«Люблю тебя, Петра творенье.
Люблю твой строгий, стройный вид…»
А.Пушкин
Роман «Жизнь ни за что». Глава из «Путешествий в конец социализма».
1989 год. Март. Воскресенье. День рождения инженера Сугробина. Юбилей.
Я встречаю свой юбилейный день в Санкт-Петербурге, которому только что вернули его первоначальное имя. То, что город должен носить имя Петра, я согласен полностью. Но лично я не разделяю чрезмерное увлечение Петра западом и считаю, что по-русски город должен называться Петроградом.
Мне 50 лет. Гостиница, скорее ночлежные комнаты от Адмиралтейского судостроительного завода. Но это нисколько не унижает мой день и чувства выполненного долга перед самим собой и перед страной, меня создавшей. На заводе стоит на воде и оснащается второй корабль для тихоокеанской океанографической экспедиции «Маршал Крылов». Первый в этой серии «Маршал Неделин» три года как в строю и базируется в бухте Крашенинникова. Корабли представляют собой последнее слово техники Советского Союза. Водоизмещением по 25000 тонн, оснащены так, как никто до них не оснащался. В интересах отработки траектории баллистических ракет несут на борту по два вертолёта, разработанных КБ Камова специально для целей измерений нашей аппаратуры. Это что-то невероятное и прекрасное даже по сравнению с красавцем «Чумиканом»и хорошо известными кораблями США «Арнольдом» и «Ванденбергом». А уж про удобства для проживания команды и гостей… Как на круизном лайнере. Огромный радиопрозрачный шар диаметром во всю ширину средней части судна венчал этих красавцев и вызывал невиданный интерес иностранных разведок. Такие корабли могла построить только великая страна. Мне нисколько не было жаль миллиарды, потраченные на строительство этих судов. На них ощущаешь гордость за свою страну и чувствуешь кожей на расстоянии ненависть и злобу наших постоянных соперников – противников. И пусть уже насмотрелся вдоволь на «Неделине» и облазил его вдоль и поперёк, не перестаю восхищаться этими творениями инженерного разума и, подходя к заводской стенке, у которой стоит корабль «Маршал Крылов, подтягиваюсь и отдаю кораблю честь. Это были корабли ХХ1 века.
Наши корабли были построены на знаменитых «Адмиралтейских верфях», основанных Петром 1 в 1704 году. Верфи были первыми в России и впервые на 54-х пушечном корабле «Полтава», спущенном 15 июня 1712 года был поднят Андреевский флаг. При жизни Петра на верфях было построено 23 линейных корабля, 4 фрегата,200 галер и другие корабли, которые обеспечили первые победы и начало славы русских военных моряков. С тех дней и до настоящего времени Адмиралтейский судостроительный завод выполняет заказы ВМФ. В 1982 году был спущен на воду самый современный для того времени броненосец «Пётр Великий», в 1903 году крейсер «Аврора». В 1959 году был сдан в строй атомный ледокол «Ленин». На предприятии было построено более 300 подводных лодок, из них 41 атомная. Для народного хозяйства были построены серии краборыбоконсервных заводов, ледоколов, танкеров и др. судов. Одним из последних достижений было создание в 2011 году автономного глубоководного аппарата «Консул» с глубиной погружения 6 тысяч метров.
Санкт-Петербург колыбель, гнездо и основная база создания материальной базы и кадров ВМФ Российской империи и Советского Союза. Россия образца 1992 года ещё ничего не сделала для ВМФ, кроме поставки матросов-пацанов, родившихся в 1992-94 годах, на сохранившиеся корабли после распада советской империи. Кроме адмиралтейского завода боевые корабли строил Балтийский завод, стапеля которого отлично просматриваются от стенки Адмиралтейского. Высшее командное училище имени Фрунзе готовит командиров-судоводителей. Высшее инженерное училище имени Дзержинского готовит военных инженеров и судостроителей, а военно-морская медицинская академия готовит морских докторов. А полное перечисление военно-морских учебных заведений займёт не одну страницу «мелким почерком». И количество военных моряков на сто тысяч жителей города определённо превышает количество моряков в любом городе на земле. Петербург с достоинством гордиться своей военно-морской историей и морскими традициями..
Наш президент сейчас называет противников – соперников «наши американские коллеги», «наши европейские коллеги». Пусть называет, если ему нравиться быть коллегой президента, который ради своих целей в мирное время разбомбил Югославию и уничтожил сотни тысяч мирных иракцев без причин. Ни в Европе, ни в США у нашей России – матушки, не было друзей, коллег и партнёров. Они были и всегда будут врагами, и будут продолжать политику принижения и ущемления России везде, где им это будет удаваться. И я был горд за эти корабли в 1989 году, когда представлял, как эти два красавца встретятся с задрипаным «Генералом Арнольдом» на южных широтах Тихого океана. И наш матрос, и офицер снисходительно скажет: «Катились бы вы, господа, из означенной нами территории. Здесь вам ничего не светит!»
В Ленинграде бригада НИИ работала по оснащению корабля нашей аппаратурой спецконтроля по проекту «Зодиак». На корабле уже сидела полностью укомплетованная команда и несла службу, осваивая новейшую технику и охраняя свои боевые посты. Впереди у корабля были заводские и государственные испытания и переход на Тихий океан. В бригаде от меня был Виктор Арбашев. Был наладчик Владимир Коврижных, другие ребята и даже одна женщина. А я, не ставя никого в известность о моей дате, уехал от своего юбилея, убедив Емельяныча в необходимости моего личного контроля за работами. Он о юбилеях подчинённых не задумывался. А я был рад, так как не понимал, и до сего времени не понимаю радости этих юбилеев. Пока был ребёнком, дни рождения были днями радости и счастья. А где-то после двадцати пяти яркие краски радостей от возмужания начали терять свой блеск. И эту звонкую дату я намеревался провести в нешумном обществе, созерцая «…Невы державное теченье, береговой её гранит».Бригада у меня была квалифицированная. Работы по оснащению, в основном, повторяли оснащение «Маршала Неделина» и проблем не вызывали.И через вечер я был в театре, а днём в Зимнем дворце. Эрмитаж это такой музей, что наскоком и бегом в нём быть не интересно. Мы в стенах своего НИИ очень много перерабатывали и иногда необременительные командировки были как возврат затраченной энергии.
Перед моим днём рождения всегда бывает всесоюзный женский праздник. Он у нас называется «международный женский день», но празднуют его только в СССР. Мне женский праздник нравился. В этот день в нашей стране получают приветствия и какие–нибудь подарки даже те женщины, про которых в обычные дни никто и не вспоминает, и у которых ни родных, ни друзей… И это просто здорово. Мы поздравили нашу женщину.Я, как самый «ненужный» для работ на корабле, по согласию ходил на рынок за цветами. Голландских роз ещё не поставляли в СоветскийСоюз в многомиллионном количестве, но дружественные грузины с лихвой восполняли этот недостаток, хотя и драли с рядовых советских граждан по своему грузинскому понятию о совести. Но проведя славно праздник 8 марта, я не хотел заострять внимания на себя, т.к. никто не знал о моём юбилее. Но день моего рождения был воскресный, выходной. Я встал раньше других и вышел на улицу. Светило мартовское солнце, окрашивая красные кирпичные стены старых кварталов. Как в песне:»Утро светит нежным светом…» На душе было легко и спокойно. Несмотря на отчаянную борьбу Горбачёва и его правительства с алкоголем, алкоголь в Питере продавался. Я прикупил литровый четырёхгранный штоф какого-то виски, литровую бутылку венгерского вермута и вернулся в гостиницу. Вынул паспорт и показал проснувшимся ребятам. Юбилей состоялся. А вечером я сбрил поседевшую бороду. Она меня круто старила, и на улице меня при Дианке прохожие зачастую называли дедушкой, а её внучкой. Вот так с 50 лет я хожу с голым подбородком, который закрывал бородой лет двадцать пять.
Ленинград близкий мне город с конца моего детства, когда мыс Балыбердиным абитуриентами приехали поступать в морское училище. Тогда 17-ти летнему провинциалу всё показалось прекрасным. И все свободные дни двухлетнего пребывания посвятил музеям, театрам и всему, что я мог почерпнуть у великого города для своего образования. И много раз, как «сам Александр Сергеич Пушкин, опёршись ж…о гранит», смотрел на могучее течение Невы. И лучших минут не вспоминаю. А затем на долгие годы мои дороги не пересекались с северной столицей. И только в 1982 –м, когда пришлось модернизировать вновь купленный для предприятия самолёт Ан-26 взамен отработавшему все прямые и дополнительные ресурсы самолёту ИЛ-14, встречи с городом продолжились. На доработку самолёта для специспользования наш НИИ не имел лицензии. Поэтому пришлось заключить договор с какой-то шарагой военной принадлежности, и за свои деньги, своими силами мы воплощали наши желания в конструкторскую документацию, на которой ставили подписи спецы из этой шараги. И получали немалые деньги. Шарага располагалась в Ленинграде. Десяток наших специалистов(из них пять моих конструкторов) прожили в городе месяца два. В основном в приличной гостинице на морском вокзале. Тогда-то я и познакомился с современным городом поближе. Но был я уже совсем взрослым, и всё уже понимал как надо. Эрмитаж, военные музеи (военно-морской и артиллерийский), театры и Петергоф, летний сад и изогнутые набережные Фонтанки и канала Грибоедова были пройдены неоднократно. Как и пивные будки, стоявшие на многих перекрёстках старого города. Конечно, раздражало наличие прекрасных продуктов в магазинах при полном отсутствии их в родном городе. Приходилось набивать мясом чемодан на весь допустимый аэрофлотом вес бесплатного багажа. После этого заезда по этой теме за согласовательными подписями, ещё неоднократно приходилось заезжать, но уже на короткое время.
Затем началось строительство корабля «Маршал Неделин». Постоянная связь с адмиралтейским ЦКБ и поездки по уточнению документации. ЦКБ располагалось в дворцовом особняке на канале Грибоедова. Парадная лестница и подъезд с колоннами, прекрасные старинные залы для балов и жилые апартаменты были перекроены и обезображены до самой последней «ручки» бесчисленными перегородками, кабинетами и просто каморками в угоду не знающей пощады практической действительности. И не виноваты руководители ЦКБ. Им выделили здание и дали план. И так, похоже, по всем дворцам, кроме самых знаменитых. Но и знаменитые дворцы, даже Зимний дворец, стоят ободранные даже снаружи. Зрелищевесьма печальное. При поездках в ЦКБ квартировал обычно в полуподвальной каморке на том же канале Грибоедова. Каморка представляла собой неприметную дверь без обозначения, за которой скрывались помещения с перегородками метров на 150 квадратных, где и находили приют командированные люди. Удобств никаких, но это был самый центр, и было удобно географически. Театры, музеи, московский вокзал, аэропорт Пулково и даже Петергоф (крылатые «Кометы» швартовались на Неве вблизи от Медного всадника) были в прямой досягаемости. Благодаря близости к центральным железнодорожным кассам я совершил поездку до Москвы на скоростном поезде.
Маршал «Неделин» был построен в 1985 году. На ходовых испытаниях в Балтийском море он произвёл такой фурор в Европе и НАТО, что его ни на минуту не оставляли одного в ничейных водах. Самолёты, корабли и подводные лодки непрерывно кружили вокруг нашего красавца с таким зазывным шариком все дни испытаний. Потом южными морями вокруг мыса Доброй надежды «Неделин» перешёл в Авачинскую бухту и был введён в состав тихоокеанской океанографической эскадры.
В Питере пришлось бывать и по другим делам. Я три года руководил крупной по объёму и деньгам научно-исследовательской работой по перспективам развития микроэлектроники, и будущим конструктивам всей нашей техники спецконтроля. Так что пришлось посетить не один НИИ и другие предприятия. Ленинград был и остаётся крупнейшим центром технической мысли.
Одно время наш корабль стоял на доработке в Кронштадте. Бригады с Адмиралтейского завода на заводской «Комете» отправлялись тогда ежедневно. И как-то вместе с экскурсантом Г. Рустайлиным и руководителем сдаточных работ Толей Пимокатовым мы отправились в Кронштадт. Город исторический. Стоит практически на куске земли на уровне моря. Два-три метра высоты всего разница в уровне суши и воды. Флот балтийский (уже практически не нужный для войны) отметился несколькими устаревшими крейсерами и сторожевиками, стоявшими в каналах и на рейде. Все каналы и доки были построены чуть ли не при Петре. Казармы, бастионы ХУ111 века, жилые кварталы века Х1Х-го. И знаменитый Кронштадтский собор, в котором в начале ХХ века славился своими проповедями Иоанн Кронштадтский. Собор знаменит, как архитектурный памятник, и своим проповедником Иоанном Кронштадтским.
О Кронштадте немало написано. Как и об острове Котлин, на котором стоит город и военно-морская база. Как и обо всём этом крае, вершившем историю Российской империи, и первого социалистического государства.Также, как и о Кронштадтском восстании моряков-балтийцев в 1922 году против троцкистского правительства, физически уничтожавшего русскую деревню и православие. Моряки тогда все были ещё царского призыва сплошь из крестьян и не могли понять, за что сражались. «За Советы без коммунистов!» - такой был лозунг восставших.
Правящей коммунистической партии надо бы давно и всерьёз заняться научным изучением экономики и применением её на деле. Огромные деньги в казне создались за счёт мизерной оплаты труда всему населению. А расходование их происходит бездарно, а зачастую преступно. Но правящая элита не понимала, и не хотела уже понимать и менять существующий порядок. Жируя, она позабыла даже то, а зачем большевики делали революцию, свергали царя, зачем Сталин совсем не мягкими методами создал мощное индустриальное государство.
И как учит история, великие царства, созданные мечом, разваливались даже быстрее, чем империя большевиков, не продержавшаяся и сотни лет.(Империя Александра Македонского,например) Хотя социалистическое государство при наличии разумных наследников могло бы процветать и благоденствовать со всем своим населением многие века. История Советского Союза представлялась мне историей внезапно разбогатевшего человека, который все свои силы и богатство потратил на создание могучего хозяйства. Но наследники у него оказались кичливыми, неблагодарными и уже к третьему поколению всё промотали и безвестно сгинули. И где-то далеко внутри Сугробин чувствовал, что в падении государства есть и его вина.
1990 год. Сбылась голубая мечта Раисы Максимовны Горбачёвой. Она стала женой президента СССР и первой бабой так нелюбимого ей Советского Союза.(Называя Раису Бабой я нисколько не унижаю её. На Руси издавна, желая отметитьженщину одобрительно, говорили:»Во,баба!» На международных раутах на высшем уровне ей законно предоставлялось право посплетничать с жёнами президентов США, Франции и даже королевами в тех странах, где ещё есть короли.
Муж Раисы Максимовны в это год не только стал президентом, а ещё получил нобелевскую премию мира. Такую же липовую премию спустя десять лет получил от нобелевского комитета2 президент США Барак Адама.
1990 год. Горбачёв отметился в этом году и партийными успехами. На предсъездовском пленуме ЦК он продавил решение об изъятии шестой статьи из конституции СССР и на съезде продавил новый устав, исключающий доминирующее положение партии в обществе.
ХХУ111 съезд КПСС состоялся с 02 по 13 июля.
За время от партийной конференции, состоявшейся в 1988 году, из партии вышло около двух миллионов коммунистов.
Борис Ельцин, не получивший поддержки своим предложениям по реформированию партии, кинул свой партийный билет Горбачёву и покинул съезд. КПСС фактически после этого перестала быть политической силой.
Съезд принял новый устав, но не смог принять программу. Новый устав, вслед за изъятием 6-ой статьи из конституции, пунктом №22 отменил доминирующую роль КПСС в обществе. Индюки и с мест, и из центра так и не поняли, что Горбачёв привёл их в строго охраняемое отделение индюшиной фермы, где индюкам по очереди рубят головы и ощипывают. Из 4683 делегатов за все решения съезда и за переизбрание М. Горбачёва генеральным секретарём проголосовало 3567 делегатов. «Интересно, - говорил Саня Ширяев на сходке ООР, - а сколько из этих проголосовавших «за» состоят в новой КПРФ? Ведь при не избрании Горбачёва, СССР можно было ещё спасти!»
И при таком развитии событий г. Ленинград, музейный памятник и труженик, стоит в конце восьмидесятых, в конце жизни первого социалистического государства, воплотившего в действительность мечты миллиардов, стоит ободранный, загаженный, как и все города и селения России от Калининграда до Анадыря. И кроме белых ночей особенно похвастаться ему нечем. Но белые ночи – они по всему северу, а не только в Ленинграде появляются с завидным постоянством без решений партии и правительства
После окончания строительства «Маршала Крылова» мои пути с Ленинградом не пересекались.
Нижний Новгород.