приводнения ГЧ ракеты. В декабре ТОГЭ-4, при третьем тренировочном выходе в океан, сдала «зачёт», успешно проведя регистрацию момента приводнения ГЧ ракеты, пуск которой производился с космодрома «Байконур». После возвращения в порт суда покинули представители Балтийского завода, НИИ-4 МО и других организаций и ведомств, помогавшим экипажам на заключительном этапе становления ТОГЭ-4. 27 декабря 1959 года суда ТОГЭ-4 вышли на первую, как было принято говорить в РВ СН «боевую работу». Указания на выход давала, используя линии связи космодрома «Байконур», Государственная комиссия.
Через две недели суда ТОГЭ-4 пришли в заданный район акватории Тихого океана и легли в дрейф в ожидании команд. В начале февраля мы получили приказ обеспечить регистрацию момента приводнения и координат точки падения ГЧ ракеты, а также данных о степени сохранности элементов конструкции ГЧ. По получении необходимой команды три ЭОС заняли свои места в вершинах прямоугольника, в середине гипотенузы которого была рсчётная точка приводнения ГЧ. Американский СКР РЛД ВМС США, который «прилепился» к нашему флагману ещё на траверзе острова Мидуэй, занял «своё место» на расстоянии одного кабельтова от ЭОС «Сибирь». Прозвучала команда: «Готовность – 30 минут». Занятый приёмом докладов, я невольно взглянул на окуляр пеленгатора, установленного на ГКП и увидел на «американце» как в плетёное кресло усаживается американский адмирал, командир бригады СКР РЛД, базировавшейся в Сан-Диего, Калифорния. Видно он собирался «инспектировать» нашу работу.
Точно в установленное время пришла команда с космодрома Байконур»: «Старт!». Примерно через 25 минут после старта, одновременно с докладами радиотехнических и телеметрических служб о начале приёма сигналов от ГЧ, на северо-востоке, на бледно-голубом фоне утренней зари мы увидели светящуюся точку. Она быстро увеличивалась в размере, стала похожа на маленькое солнце, от которого вдруг в разные стороны посыпались сполохи-протуберанцы. Это горела предохранительная обмазка ГЧ ракеты при входе в плотные слои атмосферы. Неожиданно свечение пропало, прошло несколько секунд и из динамиков, установленных на ГКП, донёсся восторженный крик гидроакустиков: «Есть момент приводнения!». -«Отбой всем средствам! Доложить о результатах регистрации!»- подал я команду и опять невольно посмотрел на «американца». В этот момент командир американского СКР, судя по всему, докладывал адмиралу о нашей работе. Тот выслушал доклад, сказал что-то резкое командиру и принялся рассматривать наше судно в бинокль. Заметив, что я тоже смотрю на него в пеленгатор, адмирал развернулся, опрокинул кресло, и быстро ушёл с палубы. После этого случая и до конца похода он так и не появлялся у нас на виду.
Американцы убедились, что Советский Союз имеет надёжное средство доставки (МКБР) «грузов» с колоссальной заданной точностью в любой район на поверхности Земного шара. ТОГЭ-4 поставила победную точку в эпопее создания МКБР первого поколения. В сжатые сроки, в обстановке непрерывного прессинга со стороны руководства Юрий Иванович Максюта, благодаря своему организаторскому таланту и высокому профессиональному опыту сумел превратить четыре корабля первого ранга в боевое соединение, способное решать сложные задачи обеспечения безопасности нашей Родины/
Редакция А. А. Капитанова, апрель 2005г.

Первая боевая работа в Акватории
Запуски мощной советской баллистической ракеты.
20 января 1960 г., в соответствии с намеченной программой, в Советском Союзе был произведен пуск мощной баллистической ракеты, предназначенной для запусков тяжелых спутников Земли и осуществления космических полетов к планетам Солнечной системы.
Предпоследняя ступень этой ракеты вместе с макетом последней ступени, двигаясь точно по расчетной траектории, 20 января в 20 час. 5 мин. московского времени достигла в акватории Тихого океана заданного района, удаленного от точки старта на расстояние ок. 12,5 тыс. км по земной поверхности.
Указанный район находится в центральной части Тихого океана, удален от путей интенсивного судоходства, воздушных трасс и мест рыбного промысла и ограничен линиями, соединяющими пункты с географическими координатами:
9°06' с. ш.; 170°47' з. д.;
10°22' с. ш.; 168°22' з. д.;
6°16' с. ш.; 166°16' з. д.;
5°03' с. ш.; 168°40' з. д.
Макет последней ступени ракеты, приспособленный для прохождения через плотные слои атмосферы, достиг водной поверхности вблизи расчетной точки падения. По данным измерений установлено, что отклонения точки падения ракеты от расчетной составили менее двух километров, что подтвердила высокую точность системы управления ракетой.
31 января 1960 г. произведен второй запуск аналогичной ракеты. Предпоследняя ступень ракеты с макетом последней ступени 31-го января в 19 час. 58 мин. московского времени достигла заданного района в акватории Тихого океана. По данным измерений вновь подтверждена высокая точность управления полетом ракеты.
Успешные запуски мощной советской баллистической многоступенчатой ракеты обеспечивают дальнейшее продвижение советской науки по пути изучения космического пространства и планет Солнечной системы.
Газета «Правда», 1960, № 8 от 8 янв., № 22 от 22 янв., № 33 от 2 февраля.

Спойлер :
Проект 1128. Класс "Сибирь": КИК (ЭОС) "Сибирь", "Сучан=Спасск", "Сахалин". На Камчатке с 1959 года. Переоборудованы на Балтийском заводе (ЦКБ-17) из польских рудовозов проекта B-31, заложенных по заказу Министерства судостроительной промышленности СССР. Первоначально - "Павлоград", "Первоуральск", "Пермь".
Проект 1129. Класс "Сибирь", КИК (ЭОС) "Чукотка", на Камчатке с 1959 года. Проектное название "Прокопьевск", первоначально - корабль-ретранслятор. На фото слева очень редкий кадр пр. 1129 до переоборудования. В 1962 г. стал фактически новым кораблём, получил номер 1129Б.
Проект 1130. Класс "Десна": КИК (ЭОК) "Чумикан", "Чажма". на Камчатке с 1963 года. Проектные названия "Дудинка" (справочник Джейн утверждает, что "Долгощелье") и "Дангара".
Проект 1914. КИК (БПИК)"Маршал Неделин" на ходовые испытания вышел в декабре 1983 года. Главным конструктором стал выдающийся российский учёный Дмитрий Георгиевич Соколов. Внимательно следил за постройкой корабля Георгий Михайлович Гречко. Проект стал единственным специально разработанным проектом ПИКа.
Проект 1914.1. "Маршал Крылов", Вошел в состав ВМФ 30 декабря 1989 года, флаг ВМФ поднят 23 февраля 1990. Первый командир - Юрий Михайлович Пирняк, затем Вадим Евгеньевич Шардин, его сменил Игорь Евгеньевич Овсов. В настоящее время кораблём командует Игорь Евгеньевич Шалына. Справа второй специальный проект ПИКа 19510 (пр. «Адонис», главный конструктор Б. П. Ардашев). Он был спущен на воду и продан итальянской судовладельческой компании.

Было 2 экспедиции атлантическая (ОМЭР АН СССР) и тихоокеанская (ПИК МО СССР) (всего 22 корабля),
Свистать всех наверх!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23259
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания А.П.Бачурина.
« Ответ #5 : 11 июля 2011, 17:19:40 »
Я малость неправильно написал: режим радиомолчания над Тихим океаном. Леонов был последним, кто слышал Гагарина перед океаном - так принято писать.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1631
.. Воспоминания А.П.Бачурина.
« Ответ #4 : 11 июля 2011, 16:59:59 »
Секретный доклад Гагарина (никакой секретности просто полная версия). По этим словам можно порыться в интернете.
Допустим вот
http://www.retroportal.ru/gagarin_13_04_1961.shtml
Общался и с Колпашево и с Елизово. Никакого радиомолчания. В Елизово кстати на связи был Леонов. 

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23259
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания А.П.Бачурина.
« Ответ #3 : 11 июля 2011, 09:47:58 »
Кстати, в официальных книгах пишут, что Гагарин летел в режиме радиомолчания и это означало, что всё нормально. Но наши ветераны один за другим пишут, про эти слова Гагарина "Как красиво". Об этом писал А.П.Бачурин, Н.Н.Ковалёв, В.Н.Сорокин. Сначала я думал, что это дань журналистам, но прихожу к выводу, что это было на самом деле.

Представляете, какая сенсация - Гагарин говорил из космоса с нашими.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1879
  • первый экипаж
.. Воспоминания А.П.Бачурина.
« Ответ #2 : 11 июля 2011, 02:37:41 »
Действительно, интересные воспоминания

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23259
  • "Неделин" 1982-92
Воспоминания А.П.Бачурина.
« Ответ #1 : 09 июля 2011, 20:32:30 »
Воспоминания очень ценные и редкие. Причём здесь однозначно ставится точка в споре о "Чукотке". А.П.Бачурин - первый руководитель измерительного комплекса соединения.

Krasnaia zvezda
2005-03-30KZV-No. 052
Pages:5.

ВРЕМЯ "ВОСТОКА"

Считанные дни остались до Дня космонавтики. Этот праздник снова заставит нас осознать величие страны, которой мы имеем честь принадлежать. Вспомнить о планетарного масштаба достижениях в науке, конструкторской мысли, производстве, а еще о тех людях в погонах, без труда которых не мог бы состояться первый полет человека в космос. О боевых расчетах командно- измерительного комплекса - участниках гагаринского старта рассказывает очевидец тех событий Аркадий Петрович Бачурин.

К первому полету человека в космос коллективы наземных служб готовились заблаговременно и основательно. В документах, поступавших в центр, и на совещаниях представителей взаимодействующих организаций все чаще упоминалось слово "Восток", но имени первого космонавта еще не называли. Разработчики требовали от телеметристов как можно больше оперативной информации в работе своих систем в ходе полета отработочных кораблей- спутников. Баллистики настаивали на увеличении количества измерений орбиты, чтобы точнее прогнозировать движение объекта и определить место его посадки. А вместе те и другие требовали особенно четкого телеметрического контроля за выполнением операций посадочного цикла. Служба поиска и эвакуации обязывала заранее выдать ей точные координаты приземления космонавта.

За выполнением утвержденного плана подготовки был установлен повседневный и самый пристальный контроль. На главных участках работы по подготовке к полету "Востока" были расставлены наиболее ответственные, инициативные и знающие дело инженеры-испытатели. Измерительные пункты дополнительно дооснастили радиолокационной, телеметрической техникой, агрегатами автономного электроснабжения, запасными частями и расходуемыми материалами. На места выехали наиболее квалифицированные специалисты, чтобы помочь коллективам измерительных пунктов безукоризненно подготовиться к важнейшей работе. Все эти приготовления отличались особой тщательностью. Была налажена бесперебойная связь между службами внутри измерительных пунктов и Центра управления, пунктов и судов "звездной флотилии" с центром, а также Центра управления с координационно-вычислительным центром и космодромом. Для этого, кроме средств связи, КИК были использованы каналы Министерства связи СССР. Огромную подготовительную работу к полету "Востока" провели баллистики, математики и расчетчики в отделе, который возглавлял кандидат технических наук Г. Нариманов. К началу 1961 года в центре сложился небольшой, но крепкий коллектив увлеченных, талантливых и трудолюбивых специалистов. Они разработали различные варианты орбит корабля "Восток", схемы измерений параметров его движения. По окончательно отработанным баллистическим расчетам было проведено несколько тренировок, в которых использовались математические и радиотехнические модели корабля.

Наступило время "Востока". Он стал пятнадцатым космическим аппаратом в "послужном списке" командно-измерительного комплекса. Но каким! На нем во Вселенную должен был впервые полететь человек.

Работой персонала и техники всех командно-измерительных средств руководил П. Агаджанов. В час ночи по московскому времени специалисты заняли свои рабочие места на наземных и морских измерительных пунктах, включили, прогрели, подстроили аппаратуру, проверили связь с Центром, где тоже все уже находились на своих местах. На космодроме объявили 8-часовую готовность. Сообщение об этом прозвучало в служебных помещениях Центра КИКа. Все приготовились к тому, ради чего вдохновенно и напряженно работали тысячи советских людей в разных концах страны.

После объявления очередной готовности на Байконуре из динамиков услышали четкие слова краткого, но исчерпывающего доклада: "Командно-измерительный комплекс к работе готов!"

Наступили предстартовые мгновения.

В 9.07 Сергей Павлович Королев, не выпускавший микрофона из рук, сообщил Гагарину:

- Дается зажигание... Предварительная ступень... Главная! Подъем!

Вот тут в динамиках и прозвучало знаменитое гагаринское "Поехали!"

Непрерывное взаимодействие Центра управления и координационно- вычислительного центра обеспечило четкую работу всех средств слежения и обработки информации. Результаты измерений фактической орбиты были весьма близкими к расчетным. Телеметрия также показывала надежную работу аппаратуры и хорошее самочувствие Юрия Алексеевича, что неоднократно подтверждал и сам космонавт в разговоре с Королевым.

Тем временем "Восток" продолжал полет, проходя одну за другой зоны радиовидимости станций слежения. Они из-за вращения Земли, двигаясь вместе с ней с запада на восток, поочередно "пересекали" плоскость орбиты корабля. А так как станции "разнесены" еще и по широте, то связь с кораблем во время его полета над территорией нашей страны была практически постоянной.

После торможения спускаемого аппарата в атмосфере командно-измерительный комплекс прекратил с ним связь. В расчетном районе посадки уже находились в полной готовности специалисты и технические средства поиска и эвакуации.

К работе по объекту "Восток-1" готовились радиотехнические средства научно- измерительных пунктов к измерениям координат объекта в течение времени нахождения его в зоне действия измерительных пунктов и выдаче результатов измерений в вычислительные пункты. Центр на всех этапах подготовки и управления полетом объекта "Восток-1" обеспечивал руководство работой и эксплуатацией средств связи и измерительных средств. Общее руководство работой средств комплекса осуществлялось начальником центра инженер- полковником А. Г. Карасем

Личный состав НИПов успешно обеспечил подготовку и боевое обслуживание всех средств, участвовавших в работе, и своевременную и полную выдачу результатов измерений. Большая заслуга принадлежит руководящему составу пунктов: офицерам Н. Бугаеву, Н. Лану, М. Пастернаку, Ф. Мельнику.

Дооснащение НИПов, монтаж и ввод в эксплуатацию радиотехнических средств проводились под руководством и при непосредственном участии генерал- майора П. Агаджанова, инженер-полковника И. Геращенко, инженер- подполковника В. Горбачева и других сотрудников службы измерений. Согласно приказу к работе привлекались средства "Кама-Е", "Бинокль-Д", ПОЗУ, "Трал", также была установлена аппаратура "Заря", которая предназначалась для радиопереговоров Земли с космонавтом и являлась единственной станцией в мире двусторонней космической связи.

В состав боевого расчета были назначены оперативные дежурные инженер- подполковник В. Горбачев и инженер-подполковник С. Незнанов, а также помощник дежурного инженер-майор Г. Кропоткин.

При нахождении корабля-спутника в зоне НИП-6 была выдана команда, продублировавшая распоряжение на посадку, выработанное бортовым программным устройством. Через 1,5 часа после старта телеметрические системы фиксируют исчезновение сигнала, что свидетельствовало об обгорании антенн при входе корабля в плотные слои атмосферы.

108 минут продолжался полет первого космонавта.

Для обслуживания пилотируемого аппарата были задействованы и четыре корабля советского Военно-морского флота со спецтехникой, которые должны были занять точки стоянок по траектории полета аппарата. Руководил этой операцией адмирал Юрий Максюта, который получил от Королева четыре спецпакета, чтобы вскрыть их по особому сигналу.

В первом пакете определялась степень готовности кораблей к походу. Во втором - координаты мест стоянок всех четырех кораблей "Сибирь", "Сучан", "Сахалин" и "Чукотка" при спецработе. В третьем - начало движения кораблей в заданные точки: "Сахалин" - к мысу Горн, "Сибирь" - в тропики Тихого океана, "Чукотка" - к Камчатке, "Сучан" должен был занять место в так называемых ревущих сороковых Тихого океана.

Эти корабли цепочкой встали вдоль трассы полета Гагарина. Интересно, что только в четвертом пакете сообщалось о дате и времени старта ракеты, о том, что полет будет пилотируемый, и имя первого космонавта.

В тяжелейших погодных условиях штурманы точно вывели корабли в заданные точки. Связисты в течение суток установили зоны уверенного приема и зоны "глухоты", поддерживали связь с Владивостоком и Камчаткой.

В обязанности боевого расчета входил прием телеметрической информации о состоянии бортовой аппаратуры и другой информации от аппарата. С космонавтом работали в режиме ждущей связи и очень хорошо слышали и запомнили первые слова Ю. А. Гагарина: "Как красиво!" и далее - "У меня все в порядке. Продолжаю работать". Первым приняли сигнал на "Чукотке", затем "Сучан", "Сибирь" и "Сахалин". После прохождения всех четырех кораблей адмирал Ю. Максюта дал команду прекратить специзмерения.

Боевые расчеты высокопрофессионально справились с поставленной задачей. Все причастные к этому событию отнеслись к выполнению своей работы с самой высокой степью ответственности. Среди личного состава особенно хотелось бы отметить командира корабля "Сибирь" капитана 1 ранга Валерия Седова, командира "Сахалина" капитана 1 ранга Виктора Зонова, капитанов 2 ранга Валентина Сироша, Владимира Ярмоленко, Анатолия Петрова, Валерия Кефаля, также флагманского связиста Ивана Шевченко и флагманского штурмана Александра Сахарова.
Никто пути пройденного у нас не отберёт