Автор Тема: Пресса о нас  (Прочитано 36699 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16189
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Пресса о нас
« Ответ #4 : 27 Сентября 2008, 16:05:42 »
     4 октября 1957 года в Советском Союзе впервые в мире был произведён запуск искусственного спутника Земли. Эта дата открыла дверь в совершенно новый мир, в иные перспективы, в другие измерения. Назывался этот спутник очень просто – ПС-1. Но эта дата и это событие непосредственно касаются ещё одной составляющей - Военно-морского флота СССР.
     Официально «ПС-1», как и «ПС-2» Советский Союз запускал в соответствии с принятыми на себя обязательствами по Международному Геофизическому Году. Спутник излучал радиоволны на двух частотах, это позволяло изучать верхние слои ионосферы, ведь до запуска первого спутника можно было наблюдать только за отражением радиоволн от областей ионосферы, лежащих ниже.
     Спутник имел огромное политическое значение. Его полёт увидел весь мир. Излучаемый им сигнал ловил любой радиолюбитель в любой точке земного шара. И это шло в разрез с американской пропагандой о сильной технической отсталости Советского Союза. Вообще запуск первого спутника нанёс по престижу США большой удар. Современники говорят, что сильнее этого удара был только Перл-Харбор. Посудите сами: буквально недавно американское правительство сообщило гражданам о создании совершенной системы ПВО, и вот каждые полтора часа над территорией США пролетает неуязвимый советский аппарат. Многие американские газеты заранее предвкушали успех США в космической гонке, и вот «Нью-Йорк таймс» сообщает: «90 процентов разговоров об искусственных спутниках Земли приходилось на долю США. Как оказалось, 100 процентов дела пришлось на Россию…». Запуск первого спутника США состоялся лишь 1 февраля 1958 года, когда со второй попытки был запущен «Эксплорер-1», массой в 10 раз меньше ПС-1.
     А теперь, уважаемые читатели, самое удивительное.
     После запуска ПС-1 ракетой Р-7 Сергей Павлович Королёв настоял в Правительстве о необходимости и возможности испытания своей ракеты на предельную дальность полёта и, конечно, не со спутником, а с боеголовкой. Нетрудно понять, что предельная дальность полёта ракеты с территории СССР приходится на Тихий океан, на его наиболее пустынную центральную часть. Самое сложное в таких запусках ракет – обеспечить на максимальной дальности максимальную точность падения. Именно над этой точностью уже более полувека бьются лучшие «ракетные» гении всех стран.
     Именно в эти годы началось практическое освоение ближнего космоса. Мощнее всего развивалась военная составляющая – ничего не поделаешь, Соединённые Штаты тоже не сидели, сложа руки. А все эти красивые названия "космический флот", "первопроходцы космоса" были только красивой ширмой. Оба государства очень торопились, счёт шёл иногда на недели и дни. Денег не жалели: казалось, кто обуздает космос, тот выйдет победителем из войны будущего. Ракеты стали гарантированно взлетать, в большинстве случаев – падать в заданный район. Осталось дело за "малым" – чья ракета улетит дальше и упадёт точнее.
     Для оценки этой точности под личным контролем Сергея Павловича в 1959 году в Военно-морском флот е СССР было создано совершенно уникальное и совершенно секретное соединение специальных кораблей  - кораблей Плавучего измерительного комплекса Министерства Обороны СССР. Базировалось оно в закрытом и ныне городе далёкой Камчатки Вилючинске (тогда посёлок Советский, затем Приморский). Назвали соединение незамысловато: Тихоокеанская гидрографическая экспедиция ТОГЭ-4. Ничего общего с гидрографическими работами не имеющее,  это соединение стало совершенно секретным по названию, по задачам, по участникам.
     Даже адмиралы Тихоокеанского флота чаще всего не знали, какие задачи планируются для ТОГЭ-4 – распоряжалась ими Москва. О работе Экспедиции  только догадывались, когда видели в центральных газетах: «ТАСС уполномочен сообщить, что район океана, ограниченный координатами…закрыт для плавания…». В этом районе разрешалось всё! Очень жаль, что не велась съёмка во время таких «боевых действий»: корабли, самолёты СССР и США вступали в открытое противоборство. Применялось ли огнестрельное оружие? Нет, дело не в количестве убитых и раненых: достаточно только не дать снять параметры падения головной части ракеты или понизить точность этих показаний и промышленность Советского Союза начала бы пожирать новые дополнительные миллионы рублей.   Так велась холодная война, война на страхе и угрозах. Кто-то считает эту войну вымыслом журналистов и политиков, но тот, кто служил на кораблях Плавучего измерительного комплекса Тихоокеанского флота  знает: всё было более чем серьёзно.
      Первый командир ТОГЭ-4 адмирал Юрий Иванович Максюта за испытания баллистических ракет СССР получил высшую награду Советского Союза орден Ленина, затем стал лауреатом Ленинской премии. Очень жаль, что из-за повышенной секретности многие сподвижники С.П.Королёва угодили сразу в неизвестность, а порой и в наше российское беспамятство. Хотя Юрий Иванович, кроме всего прочего, сделал очень большой вклад в развитие наших навигационных систем, включая известную ныне ГЛОНАСС, его имя осталось где-то в тени.
      Но моряки этого удивительного соединения ТОГЭ-4, затем ТОГЭ-5 своего адмирала никогда не забывали. Они называли себя «максютовцами» вплоть до середины 90-х годов. Сначала в соединение входили «небольшие» корабли водоизмещением «всего лишь» 6 000 тонн: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» и «Чукотка». Именно они обеспечивали полёт Ю.А.Гагарина над огромной и пустынной акваторией Тихого океана. Кроме того экипажам этих кораблей выпала доля по организации первых длительных походов наших кораблей в тропической зоне. До этого никто и никогда не находился в тех широтах в такой длительности а точнее, не вылезая из тех широт. Совершенно мало кто знает и, самое главное, помнит, что первое фактическое применение морской авиации было произведено тоже на ТОГЭ-4! Накопив опыт, вертолётчики уходили пополнять экипажи строящихся тогда на Чёрном море наших крейсеров. Испытания наших многоразовых космических систем БОР и «Буран» тоже не обошлись без этих кораблей.
     В 1963 году из-за значительно возросшего числа новых ракет на соединение пришли новые корабли «Чажма» и «Чумикан» водоизмещением по 14 000 тонн. А в 1984 был спущен на воду единственный тогда в мире корабль измерительного комплекса специальной постройки «Маршал Неделин». В 1988 году он получил своего «брата» - корабль «Маршал Крылов».
     На счету Экспедиции огромное число достижений. Это было без сомнения самое мореходное соединение Военно-морского флота СССР. Говоря об их заслугах перед Родиной, достаточно привести только статистику корабля измерительного комплекса «Чажма»: за 30 лет с 1963 по 1993 год проведено в океане 13 лет и 10 месяцев, успешно выполнено 252 боевые задачи государственного значения, обеспечены запуск и функционирование 42 космических объектов - из них 29 пилотируемых, пройдено 614 000 миль - это три раза от Земли до Луны!
     В 1994 году это уникальное соединение было расформировано, корабли проданы в Индию и Китай, из восьми кораблей находиться в строю только один «Маршал Крылов». В 2005 году ветераны кораблей измерительного комплекса стали объединяться – надо помогать друг другу, помогать старикам, сохранять память о тех исключительно важных событиях. Наш российский опыт как-то уже  традиционно используют другие народы, тот же Китай, Америка, но только не мы. Китайская космическая программа до запятой напоминает нашу, они спустили на воду уже пятый корабль своего измерительного комплекса. По некоторым сведениям, до сих пор стоит у китайского причала бывший наш корабль «Сахалин».
     Моряки "Союза ветеранов кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота имена адмирала Максюты" традиционно и ежегодно собираются в начале октября в Сергиевом Посаде. Почему в начале октября? Потому что именно 3-го октября 1959 года корабли ТОГЭ вышли на свою первую боевую работу. А Сергиев Посад всегда славился удобством проезда со всех точек нашей Родины, красотой своих мест. Пятидесятилетие создания уникального соединения в 2009 году ветераны тоже будут проводить здесь, на Торбеевом озере. Ветераны, которым от 30 до 80 лет, вспоминают прошлое, планируют будущее. «Никто пути пройденного у нас не отберёт» - вспоминают они слова Виктора Конецкого. Поют свои песни:
          «Мы землю не видели долго
          Забыли, как пахнет она.
          Нам жизнь заменила стальная коробка
          С нелепым названьем «Чажма».
     На 50-летие приедут гости практически со всех областей нашей страны: Санкт-Петербург, Калининград, Петропавловск-Камчатский, Ростов, Нижний Новгород, Владимир. В Сергиевом Посаде долгое время жил один из уважаемых командиров Экспедиции Вадим Евгеньевич Шардин, сейчас здесь живут несколько человек, служивших на Экспедиции: Громов Олег Северович, Желтов Михаил Владимирович. Мы очень ждём, что найдутся и другие ветераны КИК.
 
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Грачев Дмитрий Леонидович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 56
  • Служу Отечеству!
    • Email
.. Пресса о нас
« Ответ #3 : 19 Августа 2008, 17:58:32 »
В этом вопросе я скорее оптимист.
Все вернется на новом витке истории.
Хотелось бы одного - сохранить название соединения и его традиции, в русском флоте это всегда было основой.
Моряки не сдаются!!!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16189
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Пресса о нас
« Ответ #2 : 03 Июля 2008, 16:46:49 »
Газета «Коммерсантъ»   № 98(1742) от 09.06.1999
 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=219835

Боевые корабли становятся одноразовыми
       Из боевого состава российского ВМФ ежегодно выводится и списывается все больше вполне боеспособных кораблей. Из-за отсутствия средств на ремонт срок жизни кораблей сократился вдвое (сейчас он не превышает 15-20 лет). Корабли становятся одноразовыми — вместо ремонта или модернизации их отправляют в металлолом. Крупнейшим покупателем российского "морского" металлолома в последние годы стала Индия.

       Очередное приобретение индийцев — корабль командно-измерительного комплекса (КИК) "Маршал Неделин" из состава Тихоокеанского флота: он продан на металлолом всего за $2,32 млн. Корабль был построен в 1983 году в Ленинградском адмиралтейском объединении. Спустя семь лет вступил в строй еще один корабль КИК — "Маршал Крылов". Оба вошли в состав Пятой тихоокеанской океанографической экспедиции и базировались в Петропавловске-Камчатском. Третий такой корабль — "Маршал Бирюзов" — не был достроен: в 1992 году его разрезали на металлолом на стапеле. Корабли КИК, выполняя задачи морской разведки (установленная на них аппаратура позволяла вести радио-, радиотехническую и гидроакустическую разведку), предназначались также для слежения и связи с космическими аппаратами вне зоны радиовидимости с территории страны, а также для поиска и эвакуации аварийно приводнившихся спутников и космических кораблей. Для этого на них базировались два вертолета Ка-27.
       Уникальные возможности этих кораблей продемонстрировал экипаж "Маршала Крылова" в ходе поиска и эвакуации спускаемого аппарата спутника "Ресурс-500", запущенного с космодрома Плесецк в конце 1992 года и приводнившегося вблизи Сиэтла. Несмотря на шторм, спускаемый аппарат был обнаружен, поднят вертолетом на палубу корабля и доставлен в порт Сиэтла. Однако этот эпизод стал лебединой песней кораблей Пятой тихоокеанской океанографической экспедиции: через два года она была расформирована, а в 1997 году списали "Маршала Неделина". Поиски его иностранного покупателя заняли два года.
       Если судьба "Маршала Неделина" окончательно решена — через месяц он отправится с Камчатки в последний путь в Индию, то списанный атомный корабль-разведчик "Урал" (проект 1941 "Титан") — единственный и самый крупный в мире "неавианесущий" атомоход (полное водоизмещение — 35 200 т) — только ждет решения своей судьбы. Поскольку этот корабль атомный, за границу его нельзя отправить даже на металлолом. Между тем по возрасту (10 лет) он вполне способен продержаться на плаву еще не один год. Администрация Приморского края планирует использовать корабль, который базируется во Владивостоке, в качестве плавучей атомной электростанции.
       Высокопоставленный источник в главном штабе ВМФ так прокомментировал корреспонденту Ъ факт списания и продажи военных кораблей ТОФ: "Потеря этих кораблей лишает Главное разведуправление Генштаба и главкомат ВМФ 'глаз и ушей' не только в Мировом океане, но и в космосе".
       ИВАН Ъ-САФРОНОВ
         
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16189
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Пресса о нас
« Ответ #1 : 01 Июля 2008, 10:54:47 »
Эхо Москвы "Без дураков" Среда, 16.04.2008: Виктор Горбатко
http://www.echo.msk.ru/programs/korzun/507770-echo.phtml Дата : 16.04.2008 22:07
Передача : Без дураков 
Ведущие : Сергей Корзун 
Гости : Виктор Горбатко 
....
С. КОРЗУН: Александр Шевелев, пенсионер из Ленинградской области пишет: "В СССР для проведения космических программ была создана тихоокеанская экспедиция ВМФ, корабли, которые обеспечивали пуск космонавтов в том числе. Из 8 кораблей в настоящее время остался один "Маршал Крылов". У Китая подобных 5 кораблей. Считаете ли Вы необходимым воссоздание этого соединения кораблей?"

В. ГОРБАТКО: Ну, сейчас, учитывая, что все-таки летает МКС, и две стороны - наша сторона и Соединенные Штаты, НАСА, в основном управляет полетом. Т.е. уже гораздо больше охвачено, чем когда было только Советский Союз. Но корабли, надо, чтобы они были. Сейчас же нет в океанах ни одного корабля. Их бы надо иметь. Ну, 2-3, конечно, обязательно. Ну, я так считаю.
Никто пути пройденного у нас не отберёт