Автор Тема: Минзаг "Амур".  (Прочитано 3899 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23256
  • "Неделин" 1982-92
Минзаг "Амур".
« Ответ #1 : 15 мая 2018, 10:35:14 »
15 мая 1904 г.

 Минзаг «Амур» потопил японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима»
"Амур" - водоизмещение 2500 т.
"Ясима" - 12 250 т
"Хацусэ" - 14 850 т.

Уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима» — эпизод Русско-японской войны на море, в котором Японский Соединённый флот потерял два корабля первой линии — эскадренные броненосцы «Хацусэ» и «Ясима». Потопление этих кораблей считается самым крупным успехом Первой Тихоокеанской эскадры. Это единственный случай периода «металлического кораблестроения», когда русский флот сумел в открытом море потопить линейные корабли противника.

После гибели на японских минах броненосца «Петропавловск» вместе с командующим С.О. Макаровым временно исполняющий должность Начальника эскадры контр-адмирал В.К. Витгефт отказался от активных действий до окончания ремонта повреждённых кораблей. Японский флот тем временем осуществлял постоянное дежурство в непосредственной близости от крепости.

Наблюдательные посты Золотой горы и Ляотешана с конца апреля систематически отмечали движение кораблей противника, нёсших блокадную службу в море, в 10-11 милях от Порт-Артура. При этом офицерами эскадры было замечено, что японский отряд ходит постоянно одним и тем же маршрутом. В конце апреля 1904 года командир минного заградителя «Амур» Ф.Н. Иванов предложил осуществить минную постановку на пути японских кораблей, в 11 милях от крепости. В.К. Витгефт разрешил установку заграждения, но в 8 милях от Порт-Артура. Пользуясь плохой видимостью, 1 (14) мая Ф.Н. Иванов произвёл постановку 50 мин, нарушив приказ и поставив заграждение в 11 милях. Во время постановки «Амур» мог быть в любой момент обнаруженным дозорными японскими кораблями, однако был скрыт от них полосой тумана. Безукоризненная работа минёров обеспечила высокую скорость постановки минного заграждения.

На следующий день, 2 (15) мая 1904, соединение японских броненосцев, следуя привычным курсом, наткнулось на минное заграждение. Первым в 9 часов 55 минут подорвался флагманский броненосец отряда «Хацусэ». Некоторое время броненосец оставался на плаву, что позволило японцам снять с него часть штаба во главе с командующим отрядом и половину команды. Неожиданно броненосец наткнулся на ещё одну мину, взорвался и почти мгновенно затонул. При этом погибли 36 офицеров и кондукторов, 445 нижних чинов и 12 вольнонаёмных служащих. Почти одновременно с первым подрывом «Хацусэ» второй броненосец «Ясима». направился к «Хацусэ» для буксировки, но сам подорвался на мине и потерял ход. Через некоторое время его отбуксировал «Сикисима», и корабли повернули назад. В 5 милях от острова Эткаунтер-рок оставленный экипажем «Ясима» накрыло волной, и корабль опрокинулся и затонул в Жёлтом море вне зоны видимости русских наблюдательных постов, что позволило японцам долгое время держать в секрете факт гибели «Ясимы». После взрывов японские корабли начали стрельбу в воду, приписывая подрыв кораблей атаке русской подводной лодки.

Вышедшие в атаку русские миноносцы успеха не имели, а остальные корабли Первой Тихоокеанской эскадры получили приказание уволить команды на берег.

Уничтожение двух из шести основных боевых кораблей японского флота стало значительным успехом русского оружия и поставило японцев в сложное положение. В дальнейшем в первую боевую линию японцы были вынуждены ввести новейшие бронированные крейсера «Ниссин» и «Кассуга», не могущие, однако, из-за недостаточной огневой мощи заменить собой потерянные броненосцы. Русский флот получил преимущество в количестве броненосцев, которым, однако, он не смог воспользоваться во время сражения в Жёлтом море.

Гибель

3 июня 1904 года минный транспорт «Амур» вышел в море для постановки мин, но коснулся мели[2] и тем самым был выведен из строя. Несмотря на невозможность передвижения корабль использовался в военных целях. Личный состав «Амура» ремонтировал и изготавливал тралы, а сам транспорт использовался как база траления.

26 ноября 1904 года корабль был сильно поврежден в доке японским артиллерийским огнем. В этот день были потоплены некоторые корабли Российского императорского флота — «Баян», «Паллада», «Гиляк». 20 декабря минный транспорт «Амур» был взорван собственной командой в доке перед падением крепости. Японской стороной корабль не восстанавливался. Несмотря на такую судьбу, вклад минных транспортов был значительным. Именно минные заграждения не позволили японцам своевременно начать эксплуатацию порта Дальний, уменьшила обстрелы позиций русских войск японскими кораблями.
Никто пути пройденного у нас не отберёт