В кают-компании
http://www.toge.ru/kk4.html А.Г.Карпов это описывает так:
... И вот в экспедицию прибыло пополнение. Белоснежный от клотика до ватерлинии, специально спроектированный для поставленных задач, избалованный вниманием всех разведок мира, "Неделин" занял свое место на бочке в бухте Крашенинникова в точке 58.
Главных ценителей еще не было. Штаб бригады во главе с комбригом к.1.р. Ю. А, Каплиным и всеми кораблями еще не вернулись с очередной боевой службы. Их ждали со дня на день. Настроение ожидающих было разным.
Личному составу и большинству молодых офицеров, на соединении ранее не служивших, до штаба бригады было, как до командования ТОФа - т.е. их наличие со своим существованием они никак не ассоциировали.
Командование корабля (командир, старпом, замполит) тоже на соединении ранее не служили, однако командование бригады являлось их непосредственным начальством, т.е. ассоциации были самыми прямыми. В меру сил командиры пытались привести опьяневшую от завершения полукругосветки и зимней Камчатки молодежь "в меридиан", что-бы встретить штаб на пике флотской организации и порядка на заведованиях.
Комдивы измерительного комплекса все были выходцами из ТОГЭ, хорошо знали своих флагманских специалистов и что от них ожидать, но особого волнения не испытывали. Комплексы у них были новые, "флажками" еще не виданные и не изученные, так что ближайшие перспективы общения сводились к показам и объяснениям. Так что неожиданностей не прогнозировалось.
Механикам было не так спокойно. И командир БЧ-5 Н. Н. Новиков и его комдивы Вова Любенков и Серега Петрухин пришли с ТОГЭ и хорошо знали флагмеха "деда" Некрасова и его помощников.
Требовательность флагмеха на соединении была легендарна и имела объективные причины. Одним из поводов к постройке "Неделина" было то, что корабли соединения выработали свой ресурс задолго до его прихода. Для примера: когда "Спасск" выходил из ремонта в Дальзаводе в 1980 году, зазор между стенкой цилиндра и поршнем его паровой машины составлял 12(!) мм. Корабли не списывались, поскольку их нечем было заменить, и активно (и безаварийно) эксплуатировались во многом исключительно высокому профессионализму специалистов БЧ-5. Коего профессионализма и добивался флагманский механик.
В ночь перед приходом кораблей бригады в базу механики "Неделина" еще наводили лоск на своем заведовании. Кому пришла в голову мысль тайком осушить трюмные воды ночью в бухту, неизвестно. Факт остается фактом, грязную воду со значительным количеством солярки качнули за борт. В принципе, ничего страшного, про "Гринпис" и Митволя тогда не слышали. Однако был декабрь, в бухте был лед, и солярка в силу своего удельного веса всплыла в полынье между бортом и льдом.
Утренняя приборка. Дежурный по кораблю замполит ИК к.3.р. В. А. Проневич, полный сознания своей ответственности за подготовку корабля к приходу штаба, обходит корабль, проверяя приборку. Когда у тебя на рукаве повязка "рцы", нелепо просто пройти мимо шуршащих швабрами матросов. Надо чего-нибудь углядеть, куда-нибудь ткнуть пальцем, вызвать старшину команды или командира группы. А будут возражать - всех заложить старпому на утреннем докладе.
На юте "Неделина" стоит печка-буржуйка. Сделали ее из бочки, покрасили в цвет палубы, смотрится нормально. Нужна она, чтобы сжигать бумагу. Как любая организованная система, корабль 1 ранга требует для своего функционирования определенное количества бумаг. А куда их девать? За борт на радость ребятам из ЦРУ - нельзя. На кораблях типа "Спасска" проще - там паровой котел "Бабкок Вилькокс" (шведский, музеи от-дыхают, документацию в ремонте пытались достать через МИД - нет даже в Швеции) - топка размером с каюту. А на "Неделине" пришлось поставить печку; в заведовании у боцманов, но использовать могут все по необходимости.
И вот какая-то сволочь этим утром там что-то жгла! А корабль к смотру!! А там пепел!!! Что говорил боцманам Антоныч - неизвестно. Но впечатление произвел. Впечатленные боцмана быстро вытряхнули содержимое печки за борт.
И это случилось. Солярка на воде вспыхнула весело и энергично. Столб огня в районе кормы быстро вырос до вертолетной палубы. Сгорел кормовой флаг. Появившиеся из-за Трех Братьев корабли бригады с изумлением наблюдали столб дыма над родной ба-зой.
В районе объятой пламенем кормы цистерна с 70 тоннами авиационного бензина для вертолетов. Корабль ход дать не может, дизель не запущен. На якоре не подтянуться, стоим на бочке, кругом лед. В этой ледяной кастрюле с соляркой кипятим цистерну с авиационным бензином. Пытаюсь лихорадочно соображать, что мы можем предпринять в этой ситуации. Кажется, только ждать, что произойдет быстрее - механики запустят двигатели или рванет цистерна.
Командир находит другой выход. Волков спокойно, как всегда, приказывает в ПЭЖ запустить выдвижную движительно-рулевую колонку ВДРК(черт возьми, я про неё даже не вспомнил!). Была на "Неделине" такая новинка по тем временам: из шахты под кормой выдвигается что-то вроде подвесного лодочного мотора, и подталкивает корму в нужном направлении. Устройство запущено из холодного состояния и пытается сдвинуть корабль в ле-дяном поле. Из ПЭЖа доклад (кажется, это был Игорь Ляндин):
- Товарищ командир, из шахты подруливающего идет дым. Подруливающее сейчас сгорит!
Волков (спокойно):
- Пусть сгорит. Вы мне сдвиньте корму на 10 метров.
Сдвинули. К этому моменту подошли корабли соединения. Комбриг, штаб и все высыпавшие на палубы любопытствующие видят своего долгожданного собрата: с остатками девственной белизны в носовой части, закопченной кормой, сгоревшим флагом и ошарашено ползающим по заведованиям экипажем. Перекраска корпуса в шаровый цвет "как у всех" прошла быстро и безболезненно для самых радикальных патриотов "белого парохода".