Жизнь неумолимо движется к своему финалу. Выросли дети, повзрослели внуки. Уходят близкие люди. Заступившим нам на смену будет не лишним знать историю как своей семьи, так и то, как жили, к чему стремились и о чём мечтали их родители и их ровесники. Я решил создать небольшую семейную летопись, состоящую из небольших рассказов о прошлых событиях, которые сохранила память. Постараюсь быть беспощадно обьективным.
Тёплый осенний день, один из немногих, которые случаются у нас в Сибири в середине сентября. Я стою на берегу реки Томь, на том месте, где когда-то, в пору моей юности располагалась лодочная станция. На песчаной отмели, уже поросшей кустарником, просматривается корпус катера. Подхожу поближе. Катер глубоко затянут песком, полулежит одним бортом на зарослях ивняка. Кормовая часть уходит под воду, ходовая рубка представляет собой бесформенный ржавый скелет, но на носовой скуле можно прочесть местами облупившуюся надпись – «ЮНГА».
В памяти всплыло моё первое путешествие на этом катере. Далёкое детство, я живу с родителями в деревне Пача, что в 30 километрах на противоположном берегу. Пятидесятые годы прошлого века. Нет ещё электричек, нет автобусного сообщения, нет и моста через реку. Старшие сёстры и брат живут и работают на крупнейшем в округе заводе, который почему-то называется «почтовый ящик», а молодой, строящийся быстрыми темпами город все зовут Новостройкой. Жители села - это колхозники и работники МТС (машинно-тракторной станции). Тяжелейшая жизнь и работа послевоенного села. Родители делают всё, что в их силах, чтобы определить своих подросших детей на работу в город.
Совершенно естественно, что на летних каникулах родители отправляют меня на побывку к старшим в город с подвернувшейся оказией. В качестве оказии служили попутные машины или конные подводы до села Поломошное. Моё послевоенное поколение взрослело рано, поэтому отправить мальчонку одного в эту поездку не считалось чем-то необычным. Ну а добравшись до Поломошного, в город можно было попасть только на катере или пароме. После долгого ожидания, к берегу причалил катер, на борту которого написано «ЮНГА». И вот, зажав в руке монетку, данную матерью на это путешествие, поднимаюсь по сходне с берега на катер.
В Паче при сельском клубе была по тем временам очень приличная библиотека. Читать я научился, благодаря старшей сестре, ещё до школы, поэтому сразу же записался в библиотеку. До сих пор помню первые прочитанные книжки : "Аладдин и волшебная лампа" и "Али-баба и 40 разбойников". Но немного повзрослев, я увлёкся книгами о путешествиях, в основном морских путешествиях. "Остров сокровищ", "Пятнадцатилетний капитан", это поначалу, ну а потом Станюкович "Морские рассказы", а ещё позже Леонид Соболев "Морская душа". Частенько представлял себя на паруснике или на боевом корабле, а то и на современном океанском лайнере или гидрографическом судне.
Поэтому, поднявшись на катер, я протиснулся по узкому проходу на его нос, повернул кепку козырьком на затылок, мне казалось, что так должны были выглядеть "морские волки". Кстати, дворовая шпана в те годы зачастую так носила кепки. Стоя на носу катера, вглядываюсь в такой незнакомый берег, где строится новый город и представляю себя капитаном корабля и никак не меньше. Как мне хотелось, чтобы расстояние до противоположного берега было как можно большим, чтобы путешествие долго не заканчивалось. Гладь речной воды мне представлялась гладью океана в штиль.
…Прошли годы. Я с родителями уже давно живу в городе Юрга, который когда-то звали Новостройкой. Закончена школа, уже два года производственного стажа на том самом "почтовом ящике", последнее лето перед призывом в армию. Мы, трое друзей, записавшись в парусную секцию, вот на этом месте, где я встретил остов катера, готовим паруса для своих швертботов. У Гены Фомина парусник носит загадочное имя "Эллада". Гена потом служил на Северном флоте на подводной лодке. А у меня с другом Артуром была скромная "Ромашка". Артур потом закончил Военно-Морское училище им А.С.Попова в Петергофе, а затем служил на Балтике и на кораблях ТОГЭ. Дружим по сей день.
Каждый выходной ждём свежий ветер и, овладевая навыками движения под парусом, отчаливаем в сторону скалистого берега на правом берегу реки. Огибаем Большой остров и идём параллельным курсом с катером «ЮНГА», который теперь курсирует до пионерлагеря. Даже не догадывались, что это увлечение станет нам с Генкой частью нашей жизни на службе, а Артур, теперь военный пенсионер, посвятит морю свою жизнь...
И вот, ровно через 10 лет с той поры, как я впервые ступил на борт катера, в июле 1964 года, я в составе экипажа океанографического судна (корабля) «ЧУКОТКА», пересекаю экватор в районе островов Джарвис и Хауленд, что южнее Гавайских островов, и любуюсь созвездием Южный Крест. Вокруг безбрежный океан, и я несу ночную вахту на верхней палубе взамен вахты у трапа в базе. И вспоминаю свои наивные детские мечты десятилетней давности на катере «ЮНГА».
Всем в мире правит случай, вот для меня он подарил исполнение детской мечты.
А. Коровкин. Март 2020 г..