Автор Тема: Первая гибель космонавта.  (Прочитано 2133 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1203
  • Рождённый в СССР.
    • Email
.. Первая гибель космонавта.
« Ответ #9 : 03 Января 2017, 19:13:59 »
Останки советского космонавта Владимира Комарова после катастрофы.
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Valentina

  • Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 908
    • Email
.. Первая гибель космонавта.
« Ответ #8 : 10 Мая 2010, 22:14:27 »
Пропавшие космонавты

http://files.mail.ru/67I0P2 86мб

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
    • Email
.. Первая гибель космонавта.
« Ответ #7 : 24 Апреля 2009, 17:24:41 »
 Урна с прахом космонавта покоится в кремлёвской стене с левой стороны, почти рядом урна с прахом Гагарина.

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
    • Email
.. Первая гибель космонавта.
« Ответ #6 : 24 Апреля 2009, 17:20:25 »
"Малыши" обычно стояли на траектории выведения корабля на орбиту. На случай аварийной ситуации и приводнения С.А.

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2579
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
    • Email
.. Первая гибель космонавта.
« Ответ #5 : 24 Апреля 2009, 17:08:44 »
Мне кажется если и работали, то не "Малыши" мы  "Траловцы" эту трагедию как помнится обсуждали в командирорвке у солдат, но это было гораздо позже. А когда случилась эта трагедия мы  стояли в  "Дальзавде". В ремонте корабли простоял 9 месяцев и чтобы утведится в квалификации всех "Траловцев" после ремонта отправили в командировку к солдатам, они то нам и рассказывали ослучившемся. А сама трагедия не  афишировалась и мы во  Вадике не очень об этом и узнали. Вот кажется так. 

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
    • Email
.. Первая гибель космонавта.
« Ответ #4 : 24 Апреля 2009, 15:40:23 »
 А ведь наши корабли должны были участвовать в запуске этого корабля.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 17176
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Первая гибель космонавта.
« Ответ #3 : 24 Апреля 2009, 14:23:41 »
Я прекрасно помню этот день. Не знаю с чем сравнить. Только с гибелью Гагарина впоследствии или со смертью Высоцкого. Взрослые были все очень возбуждены и огорчены. Мне было-то 8 лет, но даже разговоры взрослых очень хорошо помню.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
    • Email
.. Первая гибель космонавта.
« Ответ #2 : 24 Апреля 2009, 13:53:24 »
                                                                                                                                 БЫЛОЕ ОСТАЕТСЯ С НАМИ

            КОСМОНАВТ БЫЛ ОБРЕЧЕН

  ВЛАДИМИР КОМАРОВ БОРОЛСЯ С ПОЧТИ НЕУПРАВЛЯЕМЫМ КОРАБЛЕМ БОЛЕЕ СУТОК

"...ПРОШЛА КОМАНДА "АВАРИЯ-2"... Это были последние слова Владимира Комарова с космической орбиты, которые услышали в евпаторийском Центре управления полетами. Космонавт докладывал спокойно, сосредоточенно - никакой паники. Он передавал что-то еще, но космические шумы заглушили последующие фразы. "Команда "Авария-2", - комментировали тогда специалисты ЦУПа, - означает, что спуск будет не управляемым, а баллистическим. Это не так страшно. Главное, что СКД (сближающе-корректирующий двигатель. - В.Г.) отработал полностью, и корабль перешел на траекторию спуска к Земле". Тогда никто не мог предположить, что произойдет через несколько минут... Эти драматические события разворачивались в апреле 1967-го, когда возвращался первый корабль "Союз" с пилотом на борту. Если по правде - космонавт был обречен на гибель с первых минут полета.

... К разработке "Союза" у нас приступили еще в 1961-м, вскоре после того, как Юрий Гагарин на корабле "Восток" открыл дорогу во Вселенную. США, глубоко уязвленные тем, что исторический прорыв в космос совершил не американец, а русский, объявили устами президента Кеннеди о своей впечатляющей цели: отправить в ближайшее десятилетие астронавтов на Луну. Советские руководители решили и здесь не допустить первенства американцев. В строжайшей тайне началась работа над новым - лунным кораблем и лунной ракетой.

Планировалось облететь ночное светило уже в 1967-м (к 50-й годовщине Октябрьской революции), а высадку космонавтов на ночном светиле осуществить в 1968-м. Схема была такой. Основной корабль остается на лунной орбите. От него отделяется спускаемый аппарат, на котором космонавты, побывав на Селене, поднимутся с ее поверхности и пристыкуются к кораблю. Таким образом, стыковка являлась одной из важнейших операций. Отрабатывать ее должны были на первых "Союзах" в околоземном пространстве. О том, как создавался новый корабль, и о последнем полете Комарова мы беседуем с руководителем Научно-технического центра ЦНИИ машиностроения, лауреатом Государственной премии Владимиром ХОДАКОВЫМ, более 40 лет проработавшим в ракетно-космической отрасли, в том числе и секретарем, а позднее членом государственной комиссии по запускам пилотируемых кораблей и станций.

- Владимир Николаевич, сколько беспилотных запусков предшествовало полету Владимира Комарова?

- Три, и все были неудачными. Первый старт состоялся в конце ноября 1966-го. Первоначально планировалось отправить на орбиту два корабля с интервалом в сутки. Они должны были состыковаться, затем после проверок работоспособности расстыковаться и поочередно совершить посадку в Казахстане. Но вскоре после запуска первого корабля (его назвали "Космос-133") выяснилось, что в баках причаливания и ориентации не осталось топлива. От задуманного пришлось отказаться. В довершении неурядиц при возвращении на Землю система "автоматического подрыва объекта" уничтожила корабль на большой высоте, ибо он должен был сесть не на нашей территории.

Через две недели попытались отправить в космос второй "Союз". Однако на старте неожиданно сработала система аварийного спасения корабля, ракета загорелась и взорвалась.

Третий "Союз" (официально он тоже назывался спутником серии "Космос") взлетел в начале февраля 1967-го. И опять серьезная неприятность: не удавалось осуществить ориентацию. Были и другие отказы техники. Однако на Землю корабль все-таки вернулся, правда, по нерасчетной, крутой траектории. На семикилометровой высоте раскрылся парашют, и аппарат, не долетев полтысячи километров до намеченного района, приводнился в Аральском море.

                        ГЕНЕРАЛ И КОНСТРУКТОР ПРЕДУПРЕЖДАЛИ...

- Не надо быть специалистом, чтобы понять: корабль был "сырой" и требовал серьезной доработки...

- Тем не менее главные конструкторы и руководители отрасли приняли решение уже на следующих двух кораблях отправить в полет космонавтов и провести стыковку на орбите. Командиром первого, активного (то есть осуществляющего стыковку) "Союза" назначили Владимира Комарова. На втором (пассивном) корабле должны были полететь Валерий Быковский, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов. Двоим последним предстояло после стыковки перейти снаружи, через открытый космос, к Комарову. Такую вот сложную программу на неиспытанных толком кораблях задумали конструкторы...

- Неужели в те годы не нашлось специалиста, который не побоялся бы открыто сказать, что корабли не до конца испытаны, лететь на них космонавтам опасно?

- Это не было тогда столь очевидным, как сегодня. Все-таки во время последнего беспилотного запуска корабль, несмотря на серьезные отказы техники, взлетел, совершил полет и приземлился. Думали, что присутствие человека на борту, который сможет вручную осуществлять операции, если откажет техника, только повысит безопасность полета. Надо иметь в виду и то, что после каждого неудачного запуска проводилась огромная работа по доработке узлов и систем. Впрочем, были и сомневающиеся в безопасности полета. Генерал Мрыкин после заседания в Кремле Военно-промышленной комиссии (ВПК) подошел к двум заместителям Главного конструктора и прямо сказал, что, по его мнению, отправлять космонавтов рано, нужно сделать еще один беспилотный пуск. Такого же мнения придерживался и начальник одного из проектных отделов Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), где создавался "Союз", - И. Прудников. Он, между прочим, демонстративно не проголосовал за пилотируемый полет, когда этот вопрос обсуждался на фирме Королева. Однако голоса "осторожных", к сожалению, не были приняты во внимание.

- Почему же? Ведь существовало негласное правило: не отправлять человека в космос, пока корабль не совершит хотя бы один беспилотный полет без существенных замечаний. Тем более это касалось "Союза", который был намного сложнее "Востока" и имел массу недоработок. В своей книге бывший заместитель Главного конструктора Борис Черток честно рассказал о том, что в ходе наземных испытаний первого беспилотного корабля выявилось огромное количество дефектов - 2 123. И даже после их исправления уже на космодроме обнаружили еще три сотни неисправностей. На последующих двух беспилотных аппаратах тоже хватало огрехов. И не странно ли, что при подготовке четвертого корабля, на котором и полетел Комаров, время испытаний было сокращено в три раза? Куда так спешили преемники академика Сергея Павловича Королева, умершего в 1966-м?

- Дело в том, что рождение "Союза", как считалось, очень затягивалось. Мало кто знает, что в секретном постановлении ЦК КПСС от 3 декабря 1963 года об облете Луны и в последующих документах устанавливался очень жесткий график: первые испытательные полеты кораблей начать в 1964-м, а штатную эксплуатацию - в 1965-1966 годах. Сегодня мы знаем, что на создание современного космического корабля требуется не менее 10 лет. А тогда в ЦК считали, что раз "Восток" сделали за два года, то и "Союз" можно построить за такое же время. Но "директива партии" не выполнялась. Ни в 1964-м, ни в 65-м, ни в 66-м новый корабль так и не взлетел. Американцы уже во всю готовились к экспедиции на Луну, запускали на околоземную орбиту с интервалом в несколько месяцев двухместные корабли "Джемини" с астронавтами, заканчивали строительство "Аполлона", а мы вообще прекратили пилотируемые полеты.

                   "ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ БЫЛ ПОДАВЛЕН..."

В ЦК КПСС были чрезвычайно недовольны этим, постоянно напоминали, что к 50-летнему юбилею революции страна должна получить "достойный подарок", который вновь доказал бы всему миру "преимущества социалистической системы". Отсюда и спешка. Авралы на предприятиях и в КБ стали объявлять все чаще. Конечно, после трех неудачных запусков надо было продолжить отработку "Союзов" в беспилотном режиме. Может быть, Королев так бы и поступил. А вот его преемники считали, что можно рискнуть. Очень точно сказал участник тех событий Борис Евсеевич Черток: "Здравый смысл был подавлен стремлением по идеологическим соображениям во что бы то ни стало к юбилейной дате получить выдающиеся результаты и продемонстрировать надежность нашей техники, в то время как в США астронавты сгорают заживо еще на Земле" (27 января 1967-го во время тренировки на старте в корабле "Аполлон-1" сгорели астронавты В.Гриссом, Э.Уайт и Р.Чаффи). Непомерно дорогую цену заплатили за амбициозную и по большому счету ненужную космическую гонку и мы.

- Как проходил полет Комарова?

- Трудности возникли с первых минут. Сразу же выяснилось, что не раскрылась левая панель солнечной батареи. При такой асимметрии невозможна устойчивая ориентация, подзарядка батарей, сближение и стыковка со вторым кораблем, запуск которого, естественно, отменили. К тому же не открылся козырек солнечно-звездного датчика. Речь шла уже о том, как продолжить полет "Союза" в течение суток (чтобы посадка была на территории СССР) и как обеспечить возвращение "кособокого" корабля на Землю.

Комаров был тогда самым опытным из космонавтов. Выпускник академии имени Жуковского, отличный инженер, летчик-испытатель, он знал корабль буквально "до винтика" и прекрасно понимал сложность своего положения. Но не терял самообладания, действовал безукоризненно четко и грамотно. На первых витках неоднократно пытался произвести ориентацию ("закрутку на Солнце") вручную, но это оказалось невозможным. Целые сутки Комаров боролся с непокорной машиной. Через сутки ему был передан жесткий приказ: используя ионную ориентацию, уже на следующем, 17-м витке идти на посадку. Однако малые двигатели не смогли удержать корабль в заданном положении, и автоматика запретила выдавать тормозной импульс. Полет продолжался.

Положение становится критическим. И тогда Центр управления решился на последний, самый крайний вариант. Комарову предложили произвести ориентацию и удерживание корабля вручную - "на глазок", соразмеряя пространственное положение "Союза" с проплывающим внизу земным шаром. После этого ему надлежало подключить гироскопы, чтобы не допустить серьезных отклонений корабля при полете над ночной стороной планеты. Выйдя из тени, произвести дополнительную небольшую коррекцию вручную и в 5 часов 57 минут 15 секунд включить двигатель на торможение. Таких тренировок космонавты никогда прежде не проводили. Предложенный вариант оставался единственным способом спасения Владимира Михайловича. Комаров выполнил всю эту сложнейшую программу, требующую филигранного искусства управления, отлично. И уже на траектории спуска передал: "Двигатель отработал 146 секунд... В 6 часов 14 минут 9 секунд прошла команда "Авария-2"... "Союз" перешел на траекторию баллистического спуска.

Казалось, все самое трудное осталось позади. Но через несколько минут произошло непоправимое. На 7-километровой высоте не вышел основной парашют, а запасной не наполнился воздухом... Спускаемый аппарат с огромной скоростью врезался в землю, зарылся глубоко в грунт. Произошел взрыв, начался пожар... О той страшной картине гибели Комарова дает представление запись в дневнике генерала Каманина: "Через час раскопок [на месте катастрофы] мы обнаружили тело Комарова среди обломков корабля. Первое время было трудно разобрать, где голова, где руки и ноги. По-видимому, Комаров погиб во время удара корабля о землю, а пожар превратил его тело в небольшой обгорелый комок размером 30 на 80 сантиметров...".

            ДВЕ ВЕРСИИ - ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ

- Удалось ли установить причину, почему не вышел основной парашют?

- Есть две версии - официальная и неофициальная. Вначале о первой. Основной парашют очень плотно уложен в контейнере, стенки которого находятся внутри спускаемого аппарата. При возвращении корабля на Землю, на высоте 7 километров, крышка контейнера отстреливается. Вначале выходит тормозной парашют, который и вытаскивает за собой основной. Тормозной раскрылся, но вытащить главный купол у него не хватило сил. Почему? После отстрела крышки давление в контейнере снизилось, сравнявшись с тем, что было в верхних слоях атмосферы. А в спускаемом аппарате оно осталось нормальным. Из-за этого стенки парашютного контейнера как бы немного прогнулись внутрь и не дали выйти и без того плотно "утрамбованному" основному куполу. А запасной парашют закрутился вокруг строп тормозного...

- Почему же третий беспилотный корабль нормально приземлился на основном парашюте?

- У него при входе в атмосферу произошло ЧП: прогорело днище. Кабина разгерметизировалась, так что перепада давления при отстреле крышки парашютного контейнера не было. Непонятно другое. Специалисты до сих пор не могут убедительно ответить на вопрос: почему основной парашют запросто выходил, когда спускаемый аппарат сбрасывали во время испытаний с самолетов на той же или даже большей высоте? Это очень важный момент. Мне кажется более достоверной вторая, неофициальная версия. Суть ее в следующем. Когда на заводе, где изготавливали "Союз", спускаемый аппарат помещали в автоклав (это необходимо, чтобы при высокой температуре укрепить на поверхности теплозащиту из синтетических смол), то парашютные контейнеры закрывали не крышками, которых еще не было, а чем-то другим. И на стенки контейнера сквозь щели просочились клейкие вещества. Они-то впоследствии и не дали возможность выйти основному парашюту. А вот спускаемые аппараты, которые сбрасывали с самолетов, не помещали в автоклав. О рассказанных технологических нарушениях мало кто знал тогда, и комиссия, которая расследовала причины аварии, до истины не докопалась... Если б провели еще один беспилотный запуск, то этот дефект, думаю, удалось выявить.

- Последний вопрос. Каким человеком был Владимир Комаров?

- Удивительным - скромным, порядочным, интеллигентным, эрудированным. Любил семью, детей. Между прочим, его дважды отстраняли от подготовки к полетам по состоянию здоровья: сначала после операции по поводу паховой грыжи, потом - из-за появления одиночной экстрасистолы на электрокардиограмме. Судьба словно пыталась предупредить его, уберечь. Но Владимир Михайлович оба раза совершал почти невозможное: тренировался, не щадя себя, ездил к медицинским светилам и добился того, что его признали годным к полетам в космос... Вспоминаю нашу последнюю встречу. Юрий Гагарин осенью 1966-го позвал в гости нескольких сотрудников Министерства общего машиностроения и Военно-промышленной комиссии, приехавших по работе в Звездный городок. Из квартиры первого космонавта мы позвонили Владимиру Комарову. Он пришел и, очень стесняясь, все время держал платок около рта. Оказалась, после морских испытаний у него выступила лихорадка. Казалось бы, что особенного? Но Владимиру Михайловичу было неловко, несмотря на наши уговоры, он чувствовал себя в тот день неуютно. Очень был деликатный человек.

Когда-то он написал в письме другу: "Сумею ли я сделать что-нибудь хорошее, полезное для людей?". Не боясь громких слов, можно сказать, что он совершил настоящий подвиг. Проявив беспримерное мужество, Комаров испытал "Союз", выявил его слабые места и тем самым дал этому кораблю путевку в жизнь. Развитие космонавтики в последние три с половиной десятилетия прочно связано с "Союзами", которые верой и правдой служат космическим экипажам и сегодня.

                                                                                                                           Сиснёв Виссарион соб. корр. "Труда"

   http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200403100430601

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
    • Email
Первая гибель космонавта.
« Ответ #1 : 24 Апреля 2009, 13:27:52 »
 Сегодня исполняется 42г. с момента гибели Владимира Комарова. К сожалению в прессе об этом уже не вспоминают даже на сайте "Новости Космонавтики"  http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/news.shtml , ни чего не сказано о запуске "Союз-1" и гибели космонавта!
 Мне захотелось напомнить о том трагическом полёте, я нашел старые статьи в газетах об этом.



  "Машина сырая, но лететь надо именно мне"

       12 апреля в честь первого успешного полета в космос отмечается День космонавтики. А через шесть лет после этого полета в советской космонавтике произошла первая катастрофа — погиб Владимир Комаров, пилотировавший корабль "Союз-1". Неизвестные подробности трагедии рассказывает их очевидец — полковник Виктор Гуров, служивший в то время в должности офицера для особых поручений главнокомандующего ракетными войсками Николая Крылова.

       После 12 апреля 1961 года имя Гагарина звучало как синоним необычайного мужества и героизма. Но во всех официальных сообщениях и документах подчеркивалось безупречное функционирование систем ракеты-носителя и космического корабля "Восток", и создавалось впечатление, что от Гагарина требовалось лишь перенести физические и эмоциональные перегрузки полета. Однако все обстояло несколько иначе.
       После приземления в Саратовской области первого космонавта доставили в обкомовский особняк города Куйбышева, где он сделал подробный доклад госкомиссии о своих впечатлениях в полете и о работе систем корабля. 30 лет доклад пролежал под грифом "совершенно секретно". А вот познакомившись с ним, можно понять, с какими серьезными трудностями столкнулся Юрий Гагарин во время полета.
       Прежде всего из доклада следует, что на заключительном этапе полета от спускаемого аппарата по программе должно было произойти отделение приборного отсека — через 10-12 секунд после включения тормозной двигательной установки. Но разделения не произошло. Гагарин не стал сообщать о проблеме на Землю, рассчитав, что в таком положении корабль сможет приземлиться за несколько тысяч километров от намеченного района, но на территории СССР. Разделение произошло через 10 минут. Затем при спуске в атмосфере корабль начал беспорядочно вращаться. Но и здесь космонавт не поддался панике. Еще через 10 минут полет стабилизировался. Но трудности не закончились. При спуске на парашюте возникли проблемы с открытием дыхательного клапана, соединяющего воздушный объем герметичного скафандра с атмосферой.
       Нельзя забывать и о том, что перед полетом "Востока" провели пять беспилотных запусков и два из них были аварийными. Так что вероятность успешного завершения полета корабля, пилотировавшегося Гагариным, составляла 50-60%, и об этом первый космонавт был прекрасно осведомлен. Но 12 апреля 1961 года все обошлось. А через шесть лет технические неполадки на корабле "Союз" обернулись катастрофой.
       
       К началу 1967 года в нашей стране закончили разработку нового космического корабля "Союз". Первое его испытание в космосе при пилотируемом полете поручили одному из самых подготовленных космонавтов Владимиру Комарову.
       30 марта 1967 года специальная комиссия приняла экзамен у космонавтов, которые готовились по программе испытаний космического корабля "Союз". Высокую готовность к полету показал и Юрий Гагарин, который по всем экзаменационным дисциплинам, по практике управления кораблем на тренажере получил оценку "отлично". Гагарина назначили дублером Владимира Комарова. В середине апреля Комаров, а затем и Гагарин вылетели на полигон Байконур.
       Первоначально планировали запустить корабль с одним космонавтом на борту, а на следующие сутки с той же стартовой площадки — второй корабль, но уже с тремя космонавтами. В космосе должна произойти стыковка. Из второго корабля два космонавта должны были перейти в первый и уже в нем вернуться на Землю.
       По установившейся на полигоне традиции накануне запусков пилотируемых кораблей всегда проводился митинг. На этот раз космонавты и участники запуска собрались на стартовой площадке #1 — рядом с ракетой, установленной в стартовое сооружение, но еще не заправленной топливом. Космонавты выстроились в две шеренги: командир первого "Союза" Владимир Комаров, за ним дублер Юрий Гагарин; экипаж второго "Союза" — командир Валерий Быковский, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов, за ними дублеры — командир Андриан Николаев, Виктор Горбатко и Георгий Шонин. Среди присутствовавших на стартовой площадке был и летчик-космонавт Алексей Леонов. День был солнечный, настроение у всех приподнятое. От имени космонавтов выступил Комаров. Говорил он спокойно, уверенно.
       Запуск корабля "Союз-1" был назначен на 3 часа 35 минут 23 апреля. Около часа ночи все собрались на стартовой площадке. Заправленная топливом ракета стояла в стартовом сооружении, ярко освещенная прожекторами. Поверхность кислородных баков дымилась парами окислителя, которые образовались из-за перепада температур. Была залита светом прожекторов и вся стартовая площадка.
       Из двери прибывшего автобуса появился Владимир Комаров и направился с рапортом к председателю государственной комиссии генералу Кериму Керимову. После рапорта, рукопожатий, прощальных объятий космонавт вошел в кабину лифта и начал подниматься на верхнюю площадку. Выйдя из лифта, он сжал в приветствии руки над головой. В свете прожекторов четко выделялась голубая куртка его полуспортивного костюма. Все зааплодировали. Никто не знал, что Владимира Комарова видят в последний раз.
       После того как за космонавтом закрылся люк, маршал Крылов и его сопровождающие переехали на наблюдательный пункт, расположенный в 1,5-2 км от места старта. Туда была проведена громкоговорящая связь, по которой транслировались все команды с пункта управления и доклады об их исполнении.
       Запуск ракеты состоялся в назначенное время. Ракета-носитель вывела корабль точно на расчетную траекторию. Напряженное предстартовое ожидание сменилось радостным оживлением. Однако уже через несколько минут обстановка резко изменилась. Сразу после выхода корабля на орбиту начались неполадки — не раскрылась левая панель солнечной батареи системы электроснабжения; не удалось сориентировать корабль на Солнце, из-за чего "Союз" стало закручивать. Попытки Комарова исправить ситуацию не дали результатов.
       "Союз-1" по программе полета являлся активным кораблем, то есть он должен был совершать маневры сближения и стыковки, которые требовали повышенных затрат электроэнергии. А ее явно было недостаточно из-за того, что не раскрылась панель солнечной батареи. Учитывая и другие неполадки, запуск "Союза-2" отменили и приняли решение о возвращении на Землю "Союза-1". Однако на расчетном витке из-за низкой чувствительности ионных датчиков на корабле не включился автоматический режим посадки. Тормозные двигатели не функционировали. Приняли решение о ручной ориентации корабля. Владимир Комаров выполнил все операции безупречно — на девятнадцатом витке тормозные двигатели включились, и корабль пошел на спуск. Появилась надежда на счастливое возвращение Комарова. Но после разделения отсеков связь с кораблем прекратилась.
       Сравнительно долго не было известий о месте падения "Союза-1". Лишь утром 24 апреля летчик поискового вертолета обнаружил место падения восточнее города Орска Оренбургской области. Маршал Крылов и я на самолете вылетели на ближайший от места падения аэродром. На двух машинах УАЗ-469 по степному бездорожью мы добрались до места катастрофы.
       Четыре вертолета стояли по периметру площадки, центр которой накрыли брезентом. Сняв покрытие, мы увидели срез вошедшего в землю космического аппарата, заполненный горелыми проводами, трудноразличимыми предметами и деталями. Картина была ужасная. Хотя останки космонавта к нашему прибытию уже увезли, от увиденного мы были в шоке.
       В опубликованном сообщении ТАСС о гибели летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза инженер-полковника Комарова Владимира Михайловича говорилось, что в течение испытательного полета была выполнена намеченная программа работы, системы корабля функционировали нормально. Однако во время посадки "при открытии основного парашюта на семикилометровой высоте в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью". От перегрузок, связанных с увеличением скорости, и погиб космонавт. Такова была и официальная версия, подтвержденная правительственной комиссией под председательством Дмитрия Устинова.
       На месте катастрофы рядом с разбитым кораблем обнаружили запасной и тормозной парашюты со спутанными стропами. Укладка основного парашюта, который должен был обеспечить мягкую посадку, не вышла из контейнера корабля.
       Необходимо пояснить последовательность действий парашютной системы космического корабля "Союз" при спуске. После входа в атмосферу вводится сначала тормозной парашют, который доводит скорость корабля до безопасной нормы для ввода основного парашюта на высоте 7 км. Затем тормозной парашют отцепляется от корабля и вытаскивает из контейнера упаковку большого купола основного парашюта. Дальше спуск корабля происходит на основном парашюте. В случае его отказа скорость снижения остается недопустимо высокой, и на высоте 4-5 км автоматика выдает команду на ввод запасного парашюта.
       При падении "Союза" из-за отказа основного парашюта не произошло отделение тормозного парашюта, и в это же время автоматически сработал запасной парашют. Из-за вращения корабля во время выхода на орбиту оба парашюта стали спутываться, и в результате произошло "задушение" купола запасного парашюта. Впоследствии выяснилось, что контейнер, в который запрессовывалась укладка основного парашюта, имел недостаточную жесткость стенок. И когда он открылся в разряженной атмосфере, образовался перепад давления снаружи и внутри корабля, что мешало парашюту раскрыться.
       В январе 1969 года при полете на корабле "Союз-5" с космонавтом Борисом Волыновым на заключительном этапе спуска возникла похожая ситуация. В установленное время не произошло разделение спускаемого аппарата с бытовым, приборным и агрегатным отсеками. Крылья солнечной батареи закручивали корабль, и он, беспорядочно вращаясь, несся к Земле. Только взрыв топливных баков позволил отделаться от лишних отсеков. Автоматика была уже не в состоянии стабилизировать аппарат, и он продолжал вращаться. На этот раз нормально сработала парашютная система, но вращающийся корабль стал закручивать стропы и купол парашюта, превратив его в "грушу". Дойдя до верхней точки, стропы стали раскручиваться в обратную сторону. Аппарат с повышенной скоростью упал на мерзлую землю. Удар был невероятной силы. Несколько минут космонавт Волынов приходил в себя. Рот его заполнился кровью — потом выяснилось, что сломана верхняя челюсть.
       
      Была ли гибель космонавта Владимира Комарова трагической случайностью, как об этом говорилось во всех официальных сообщениях? Видимо, нет.
       Перед полетом Комарова провели три испытания беспилотных "Союзов". Первый запуск состоялся 28 ноября 1966 года. Сразу после выхода корабля на орбиту выяснилось, что не работает система стабилизации. С большим трудом удалось сориентировать его для спуска с орбиты, но, по расчетам баллистиков, упасть он должен был за пределами СССР. Корабль пришлось подорвать в полете.
       При подготовке второго беспилотного "Союза" в декабре 1966 года на стартовой площадке взорвалась ракета-носитель. По какой-то причине непосредственно перед запуском двигателей автоматика выдала команду на отмену пуска. Личный состав, задействованный на работах, для выяснения причин отправился на стартовую позицию. Начали сводить фермы обслуживания. В это время обесточенные гироскопы ракеты-носителя замкнули контакты системы аварийного спасения "Союза", сигнализируя о якобы ненормальном полете ракеты. Из-за конструктивных ошибок в электрических связях между ракетой и кораблем прошла команда на запуск пороховых двигателей системы аварийного спасения, вернее, уничтожения корабля. Первоначально разрушилась и взорвалась третья ступень, затем по очереди рванули четыре боковых блока первой ступени и, наконец, центральный блок второй ступени. За это время личный состав стартовой команды успел покинуть площадку. Но номер один стартового расчета, который находился в потерне стартового сооружения, погиб от удушья. Стартовое оборудование площадки #31, с которой запускались беспилотные "Союзы", было полностью разрушено. Все это было заснято на кинопленку.
       Полет третьего беспилотного корабля "Союз" в феврале 1967 года прошел тоже не совсем удачно. При спуске в атмосфере прогорело днище с теплоизолирующим экраном. Корабль упал на лед Аральского моря, провалился, затем его с большим трудом подняли на поверхность.
       И после трех неудачных попыток приняли решение на полет сразу двух кораблей по сложной программе. Конечно, напрашивалось решение о проведении запуска хотя бы еще одного беспилотного "Союза", но приближался праздник 1 Мая, и времени для новых испытаний больше не оставалось.
       То, что "Союз" требовал действительно серьезных доработок, наглядно доказывает ход последующих испытаний. Прошло полтора года, прежде чем 26 октября 1968 года был осуществлен полет "Союза-3" с космонавтом Георгием Береговым. Корабль сблизился с ранее запущенным беспилотным "Союзом-2", но стыковка их не произошла, несмотря на неоднократные попытки. Лишь два месяца спустя стартовали "Союз-4" и "Союз-5".
       Как оценивал техническую готовность корабля сам Владимир Комаров? По воспоминаниям очевидцев и его дочери Ирины, космонавт ясно осознавал, что корабль не доработан до летных испытаний: "Все беспилотные 'Союзы', слетавшие до сих пор, благополучно угроблены. Машина 'сырая', но лететь надо именно мне".
                                                                                                                                                 Записал Александр Асадчий

    http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=aa3c0c8e-9b3a-40a0-bd83-e257c6177cfc&docsid=465535