Мы где-то уже обсуждали эту книгу. Очень много ошибок, очень!
Корабельные измерительные пункты
…В 1957 г. НИИ-4 с помощью Главного штаба ВМФ завершил разработку проекта корабельного измерительного комплекса, который предназначался для обеспечения пусков МБР 8К71 на максимальную дальность в акваторию Тихого океана.
Основными разработчиками проекта от НИИ-4 были Ю.Е. Дежников, А.Г. Масюк, Г.А. Тюлин (руководитель проекта), Н.Г. Устинов, Н.Г. Фадеев, Е.В. Яковлев. Выбор типа кораблей провели специалисты ВМФ и Минсудпрома. На создание корабельного измерительного комплекса руководством страны было отведено всего 2 года.
В начале 1958 г. ЦКБ-17 (ныне – Балтсудопроект) разработало проект переоборудования под корабельные измерительные пункты (КИПы) 4-х рудовозов, построенных в Польше. Проект был одобрен правительством, а его реализацию поручили Балтийскому заводу.
Переоборудованные рудовозы получили названия "Сибирь" (флагман), "Сахалин", "Сучан" и "Чукотка" (ретранслятор). Они имели водоизмещение 6 (7) тыс. тонн, скорость хода – 12 (13) узлов, что составляет ~ 23 (25) км/час (рекорд для того времени), экипаж 100 человек, период автономности – 3 месяца.
Экипажи возглавили В.А. Седов ("Сибирь"), В.В. Зонов ("Сахалин"), П.В. Васильков ("Сучан") и И.К. Пилипенко ("Чукотка").
Эти корабли включили в состав ВМФ и объединили в 4-ю Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию (ТОГЭ-4), которую возглавил Ю.И. Максюта. Это был первый в мире корабельный измерительный комплекс.
На Балтийском заводе в работах по созданию КИПов активно участвовали представители ВМФ, НИИ-4 и экипажи кораблей. В апреле 1959 г. из РВСН (НИИ-4) в ВМФ были откомандированы 6 офицеров, которые стали заместителями командиров КИП по измерениям. Это были А.П. Бачурин
("Сибирь"), Г.М. Карпухин ("Сахалин"), А.В. Лимановский ("Сучан"). Авраменко В.А. стал заместителем командира ТОГЭ-4 по измерениям, Крошко С.И. – флагманским специалистом по обработке ТМИ системы СК-4, а Гичкин Ю.В. – командиром группы средств радиотехнических измерений на КИП "Сибирь".
КИПы оснастили кинотеодолитами, РЛС "Бинокль" (позже – РЛС "Кама"), РТС "Трал", ППСЕВ "Бамбук", системой СК-4, вертолетами КА-2, постами гидроакустики, ДЭС, преобразователями переменного тока в постоянный, холодильным оборудованием (только для продуктов), сотней аккумуляторных батарей, заимствованных с подводных лодок, средствами радиосвязи, радиопеленгаторами, гидрофонами и эхолотами.
В июне 1959 г. провели швартовые испытания аппаратуры, в т.ч. самолетные облеты, а потом – ходовые.
…В 5 часов утра 21 июля 1959 г. ТОГЭ-4 (с бригадой Балтийского завода) из Кронштадта вышла в дальний поход, в начале августа она прибыла в Кольский залив (г. Североморск), и после пополнения запасов в сопровождении 4-х ледоколов (перед каждым судном) Северным морским путем отправилась в Петропавловск-Камчатский с остановками в бухте Диксон и бухте Провидения (заправка водой). 30 августа (1 сентября) ТОГЭ-4 вошла в Авачинскую бухту порта приписки – Петропавловск-Камчатский.
…В ночь со 2 на 3 октября 1959 г. ТОГЭ-4 вышла в свой первый поход в Тихий океан в район южнее Гавайских островов, почти на экватор. В этом походе участвовали и измеренцы ПИК НИИП-5, НИИ-4 и др. организаций. О цели похода экипажи узнали в пути из сообщения ТАСС о закрытии для мореплавания, рыболовства и полетов самолетов определенного района акватории Тихого океана (5°…9° северной широты, 168°…170° западной долготы).
Через 2 недели ТОГЭ-4 достигла заданного района, пройдя 4 тыс. миль. Температура воздуха там была +30°С, температура воды +25°С. В машинных отделениях температура достигала +45°С, а в отдельных отсеках +60…+70°С… 22 и 25 октября 1959 г. ТОГЭ-4 прошла боевое крещение при пусках МБР 8К71.
…С 1960 г. ТОГЭ-4 выходила в походы в составе трех КИП – "Сибирь", "Сахалин" и "Сучан", и проводила в океане по 7…8 месяцев (КИП "Чукотка" в 1961 г. во Владивостоке начали переоборудовать). С 12 апреля 1961 г. она участвовала в обеспечении полетов ПКК телефоннотелеграфной связью (с записью переговоров на магнитофоны) и принимала биологическую ТМИ (пульс космонавтов, частота дыхания и т.д.)
…В 1962 г. для ТОГЭ-4 ввели тропическую форму одежды (летние рубашки, шорты, панамы, тапочки), а до этого (1959-1961) экипажи работали почти обнаженными (в плавках).
…В 1962-1963 гг. в Ленинграде переоборудовали под КИП два немецких рудовоза водоизмещением по 13 тыс. т. Их назвали "Чажма" и "Чумикан". Они имели скорость хода в 14,5 узлов. На них установили РЛС "Кама-АМ", ИЦМ "Темп-3", ФРС-МК, ППСЕВ, РТС "Трал-К2Н" и другую аппаратуру. В их состав ввели вертолеты КА-15 (для транспортировки РТС СК-4), которые позже заменили на вертолеты КА-25
22 августа 1963 г. в колонне из 11 судов "Чажма" и "Чумикан", ведомые ледоколами "Ленинград", "Красин" и "Ленин", Северным морским путем отправились из Мурманска в Петропавловск-Камчатский. Переход был тяжелым – иногда за сутки продвигались всего на 10..12 километров. В проливе Лонга корабли встретили дальневосточные ледоколы "Москва" и "Лазарев". 5 октября переход закончился. В Петропавловске-Камчатском "Чажму" и "Чумикан" уже ждала "Чукотка", прибывшая из Владивостока. Эти корабли составили ТОГЭ-5 под командованием В.Г. Гатчинского.
В последующие годы КИПы дооснастили телеметрической аппаратурой систем БРС и РТС-9 различных модификаций, аппаратурой СЕВ ВТ "Кипарис" и т.д. Для обеспечения радиосвязи с экипажами ПКК "Чажму" и "Чумикан" дооборудовали ст. "Аврора-КУ" и "Сургут-К".
…В 1974 (1979) г. ТОГЭ-4 объединили с ТОГЭ-5. Начальником объединенной ТОГЭ-5 стал капитан I ранга Э.Я. Краснов.
…В 1982-1983 гг. КИП "Чумикан" участвовал в ЛКИ КА "Бор".
…В 1977 г. было принято решение о создании еще одного КИПа "Маршал Неделин". ТТЗ на него разработало 4 управление ЦНИИКС-50 (В.Н. Медведев). Строился КИП на Адмиралтейском заводе. Контроль за ходом строительства осуществлял Г.С. Титов (ГУКОС).
По своим характеристикам этот КИП превосходил своих предшественников:
- водоизмещение – 23,4 тыс. т;
- автономность – 120 суток;
- длина – 211 м;
- ширина – 27,7 м;
- скорость – 22.5 узла;
- экипаж – 372 чел.
В состав измерительного комплекса входили:
- КРТК "Вега";
- ФРС "Дятел-2";
- ИК пеленгатор "Куница";
- ППСЕВ "Кипарис-2";
- СКС "Шторм";
- КТК "Зефир-Т" (ТМИ);
- навигационный комплекс "Андромеда".
В начале 1980-х годов КИП спустили на воду, смонтировали аппаратуру, провели АИ. В ноябре-декабре 1983 г. в Балтийском море КИП прошел ходовые испытания, и весной 1984 г. через Атлантический, Индийский и Тихий океаны он прибыл в Петропавловск-Камчатский, где прошли КИ и самолетные облеты, после чего КИП приняли в эксплуатацию.
…КИПы "Сибирь", "Сахалин", "Сучан" (с 1984 г. – "Спасск"), "Чажма", "Чумикан" и "Чукотка" в 1994 г. были проданы Индии и Китаю.
…Экипажами КИПов руководили:
КИП "Сибирь":
- Седов В.А. (1959-1965);
- Пригарин В.А. (1965-1967);
- Афанасьев Н.Д. (1967-1976);
- Морозов Г.К. (1976-1983);
- Шехтунов В.Г. (1983-1993);
КИП "Сучан" ("Спасск"):
- Васильков П.Е. (1959-1963);
- Абдрахманов А.К. (1963-1968);
- Герой Советского Союза Шадров А.М. (1968-1972);
- Огурцов В.Д. (1972-1973);
- Пастухов Л.В. (1973-1981);
- Каплин Ю.А. (1981-1983);
- Вихров А.А. (1983-1992);
- Евдокимов Н.А. (1992-1994);
КИП "Сахалин":
- Зонов В.В. (1959-1963);
- Марухин Н.Ф. (1963-1969);
- Зайцев А.М. (1969-1971);
- Кролик С.Я. (1971-1983);
- Егоров В.А. (1983-1986);
- Гарновский В.Б. (1986-1992);
КИП "Чажма":
- Калугин А.М. (1963-1965);
- Семенов А.И. (1965-1967);
- Максимов Ю.А. (1967-1971);
- Клемин Л.Е. (1971-1982);
- Чебанов Л.В. (1982-1985);
- Шевченко Ю.И. (1985-1987);
- Никольченко А.К. (1987-1993);
КИП "Чумикан":
- Матвеев А.И. (1962-1967);
- Молодых А.А. (1967-?);
- Скупский В.А. (?-?);
- Трунин К.Н. (?-1972);
- Макаров А.А. (1972-1979);
- Попов Ф.П. (1979-1985);
- Новиков В.П. (1985-1992);
- Колобиевский И.А. (1992-1995).