Автор Тема: Трагедия "Унго".  (Прочитано 2694 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Капранов

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 584
  • НИС "Космонавт Юрий Гагарин" 1984г -1993г.
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #15 : 24 июля 2022, 15:55:03 »
   Закрывая тему возможностей наших научно-исследовательских судов по спасению приводнившихся космонавтов, приведу цитату В.Г. Безбородова из его книги “Суда космической службы” (стр.13):
   “…Суда оборудованы радиопеленгаторами и другими устройствами для обнаружения при посадке и для поиска в океане спускаемых отсеков спутников и межпланетных станций и могут привлекаться к работе поисково–спасательного комплекса”.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #14 : 14 февраля 2022, 15:12:00 »
О чем и речь.
Ну как вариант "ничего не делал". Просто попал в кадр. Красиво.
Давыдов не про какие штабы на "Гагарине" не пишет. Может их и не было. К чему плодить сущности.
Как в бухте Крашенинникова сфоткать АПЛ идущую на выход, а в кадр "Маршал"попал ( в наши времена).

Может быть )))
Согласен.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #13 : 14 февраля 2022, 13:56:21 »
О чем и речь.
Ну как вариант "ничего не делал". Просто попал в кадр. Красиво.
Давыдов не про какие штабы на "Гагарине" не пишет. Может их и не было. К чему плодить сущности.
Как в бухте Крашенинникова сфоткать АПЛ идущую на выход, а в кадр "Маршал"попал ( в наши времена).

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #12 : 14 февраля 2022, 13:40:43 »
Книга:
Давыдов."Триумф и трагедия советской космонавтики". Легко найти в интернете. Подробно описаны испытания СА и тренировки космонавтов на Черном море.

Сергей Викторович, спасибо за информацию, но там ни слова про то, что делал там КЮГ.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #11 : 14 февраля 2022, 11:44:09 »
Книга:
Давыдов."Триумф и трагедия советской космонавтики". Легко найти в интернете. Подробно описаны испытания СА и тренировки космонавтов на Черном море.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #10 : 13 февраля 2022, 18:40:01 »
   Немного продолжу.
  Морские испытания космических аппаратов, морские тренировки космонавтов и отработка операций по спасению космонавтов и КА проходили в Крыму рядом с Феодосией. Для этих целей использовались поисково - спасательные корабли Черноморского флота, к коим "Гагарин" не относился.
   Однако на фотографиях видно, что "Гагарин" стоит на якоре в районе испытаний/ тренировок. Предполагаю, что его сюда направили для отработки операций по спасению космонавтов и КА.  Других объяснений просто нет.
Может быть совместные учения - "Гагарин", как штаб, а ПСС - с оборудованием.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Владимир Капранов

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 584
  • НИС "Космонавт Юрий Гагарин" 1984г -1993г.
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #9 : 13 февраля 2022, 17:18:44 »
   Немного продолжу.
  Морские испытания космических аппаратов, морские тренировки космонавтов и отработка операций по спасению космонавтов и КА проходили в Крыму рядом с Феодосией. Для этих целей использовались поисково - спасательные корабли Черноморского флота, к коим "Гагарин" не относился.
   Однако на фотографиях видно, что "Гагарин" стоит на якоре в районе испытаний/ тренировок. Предполагаю, что его сюда направили для отработки операций по спасению космонавтов и КА.  Других объяснений просто нет.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #8 : 14 ноября 2021, 16:31:03 »
А вот были ли на всех ваших кораблях макеты спускаемых аппаратов?  И проводились ли на кораблях учения и тренировки команд по поиску и спасению космонавтов?
Насколько мне известно, на "Добровольском" не было ничего подобного.
На "Селенах" ("Боровичи", "Невель" и т.п.) - возможно. Однако есть инф., что в 1968-м, на приводнении СА "Зонд-5", "НИС «Боровичи» запеленговало работу «Зонда-5», подошло к объекту и не имея средств подъема, легло в дрейф, осуществляя наведение сил эскадры".
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Владимир Капранов

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 584
  • НИС "Космонавт Юрий Гагарин" 1984г -1993г.
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #7 : 13 ноября 2021, 22:42:19 »
  Владимир Николаевич, спасибо.  С районами работ кораблей вашей Службы всё ясно.
Не только мы читаем форум. Надо пояснить, что "Атланты" - это не только Атлантический океан.

  А вот были ли на всех ваших кораблях макеты спускаемых аппаратов?  И проводились ли на кораблях учения и тренировки команд по поиску и спасению космонавтов?
   На "Гагарине" макета не было. Подъём различных грузов, в т.ч. спускаемых аппаратов входил в обязанности палубной команды. Тренировали ли их - не знаю.
 Я ранее писал о том, что на "Гагарине" был специальный трюм для спускаемых аппаратов. Были каюты, зарезервированные для космонавтов.
 За другие суда ответить не могу, но знаю точно, что в случае необходимости, они были готовы выполнять функции ПСС.
 

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #6 : 13 ноября 2021, 21:17:55 »
 
  Сергей Владимирович, все наши суда могли выполнять функции ПСС. Все малые и средние суда СКИ ОМЭР (в т.ч. Моржовец) работали не только в Атлантике, но и в Тихом и в Индийском океанах.
 Непосредственно в Атлантике работали только суда, приписанные к ЧМП - Гагарин, Королев, Комаров.

  Владимир Николаевич, спасибо.  С районами работ кораблей вашей Службы всё ясно.

  А вот были ли на всех ваших кораблях макеты спускаемых аппаратов?  И проводились ли на кораблях учения и тренировки команд по поиску и спасению космонавтов?

Оффлайн Владимир Капранов

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 584
  • НИС "Космонавт Юрий Гагарин" 1984г -1993г.
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #5 : 13 ноября 2021, 20:06:12 »
  Понятно.
  Интересно ещё и то, что название у тихоокеанского корабля было точно таким же, как и у работавшего с космонавтами корабля в Атлантическом океане - "Моржовец".  Но, у "атлантов" были другие задачи.
  Сергей Владимирович, все наши суда могли выполнять функции ПСС. Все малые и средние суда СКИ ОМЭР (в т.ч. Моржовец) работали не только в Атлантике, но и в Тихом и в Индийском океанах.
 Непосредственно в Атлантике работали только суда, приписанные к ЧМП - Гагарин, Королев, Комаров.

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #4 : 13 ноября 2021, 19:25:19 »
  Понятно.
  Интересно ещё и то, что название у тихоокеанского корабля было точно таким же, как и у работавшего с космонавтами корабля в Атлантическом океане - "Моржовец".  Но, у "атлантов" были другие задачи.   

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #3 : 13 ноября 2021, 19:07:40 »
  Выходит, что запуски космических аппаратов обеспечивали корабли не только нашего соединения, но и другие корабли Тихоокеанского флота.  И, в частности,  "Моржовец".

Конечно! Но это поисково-спасательная часть запуска. И для поисково-спасательного обеспечения полёта Гагарина были привлечены и гражданские суда. А после создания ПСС ТОФ это было постоянно.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Трагедия "Унго".
« Ответ #2 : 13 ноября 2021, 18:49:56 »
  Прочитал рассказ Станислава Сахончика  "Хождение по эллипсу" (2010) и решил разместить его в этой теме.  И вот почему.

  В двух рассказах автора,  "Трагедия шхуны "Унго" и  "Хождение по эллипсу", есть кое-что немножко общее.  В начале каждого рассказа Станислав Сахончик пишет, что он работал на вспомогательном судне "Моржовец", которое выполняло задачи по обеспечению запусков космических аппаратов.

  Кстати, в теме "Высоцкий. Сенсация от Л.М.Карманова" в своих воспоминаниях Леонид Михайлович тоже пишет о работе на "Моржовце" в начале 70-х годов.  Командиром  "Моржовца" в то время был капитан 3 ранга Морозов Г.К., будущий командир нашей "Сибири".
   

  Ну, а Станислав Сахончик работал на  "Моржовце" уже в 1980 году, когда в космос полетел вьетнамский космонавт.

  Выходит, что запуски космических аппаратов обеспечивали корабли не только нашего соединения, но и другие корабли Тихоокеанского флота.  И, в частности,  "Моржовец".

  А сам рассказ Станислава Сахончика весьма неплохой.  Но и рассказы ветеранов наших кораблей ничуть не хуже.

  Хождение по эллипсу

  Станислав Сахончик

  Морское посыльное судно «Моржовец» (более известное в бригаде как «Хрен моржовый») плавно раскачиваясь на высоких, с белым гребнем, волнах, пробивалось через Сангарский пролив в Тихий океан. Совсем недавно прошел шторм, и крупная  зыбь  еще не улеглась, по небу носились рваные клочья черных туч, берега Японии были затянуты серой дымкой дождя, крупные капли которого разбивались об остекление ходовой рубки. Было сыро и неуютно. Однако несмотря на волны в проливе было оживленное движение, сновали паромы, грузовые суда и мелкие рыбацкие шхуны. Дорогу нам, порой исчезая в волнах, пересек маленький бот-кавасаки, тащивший на буксире еще два бота. Рослый японец в синей, насквозь мокрой рыбацкой робе приветственно поднял руку. Его жесткие черные волосы стояли торчком  и он весело и белозубо улыбался.
- Крепкий мужик! Меня бы хрен кто в такую погоду на шлюпке в море выгнал- с ноткой  уважения  сказал вахтенный офицер.
- Ага! Акимчик скажет, ты и на бревне быстрее торпеды в океан выскочишь !-откликнулся из своего высокого кресла командир, капитан-лейтенант Иконников. Оба сдержанно засмеялись- крутой нрав начальника аварийно-спасательной службы флота был всем хорошо известен.

  «Моржовец», один из переоборудованных кораблей  большой и удачной серии польских «гидрографов», был великолепным ходоком, прекрасно «отыгрывался» на волнах а амплитуда качки позволяла экипажу и пассажирам ее нормально переносить. Он постоянно бегал между Владивостоком и базами в Камрани и Кампонгсаоме, перевозил людей и грузы и в главной базе его можно было увидеть очень редко. На судне был смешанный экипаж –военное командование, немного матросов-срочников, и несколько вольнонаемных специалистов. Небольшой экипаж жил дружно, командира все уважали, судно сияло чистотой  деревянной палубы и свежеокрашенными надстройками.

  Наш танкер находился в планово-предупредительном ремонте, и мы с радистом Сергеем Молодовым  были временно прикомандированы на «Моржовец»для обеспечения  выхода по программе «Эллипс».Это была программа обеспечения запусков пилотируемых  космических аппаратов,по которой от Байконура до точки выхода на орбиту в Тихом океане были расставлены поисковые группы на случай нештатной ситуации. На море это были специально оборудованные корабли и суда с соответствующей поисковой аппаратурой и обученными командами. Для этого судовых врачей, которые должны были оказывать помощь в случае необходимости,  готовили на специальном полигоне на реальных спускаемых аппаратах, уже побывавших в космосе.

  Через несколько часов мы вышли из  узкости Сангарского пролива на безбрежные просторы Тихого океана, который встретил нас довольно неприветливо. Громадные валы подбрасывали судно, а сильный боковой ветер сносил с курса. «Моржовец» ныряя в волнах словно утка, стряхивал с себя воду и упорно карабкался на гребень следующей волны. Делать было совершенно нечего, до  заданного района оставалось еще  несколько дней пути и мы просто лежали по каютам, выходя в кают- компанию только поесть и пообщаться.

  На следующий день океан поутих, тучи рассеялись, и судно увеличило скорость. Экипаж начал проверку спецаппаратуры и тренировки на макете спускаемого аппарата.
На палубу повылезала и вся судовая живность-пес Кнопа и здоровенный рыжий кот Васька, перед самым отходом нагло перепрыгнувший к нам на борт с буксира «МБ-16»,и моментально освоившийся на диванчике в каюте боцмана. Свою полезность кот доказал придушив несколько крыс и сложив их рядышком на корме. За пару суток опытный котяра существенно проредил  непуганное крысиное поголовье «Моржовца», загнав оставшихся особей из надстройки под пайолы в машинном отделении .

  Пес Кнопа, некогда бывший нормальной домашней чистенькой болонкой и отбившийся от хозяйки, был прихвачен мотористами в увольнении и тайком принесен на судно. Поскольку он спал на подстилке возле машинного отделения, то весь был измазан масляными пятнами  и внешне напоминал средней величины корабельную швабру.
Кнопа, по неискоренимой собачьей привычке, очень любил облаивать встречные корабли, опираясь передними лапами на планширь сигнального мостика. «Доставалось»  даже  японским патрульным самолетам, постоянно следившим за нами. Так что пес был у нас вроде зенитки.

  На судне было деревянная палуба и животным  было на ней хорошо резвиться, при этом Васька постоянно охотился за  простоватым Кнопом, прихватывая его в самых неожиданных местах, на радость команде. Помощник командира капитан-лейтенант Смыслов относился к этому философски. Как говорится ,чем бы матрос не тешился, лишь бы баб не просил. Мужик он был тертый, к своим 32 годам побывавший во многих переделках, знаток массы анекдотов и душа офицерской кают-компании.

  Наконец прибыли в заданный район, застопорили машину и легли в дрейф в ожидании сигнала. На штурманской карте среди сплошного синего цвета в углу крохотной точкой  был обозначен ближайший клочок суши - коралловый атолл Уэйк. Было воскресенье и до запуска оставалось два дня. Команда, вытащив удочки, приступила к рыбалке на тунцов, а мотористы во главе с командиром БЧ-5 стали охотиться на акул. «Удочка» представляла собой  здоровенный кованый крюк на поводке из стального тросика, прикрепленного к толстому капроновому линю, пропущенному через шлюпочную лебедку. Мотористы, зажимая носы, притащили из машинного отделения  специально подготовленный кусок тухлого мяса, прицепили его на крюк и бросили в воду. В прозрачной воде было видно, как из глубины появились сначала спутники акул- рыбы «лоцманы»,а затем  к наживке метнулась громадная тень акулы.

  Дальше уже было дело техники, извивающуюся акулу вытащили на корму, опустили на палубу и начали коллективно убивать. Лупили от души и чем ни попадя, наверное с полчаса, но почти трехметровая акула еще подавала признаки жизни. Неосторожно подошедший Кнопа от легкого движения хвоста  отлетел к  пожарному щиту и с обиженным воем удалился.
Акула утихла только после того, как ее несколько раз проткнули ломом. И тут в дело вступил Васька, до этого следивший за схваткой с приличного расстояния.

  С совершенно не кошачьим ревом Васька  прыгнул на спину акуле , вцепился когтями в плавник и начал с остервенением его грызть, при этом успевая злобно шипеть на матросов, пытавшихся отобрать у кота его законную добычу. Утихомирили кота только струей из шланга, под общий хохот команды мокрый Васька с куском плавника в зубах  со злобным урчанием шмыгнул под кормовой трап. Акулу разделали, лучшие куски положили в баки с морской водой вымачиваться, вырезали плавники и челюсти, остатки сбросили за борт, где тут же началось форменное пиршество. Акулы просто кишели у борта, жадно хватая окровавленные куски мяса  своей  незадачливой предшественницы. В воде мелькали разинутые зубастые пасти и хвосты. Всю эту шайку удалось разогнать, только бросив в воду противодиверсионную гранату, сохранившуюся от последнего рейса во Вьетнам.

  Утром начались учения. За борт вывалили краном макет спускаемого аппарата, «группа спасения» села в надувную лодку и началось отрабатывание процесса спасения «космонавта», согласно многочисленным инструкциям и наставлениям. Во время залезания на макет я чуть было не свалился в воду, так как на шее у меня  (с учебными целями) висел здоровенный гаечный ключ (табельный спецключ, положенный мне как командиру группы для открывания люка, был, от греха подальше, в сейфе  у командира). Еще пару раз потренировавшись, мы краном подняли макет на борт, и с большим удовольствием искупались в чистейшей океанской воде. За период стоянки мы наловили изрядное количество тунцов, до половины забившее рефкамеру.

  Ночью был получен сигнал готовности, экипаж с напряжением ждал  известий на своих постах. Судно малым ходом описывало круги в заданном районе. Старт ракеты –носителя «Союз» с Байконура прошел благополучно - вскоре в темном небе над нами пронеслась яркая звездочка, а по радио из главной базы сообщили, что на орбите находится вьетнамский космонавт Фам Туан. По этому случаю  для экипажа был приготовлен праздничный ужин, где присутствовали и деликатесы из акулятины. Кстати после них у многих начала усиленно шелушиться кожа.
     
  Обратный путь  проходил уже веселее. Задание было выполнено и можно было вдоволь любоваться красотами океана и «травить» байки на корме. Злые языки утверждают, что моряки по болтливости находятся на втором месте после детей и незначительно уступают только артистам. Отчасти они правы, потому что  содержание этих историй напоминает сказки братьев Гримм и мемуары Казановы одновременно, ибо всегда посвящается одной и неизменной тематике.  При  сем всегда присутствовали и Кнопа с Васькой, причем Васька только загадочно прищуривался, а Кнопа, забавно вывалив розовый язык, переводил удивленный взгляд с одного оратора на другого.

  В  туманный пролив Лаперуза мы входили уже в свежую погоду, на выходе превратившуюся в настоящий шторм, не прекращавшийся до самого Владивостока.У мыса Скрыплева судно ненадолго задержалось на внешнем рейде, приводя себя в порядок.

  Народ уже маялся в нетерпении, предвкушая увольнение в город. Из  открытого иллюминатора нашей каюты был виден нос зачехленной  спасательной шлюпки, на которой в величественной позе сфинкса  восседал рыжий Васька, его уши стояли торчком, глаза были устремлены на город, а усы раздувал береговой ветер. Наверное тоже соскучился по своему дому- уютному старому буксиру.

  Судно лихо пришвартовалось кормой к  36-му причалу, где нас уже ожидал комбриг со штабными офицерами и человек двадцать военных, нагруженных вещами. Мы с Сергеем ,наспех попрощавшись, быстро  перешли на свой танкер, а  «Моржовец» ,заправившись топливом и пресной водой на следующее утро ушел во Вьетнам.
  Такая  уж у него была служба ! 

   https://proza.ru/2010/04/27/882


Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Трагедия "Унго".
« Ответ #1 : 28 декабря 2015, 22:00:24 »
Конфликты между странами были и будут всегда. Давайте вспомним это:
Трагедия шхуны Унго.
Станислав Сахончик
Впервые я услышал об этой истории еще во время службы на флоте. Морское посыльное судно «Моржовец», куда я был временно прикомандирован в качестве врача, вышло из Владивостока в Тихий океан для обеспечения пилотируемых полетов  с Байконура по программе «Эллипс» (была такая при СССР). Точка нашей  плановой дислокации находилась где-то в районе атолла Уэйк, так что топать было весьма прилично.  Кратчайший курс для  выхода в Тихий  океан лежал через японский Сангарский пролив.
Экипаж «Моржовца» был военным, командир-  капитан – лейтенант. Сам пароход  был из крупной серии гидрографических судов  польской постройки. Кстати, с великолепными мореходными качествами, резво бегал и хорошо «отыгрывался» на волне. Такие до сих пор еще  сохранились в российском флоте.
Как  только мы подошли к японским терводам, сразу в воздухе появился  патрульный самолет Р-2 «Нептун», и, посвистывая турбовинтовыми  движками, начал  облет судна. А через пару часов на горизонте  замаячила  черная точка, постепенно  принявшая  очертания японского эсминца УРО «Амацукадзе». Затем он зашел нам  с кормы и пристроился параллельным курсом в паре кабельтовых. Агрессивных намерений не выказывал, но вид  баковых  127-мм орудий особого оптимизма не внушал.
Во время обеда в кают-компании командир БЧ-5, кивнув на  видневшийся  по левому борту  серый силуэт эсминца, сказал: - А вот  шарахнул бы он сейчас по нам парой снарядов - и все, пошли бы рыб кормить.
-Да ну, не война ведь – степенно ответил  старпом - да и оружия у нас  нет и флаг не военный.
- А ты что, про  «Унго» забыл? Там тоже  флаг не военный  висел – вмешался в разговор штурман (тоже капитан-лейтенант, но  уже в годах).
-Вы бы, товарищи офицеры, поосторожней про «Унго» -то- заметил командир-, а то  наших гражданских товарищей до смерти напугаете, а нам еще месяц в походе быть. Вдруг, понимаешь,  духом ослабнут.
Вечером я зашел в каюту штурмана и спросил про «Унго». Тот немного помялся, но все же вкратце рассказал, что это было советское гидрографическое судно, которое в конце                                                                                                                                                                                            50-х обстреляли корейцы. Погибло несколько человек. Дело мутное, засекреченное и распространяться  об  этом особо не стоит. На сем мы и расстались.
После было не  особенно приятно созерцать  из иллюминатора орудия «Амацукадзе», который сопровождал нас  до конца пролива.
Духом, мы, конечно, не ослабли  и в походе работали как надо. На обратном пути нас тоже сопровождал эсминец «Аянами» и самолет береговой охраны. А вот с тех пор загадочное слово «Унго» засело в памяти-до поры до времени.
Недавно, перечитывая  очередные материалы для статей про Корейскую войну, я снова наткнулся с интернете на это слово. И начал  поиски… Материала нашлось немного, но   главное удалось выяснить о той давней трагедии.
Итак, вернемся в декабрь 1959г, когда  разведывательный корабль ТОФ «ГС-34» имевший для прикрытия статус гидрографического судна и наименование «Унго» под командованием капитан-лейтенанта Козьмина Александра Борисовича находился в походе в Японском море у восточного побережья Кореи в Восточно-Корейском заливе.
 В этот раз корабль выполнял обычный разведывательный поход, осуществляя разведывательное обеспечение безопасности возвращения репатриантов из Японии в Северную Корею. Вечером 28 декабря, штормило, была малая видимость. В 19 часов погода улучшилась. Командир БЧ-1 Э. Щукин по приказанию командира корабля чаще стал определять местоположение корабля. Быстро темнело, на корабле усилили визуальное наблюдение, неслась вахта на постах радио - и радиотехнической разведки. С целью обеспечения скрытности ведения разведки активная радиолокационная станция не выключалась. Корабль находился в районе 39° 07' с.ш. и 128° 35' в.д. До северокорейского берега было 30 миль, а до побережья Южной Корен и того больше 36 миль (ширина территориальных вод КНДР равна 12 миль, Южной Кореи - 3 мили). Вдруг по правому борту «Унго» в небо взвились ракеты, и почти в то же мгновение огненная трасса прочертила небо, устремляясь к кораблю. Командир корабля был твердо уверен в месте своего корабля и в том, что корабль не нарушил территориальные воды иностранного государства, а, следовательно, этот залп не мог носить даже предупредительный характер.
«ГС-34», не имея на борту вооружения, вынужден был отвернуть на 90° и начать отходить еще дальше от берега. На корабле включили один из прожекторов и рулевой-сигнальщик матрос Г. Копанев, пользуясь международным сводом сигналов, начал непрерывно подавать сигнал в сторону берега: «Чем вызван обстрел?» Прошло несколько  напряженных минут, как вдруг наши моряки увидели силуэты трех кораблей без ходовых огней и каких-либо других опознавательных знаков. Корабли быстро приближались к «ГС-34». Один из них шел прямо на судно и через несколько минут был опознан как малый противолодочный корабль - «большой охотник». Командир «ГС-34» приказал направить  один из прожекторов на гидрографический флаг СССР, развевавшийся над разведывательным кораблем (под этим флагом с 3 августа 1959г. ходили РК ТОФ), а вторым прожектором, вахту на котором нес А. Шестернин - освещать приближающийся к нему иностранный корабль. В 20.40 28 декабря «большой охотник» приблизился к «ГС-34» на дистанцию 45-50 кабельтовых и без каких-либо предупреждений дал по безоружному «ГС-34» четыре очереди из 40-мм автоматических установок. Дистанция между кораблями в этот момент была настолько мала, что не разглядеть на «ГС-34» гидрографический флаг СССР было невозможно. После этого катер отвернул и ушел в темноту. В результате огня был разбит компас, повреждена радиоантенна, повреждена шлюпка, труба и корпус корабля, разбит спасательный плотик, один из снарядов попал в носовой кубрик.
«ГС-34» уменьшил ход и лег в дрейф, катер вновь приблизился к кораблю и открыл огонь. Снаряды рвались на палубе, один снаряд попал в ходовую рубку, командира корабля отбросило взрывной волной, а помощник командира корабля капитан-лейтенант А.П.Новомодный  и рулевой-сигнальщик Ю. Федоров были ранены. Снаряды продолжали поражать корабль.
В момент взрыва снаряда в рубке рулевой-сигнальщик матрос А. С. Кажаев, стоявший вахту на руле, успел броситься в ту сторону, где находился командир, и заслонил его своим телом. Матрос был убит наповал, получив прямое попадание снаряда в живот. Тяжелые ранения получили сигнальщик В. Казанцев и рулевой А. Белкин, но ни тот, ни другой не покинули свои посты,. Все это время раненый сигнальщик Г. Копанев продолжал освещать флаг своего корабля, когда «охотник» вновь близко подошел, наши моряки разглядели его номер «205» и корейский литер.
Катер, подержав луч прожектора на советском флаге, неторопливо ушел в сторону и скрылся в темноте. Ушли во тьму и два других корабля, лежавшие в дрейфе поодаль. Во время обстрела весь экипаж держался храбро. Никто не покинул своих постов, радист поддерживал непрерывную связь с Владивостоком, а в машинной команде, где в это время было особенно тяжело нести вахту, не зная, что происходит наверху и что угрожает кораблю, ни один из мотористов ни на минуту не покинул своего поста.
В район инцидента вылетели самолеты Ил-28, по тревоге из ВМБ Стрелок был послан дежурный эсминец, который принял на борт тело убитого матроса А.С. Кажаева и раненых моряков для доставки их в военно-морской госпиталь. «ГС-34» («Унго») был взят на буксир и доставлен в базу. Погибший матрос был похоронен на Морском кладбище во Владивостоке.
По этому инциденту была направлена нота протеста МИД СССР правительству Южной Кореи. ТАСС заявил что впредь при подобных акциях суда «пираты» будут уничтожаться. Южнокорейские власти заявили о своей непричастности к инциденту и были готовы предоставить кинодокументы, зафиксировавшие нападение катеров Северной Кореи на советское судно.
Позже, по уточненным данным, было установлено, что кораблем-пиратом был северокорейский малый противолодочный корабль «№ 205» типа «БО-1», полученный от СССР в начале 50-х годов (бывший американский  типа SC-1,вооружение -1х40-мм орудие и 3х20-мм зенитных автомата). В советской печати о причастности к инциденту кораблей КНДР нигде не писалось. Кроме опубликованной в газетах 31 декабря 1959г. ноты протеста об этом инциденте было несколько публикаций, 31 декабря 1959г. в газете «Советский флот» и в журнале «Советский моряк» № 2 за январь 1959г., но и там вся вина возлагалась на Южную Корею.
В дальнейшем отремонтированный корабль «ГС-34» еще в течение 13 лет до 1972г. нес боевую службу. Командир корабля Козьмин Александр Борисович в 1960г. получил под свое командование разведывательный корабль «Измеритель», затем с 1971г. - «Забайкалье». Служил старшим офицером в разведуправлении ТОФ и в 1982г. закончил службу в звании капитана 1 ранга на должности заместителя начальника школы мичманов-техников ВМФ в Киеве. Жил в Киеве и умер в 2001г.
Инцидент  был замят и не сказался на наших тогдашних отношениях с КНДР. Надо сказать,что в то время из-за не урегулированных с мировыми странами и соседями вопросов о ширине территориальных вод  власти КНДР нервно реагировали на любое,  как им казалось нарушение их границ.
Тем более, что северокорейские ВМС не всегда придерживались общепринятых правил поведения военных судов в море, так как имели приказ применять оружие против “чужих кораблей”, действуя по принципу “сначала стреляй, а потом разбирайся”. Это и привело  к тому, что они буквально расстреляли безоружное советское судно.

Разведывательный корабль  «ГС-34» - («Унго»), тип- шхуна, построен в 1954г. на верфях Штральзунда (ГДР) в составе крупной серии судов для рыболовного флота (как СРТ-4197). 9 мая 1955г. на шхуне был поднят государственный флаг СССР и присвоено наименование «Унго».
В 1955г. судно Северным морским путем перешло на Тихий океан и вошло в состав ТОФ как посыльное. С 1956г. шхуна отнесена к подклассу посыльных судов и получила наименование «ГС-34» (позже Лоц-75), а наименование «Унго» оставлено как легендное. В 1957г. было отнесено к кораблям 3 ранга специального назначения. Судно  (под разными наименованиями) оставалось в строю 38-й бригады ОСНАЗ ТОФ до 1972г. и в 1973г. было списано и сдано на слом.Судно принимало участие в слежении за ядерными испытаниями на атолле Бикини и Кваджалейн.
 Я, в ходе своей флотской службы, много встречал однотипных  с«Унго»судов. Это были и рыбацкие траулеры и  транспортные и разведывательные корабли. Один был даже вооружен по типу малого противолодочного корабля и часто торчал в качестве брандвахты на выходе из бухты Золотой Рог. Но вообразить себя  на месте  маленького безоружного  кораблика, безнаказанного расстреливаемого в ночи у чужих берегов - выше моего понимания.
И  в этом свете героизм наших моряков, не дрогнувших под  снарядами на безоружном судне - пример  поведения в чрезвычайной ситуации. Правда и матросы тогда были другие - из  довоенного поколения. 
Использованные материалы – Г.Халилецкий. «Подвиг моряков-разведчиков  бригады разведывательных кораблей». На фото- ГС-34 («Унго»).
http://www.38brrzk.ru/public/podvig-morjakov-razvedchikov/
https://www.proza.ru/2013/12/26/1264
Никто пути пройденного у нас не отберёт