Замечательная статья о нашем моряке с "Сибири" Алифе Иргалиевиче Янгирове.
Мечта о море
Действительно, его любовь к морю была настолько сильной, что даже после прохождения срочной службы в Тихоокеанском флоте, он остался там на долгие годы. Столько же прослужил по контракту, а после около 8-ми лет работал на рыболовецких суднах. «Откуда же такая любовь к морю?» - спрашиваю у своего собеседника.
- Ну, какой же мальчик в наше время не мечтал стать моряком?! Наши мысли были направлены к далеким берегам, морям-океанам, туда, где есть место подвигам, - говорит Алиф Иргалиевич, возвращаясь мыслями в те далекие времена. - А любовь к морю, к флоту, к кораблям привили обычные книги, которые мы читали в детстве: «Робинзон Крузо», «Остров сокровищ» и другие. Я уже до школы умел читать.
И каждый вечер, ложась спать, я представлял себя вместе с героями прочитанных произведений. Я лежал и думал: ну вот же Робинзон Крузо с детства мечтал о морских путешествиях и, несмотря на разные препятствия, добился своего. С возрастом благодаря таким фильмам, как «Балтийское небо», «Мы из Кронштадта», тяга к морю только увеличивалась. А в пятом классе произошел один случай, который и поставил точку в моем выборе. Набрал в рюкзак все, что надо, и решил уехать на море. Учитывая, что жили мы рядом со станцией, думал, проблем никаких не будет. Но меня заметили и, конечно же, хотели остановить. Но я смог увернуться и доехал на товарном поезде почти до Челябинска. Вот там меня сняли и вернули родителям. Понятно: попало сильно. Отец был очень строгим, а иначе никак: в семье нас было 9 детей. После этого случая у нас состоялся серьезный разговор с отцом. И он пообещал, что если я буду хорошо себя вести в течение трех лет, он подарит мне свои яловые сапоги, которые так мне нравились, и я смогу поехать учиться. Мысль о море не покидала меня ни на минуту, поэтому я старался не огорчать родителей. Учебу в школе приходилось совмещать с работой, кстати, последнее мне нравилось больше. Еле дождался окончания 8-го класса и прямиком - в Уфимское речное училище. Поступил без проблем. Учеба мне нравилась. Как же я ждал свою первую навигацию. Меня взяли на судно «Петр Коморов». Хотя я числился там матросом, приходилось выполнять всякую работу. Но с другой стороны, я многому здесь научился. На второй год было то же самое. Но на третий год хотелось чего-то нового, хотелось за штурвал. Своего добился: устроился на буксир рулевым. И командировали нас в Кировскую область – на Вятке буксировали бревна. Приехали оттуда поздней осенью. Нас встретили как почетных гостей, приехали и мои друзья. И когда они начали показывать свои повестки, мне стало так обидно: а я?! Хотя уже была ночь, я не мог ждать до утра, сразу побежал в управление. К счастью, руководство было на месте, а повестка уже давным-давно ожидала меня. Но вот опять казус: через день я должен быть на сборном пункте, а я еще не сдал свой пост. Обычно на это уходит 3-4 дня. Но не в моем случае. Помогли сослуживцы, помыли, почистили и на следующий день, я, получив зарплату, приехал домой. А уже с утра брат отвез меня в сборный пункт.
От мечты до цели
Призывник Алиф Янгиров уже был не только дипломированным, но и достаточно опытным специалистом, имел опыт общения с людьми, что тоже немаловажно. Он никогда не переставал готовиться к службе: вел здоровый образ жизни, занимался спортом. Так, Алиф Янгиров попал на Тихоокеанский флот. Но прежде чем попасть в море, группу новобранцев, в числе которых был Алиф Янгиров, отправили на учебку в г.Владивосток. Ему повезло: все, кто после мореходки, вместо шести месяцев проучились 1,5. Тех, кто успешно сдал экзамены, отправили на Камчатку. По распределению он попал на флагманский корабль, на котором и прошла вся его служба. Его назначили машинистом котельных установок. Как говорит собеседник, кое-что было знакомо, а то, что не знал, усвоил быстро. Самое главное: ему это было интересно.
Вот же она – детская мечта! Конечно, были и трудности. Крепкий деревенский мальчишка с легкостью проходил морские испытания, никогда не подводил своих товарищей, во время заступал на дежурство. Как вспоминает старшина корабля, с этой задачей справлялись не все. В машинно-котельном отделении стояла такая жара! Да еще и морская болезнь многих валила с ног. Но он справлялся. Пригодились знания, полученные в речном училище, физическая подготовка и воспитание отца.
Об успешной службе свидетельствуют многочисленные награды: медали «За верность флоту», «Ветераны ПИК МО», нагрудные знаки «За дальний поход», водолазные часы. Кстати, это была еще одна заветная мечта Янгирова: стать водолазом. Хотя и не получилось стать профессионалом в этом деле, но он освоил очень многое.
Армия научила многому
- Армия научила меня многому. Прежде всего, это дисциплина. На флоте необходимо назубок знать и строго выполнять свои обязанности. Ведь, от твоих действий зависит работа всего огромного корабля. В гражданской жизни эти навыки мне тоже очень пригодились, - говорит Алиф Иргалиевич, который после морской жизни более 30-ти лет проработал на железнодорожной станции монтером путей.
И сегодня свою службу на флоте он вспоминает с гордостью и грустью. Хорошие были времена! Частенько приглашают моряка в школу, где он охотно делится своими воспоминаниями. Да и соседским мальчишкам – сверстникам сына очень интересны его рассказы о море, о походах.
А макет корабля, на котором служил наш земляк, стоит на самом видном месте. Это подарок сослуживцев, которые ежегодно в этот праздничный день собираются в его гостеприимном доме.
Эльвира Ямалетдинова.