Навеяло... уже вроде писал об этом... или кажется.
После навигации в году так в... Так, уже было и пошли повторы. Где только меня черт не носил после навигации. 120-130 дней отгулов и отпусков - не лежать же на печке, вот и искал, где бы подзаработать. С этим проблем не было, потому как грузовые документы подписывали северные генералы (начальники строек, трестов, баз и пр.), ну и в процессе подписания возникали отношения - причем на равных и доверительные. Северные капитаны по сути были волками - в экипажах часто были "химики" - полублатные, понюхавшие слегка зону и за мелкостатейность выброшенные на поселения. Характер химика - скверный, много понтов. Били их капитаны быстро и жестко, не на людях, дабы не позорить, но раз и навсегда, чтобы понял. Генералы из того же теста, посему волк волка чуял издалека, короче пили водку и задушевно говорили. Ну и на вопрос "как у тебя зимой устроиться" ответ "не проблем, мастер Иван Иваныч, к нему подойдешь, он все сделает".
И вот через это попал я в ремцех сургутской геологии. Принимали в бригаде не очень - оно и понятно, потому как пришлый, без авторитета, да по указивке начальства. Пришлось брать быка за рога, вычислил старшОго - Борис, рыжеватый мужик, кисти-клешни, удавит мигом, заядлый шахматист. Предложил ему проставиться через ремонт двигателя, благо один уже стоял на стенде. Получил добро, через 6 часов завел, все работает. Приняли мою работу. Накрыл поляну, достал водку... как дополз домой... не помню. На следующий день Борис выдал мне задание лететь на Р-163 под Когалымом. Там нужен спец по дизелям, а ты как раз то, что надо. Мы подобный ремонт делаем неделю... короче четыре польских Воли, два дня хватит на профилактику.
Летим на МИ-6. Смотрю через грузовой люк в палубе на тайгу - а там брошенные вагончики, трактора, буровые, пачки труб... и вот долетели.
Буровая как буровая, таких видел много. Но что-то в ней было потертое, неприглядное. Это как неухоженый муж. Показали мою шконку - в дальнем вагончике, без отопления - обычно при буровых были котельные и соответственно, паровое отопление (как на наших тазиках). Вместо всего этого стояла самодельная буржуйка - 200 литровая бочка, дрова рядом. Пошел на вышку, посмотрел дизеля, заменил форсунки, отрегулировал топливную. Операция ответственная, потому как четверка дизелей работает на один вал - почти как четыре поршня на один коленвал, и если будет "троить", то один-два дизеля спалишь нафиг через пару дней. Просто сгорят поршни. Погонял, вроде все исправно, местный дизелист показал большой палец и вроде пора домой. Тормознули, из Сургута телеграмма, остаться в качестве второго дизелиста, приказ Салманова (главный геолог Тюменщины).
И начался мой двухнедельный кошмар. Не, мужики, я бывал в такой жопе... привык ко всему, но чтобы пережить такое...
Чтобы лечь спать, надо:
1. Налить в ведро соляры.
2. Накидать в буржуйку дров.
3. Плеснуть на дрова солярой, поджечь, когда разгорится - выплеснуть остатки
4. Снять унты, на голову - рукав от шерстяного свитера, чтоб прикрыть лицо от утреннего мороза, залезть в спальный мешок
5. Буржуйка красная, кругом парит, капает... баня. Все, вырубился.
Утром началось. Мастер с похмелья, всем рулит бурильщик - мужик крутой, как оказалось - штрафной мастер, где-то был залет, вот и снизили.
Мой напарник - Леха, молодой парень, еше не опытный, но реактивный. Наши задачи просты - вахта 12 часов, гонять дизеля, качать воду в башню. Да какие проблемы - если бы не мороз в 30 градусов, а так почти курорт.
Закачка воды - насос в озере, труба поболее 200 метров, вначале к трубе подключаешь шланг с паром от котельной, прогреваешь, пока не труба зашипит, затем убираешь шланг и забиваешь обычный деревянный чопик - краны на морозе просто разваливались, затем врубаешь насос. Смотрим на верхового - пока не махнет рукой. Махнул - вырубаем, выковыриваем чоп, опять пар... фу.. сделали.
Яма с буровым раствором - она мне сразу не понравилась, не утепленная, и уже слегка подмерзала. Подсказал мастеру - он сквозь зубы "без тебя знаю, не ссы".
И понеслась. Пошла первая свечка - забурили, вторая... третья... и что-то дизеля начали чихать. Бегом на площадку, быстро по всем дизелям... непонятно. Краем глаза увидел корпус топливных фильтров - мама дорогая, там белая снежина, замерзла солярка. Выяснил, что в емкости летняя соляра и другой не будет. С Лехой разожгли под трубопроводом костер - дизеля ожили. Бурим дальше - и тут сдох АКБ (автоматический ключ бурильщика). Предназначен для свинчивания буровых труб. Ручной - требуется 4 мужика. Вот так я стал помбуром. Хрипим, упираемся ногами, крутим... мат-перемат... завернули. За вахту 10-12 свечек.
Жопа пришла на 10-й день. Редкий случай, когда за бортом -45 с сильным ветром. Я приготовил несколько чопиков для очередной закачки воды, но забыл засунуть их под куртку. Пропарил трубу, забил, включил насос, вода пошла. Вдруг давлением чопик выплюнуло, трехметровый фонтан воды... в голове одно - это писец, сейчас все разморозит. Бегом к дырке, молоток, забиваю - чоп рассыпается в руках - замерз. А вода херачит, я как ледяная статуя, рукава не сгибаются. Бегом в котельную, там быстро срубил березовый чоп и обратно. Забил!!! Как закончилась вахта не помню. Вырубился.
Трясут, Фанис, вставай, твоего напарника убило!
При бурении в трубу подается раствор - нагнетается буровым насосом. Так вот, упомянутая яма замерзла, раствор на верхах вышки прихватило. Растворный трубопровод имел отвод с мощным краном для стравливания давления - Леху послали открыть. Крутит - открыто, раствор не идет, замерз остатний раствор в трубе. Леха , долбон, взял монтажку и начал долбить, заглядывая в трубу - сколько еще там.. ну и выстрелило. Давление - 200 атмосфер!!!! При 8 струя масла может порезать руку. Прибежал... страшно смотреть, лица нет, сплошной пузырь без носа, рта... Рядом бегает очумелый мастер... Что делать, что делать... мороз, вертолеты не летают... Мужик в шоке. Подошел, говорю - а Урал нахрена, стоит заведенный, до Когалыма 20 километров. Вроде ожил, все понял, уже дает команды. И вдруг Леха развигает пальцами то, что было губами и сипит - а нихрена не поеду, пока шею не помою... я месяц не мылся... Живой, сукин сын!!
Через две недели встретились с Лехой в Сургуте. Лицо - сплошной шрам, потерял зрение - один 0.5, второй 0.7.
Истину открыл мне Борис - буровая была подпольной. Вся команда - штрафники. По всем отчетам разведку в этом районе вели десяток официальных буровых и шесть подпольных. Вся проходка подпольных раскидывалась на официальные, перевыполнение плана, ордена, премии...
За 12 дней получил почти 900 рублей. Вернулся домой поздно вечером, поцеловал жену, бросил в прихожей тулуп, вырубился.. сквозь сон голос тещи "господи, как же от него воняет..."