Автор Тема: Музей Космонавтики  (Прочитано 3144 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. Музей Космонавтики
« Ответ #9 : 09 Март 2012, 17:56:19 »
Что-то не получается видео вставить
Цитировать
Академик Борис Евсеевич Черток - создатель отечественной школы управления космическими аппаратами. Секретный сотрудник засекреченной отрасли он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет.

Вот уже более полувека движением почти всех отечественных кораблей, спутников, станций и на орбите и выше, в космической пустоте, - управляет конструкторская мысль Чертока. И все эти "полвека" Чертока знали "только в лицо". Секретный сотрудник засекреченной отрасли он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Он написал книгу "Ракету и люди" - четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики - о том, как и кем она создавалась. Осведомленность автора и его феноменальная память поразили даже наших бывших соперников по космической гонке. НАСА переиздало четырехтомник на английском, и теперь "Ракеты и люди" - настольная книга специалистов Американского космического агентства.

 Борису Чертоку – 97 лет, и он до сих пор работает. Читает лекции студентам. А в Ракетно-космической корпорации "Энергия", где до 80 лет он был заместителем всех главных и генеральных конструкторов – Черток теперь главный научный консультант по системам управления. На работу ездит за рулем – чем приводит в изумление сотрудников ГИБДД.
А начальство его побаивается. Соратник Королева, патриарх космонавтики Борис Черток не скрывает своего неудовольствия по поводу того, что Россия как ведущая космическая держава начинает сдавать свои позиции конкурентам.
 
Производство: Студия "Роскосмос" по заказу Первого канала , 2009
Автор: Надежда Суслова
Режиссер: Дмитрий Свергун
История начиналась в Германии в зоне советской оккупации в учреждении со странным названием "Институт Ворон", по-немецки "Рабе". Осенью 1945 года руководитель "Рабе", переодетый в форму майора 33-летний инженер Борис Черток сказал начальнику институтской разведки, что ему нужен Вернер фон Браун – создатель первых в мире управляемых баллистических ракет ФАУ-2. По замыслу Гитлера в конце 1945 года ФАУ-2 должны были бомбить Лондон, а года через два - Нью-Йорк. И за фрагментами ракет, и за их разработчиком охотились англичане, американцы и русские. Только этот барон мог исчерпывающе объяснить, как работает так называемое оружие возмездия.
Борис Черток появился в особняке фон Брауна через несколько часов после исчезновения хозяина. Тогда и возникло решение украсть немца. Чтобы проникнуть в американскую зону, начальник разведки Василий Харчев угостил американский патруль настоящей московской водкой, подарил часы и сказал, что ищет друзей. Только к вечеру веселая компания оказалась в доме у американского коменданта. Дело ограничилось пьянкой. Комендант клялся, что отдал бы Василию фон Брауна, но пленными немцами ведала специальная комиссия. Потом разведчика снова посадили в джип и с ветерком довезли до дома.
Инженер Королев был доволен, что затея с фон Брауном не удалась. У будущего главного конструктора были свои планы. Все, что удалось тогда отыскать в Германии, в 1946 году привезли домой, в Советский Союз и попытались воспроизвести. Уже в октябре 1947 года сумели пустить первую баллистическую управляемую ракету дальнего действия. Ракета называлась "Р-1". Она стартовала с площадки спешно строившегося полигона Капустин Яр, и пролетела 270 километров.
Черток работал с Королевым. Он формулировал задачи для смежников, а потом их двигатели и приборы встраивал в систему управления королевской ракеты. Отвечал за все, что происходило с ракетой после команды "Ключ на старт". Когда из-за отказа в системе ракеты взрывались, Королев называл Чертока "заржавленным электриком".
2 февраля 1956 года ракета Р-5М пронесла через космос головную часть с атомным зарядом. Пролетела 1200 километров, достигла Аральских Каракумов и наземный ядерный взрыв ознаменовал в истории человечества начало ракетно-ядерной эры.  За создание Р-5М всем главным конструкторам присвоили звание Героев Соцтруда. Бориса Чертока наградили Орденом Ленина. Дома в коммунальной квартире накрыли праздничный стол. После первого тоста сосед - парторг ЦК Евгений Щенников произнес фразу, которую потом еще долго цитировали: "Борис, зачем тебе атомная бомба, когда у тебя есть Екатерина Семеновна?"
Борису Чертоку шел 22 год, когда на него, комсорга одного из цехов московского авиазавода №22 написали донос. Сообщалось, что его мать в юности была членом меньшевистской партии. Правда, за 3 года до рождения сына из партии вышла и больше политикой не занималась.  Было собрание, Бориса перевели в рядовые электрики и отправили на перевоспитание в женскую бригаду. Во время укладки кабеля в тесном фюзеляже самолета контрольному мастеру Кате Голубкиной показалось, что новенький дотронулся до нее не случайно, и она дала нахалу пощечину. Да такую, что нахал сразу понял: жить без этой зеленоглазой красавицы не сможет.
Соперниц Екатерина Семеновна не боялась – она их знала в лицо. Вернее, ее, Р-7, первую межконтинентальную ракету Р-7. Чертоку ракета казалась самым прекрасным творением во вселенной. Не стесняясь насмешек, в присутствии коллег он однажды назвал ее "Галатеей", мраморной богиней, в которую влюбился скульптор. Над "семеркой", межконтинентальной ракетой, которая могла донести бомбу до США, работали 4 года. Параллельно отрабатывалась идея вывода с ее помощью на орбиту первого искусственного спутника Земли.
После запуска спутника межконтинентальная ракета Р-7 из носителя термоядерного заряда превратилась в ракету-носитель для космических аппаратов. В зависимости от назначения ее называют Спутником, Востоком, Молнией, Союзом. Для Бориса Чертока она навсегда осталась "семеркой".
После полета спутника в сознание людей вошло понятие "космос". А перед конструкторами встала новая задача – надо было создавать систему управления для космических аппаратов. Черток предложил Королеву  в ОКБ-1, школу, которая возьмет на себя всю ответственность за систему  управления полетами все космических аппаратов.
Задача формулировалась жестко: сфотографировать то, чего еще никто не видел, обратную сторону Луны. Времени на спокойный поиск решения не было, Кремль торопил Королева, Королев конструкторов.  К осени 1959 года станция для фотосъемок Луны была готова. Всего было совершено три полета: одна станция прошла мимо, одна попала в Луну, а третья  сфотографировала обратную сторону Луны и передала изображение на Землю.
Мир ликовал. Но увидеть обратную сторону Луны оказалось легче, чем узнать имена советских конструкторов. И тогда один восхищенный французский винодел просто попросил передать засекреченным русским гениям тысячу бутылок шампанского.
Выпили за Марс. Начиналась работа над программой межпланетных полетов. В конструкторских бюро шутили, что Хрущеву надо срочно на Марс. Идея "Вперед на Марс" из политической стала национальной. Все пели "Мужики, ищите Аэлиту, Аэлита – лучшая из баб". Неизвестно, читали ли "Аэлиту" американцы, но они не торопились. На подготовку марсианской программы у них отводились годы, а у нас месяцы. Однако, начальству казалось, что мы медлим.
Члены государственной комиссии повадились приходить в монтажный комплекс по ночам, хотели убедиться, что никто не спит. Торопились, нервничали. Наконец, состоялся пуск, потом другой. Обе ракеты сгорели в атмосфере. Председателем аварийной комиссии Королев назначил Чертока.
Астрономическое окно на Марс закрылось. Потом после таких же неудачных стартов закрылось окно на Венеру. Первый советский космический аппарат совершил посадку на Венеру в 1967 году, на Марс – в 1971 году. Это была уже эпоха пилотируемых полетов.  За полет первого человека создатели космического корабля "Восток" были представлены к высоким правительственным наградам. Борис Черток стал героем Соцтруда.
 
Надвигался очередной юбилей Октябрьской революции, и подарком к празднику должна была стать стыковка космических кораблей "Союз-1" и "Союз-2". Однако, подарка не получилось. Сразу после старта "Союза-1" стало понятно, что стыковка невозможна из-за серьезных конструкторских ошибок. Стали сводить корабль с орбиты, но спастись космонавту не удалось. Командир корабля Владимир Комаров погиб во время посадки из-за отказа парашютной системы.
Космонавты Волков, Пацаев и Добровольский тоже погибли из-за политических амбиций. Двухместный "Союз" соревновался с трехместным американским "Аполлоном", экипаж полетел без скафандров.
После смерти Королева Борис Черток поочередно становился заместителем сменявших друг друга главных и генеральных конструкторов Василия Мишина, Валентина Глушко и Юрия Семенова. Основной задачей Мишина как наследника Королева, безусловно, была высадка на Луну. Программа "Н1-Л3". В США на решение такой же задачи бросили старого знакомого Бориса Чертока бывшего пленного немца фон Брауна. В отсутствие Королева тот сразу стал фаворитом лунной гонки.
Самую большую проблему для ракеты "Н-1" создавали двигатели, все испытания заканчивались взрывами. Надо было придумать систему, которая чувствовала бы назревающий взрыв и за доли секунды до него могла выключить двигатель. Это была задача для смежников. Была создана система "КОРД", но она  не успела себя проявить. 20 июля 1969 года в разгар споров на очередном заседании аварийной комиссии по "Н-1" пришло сообщение: "Американцы на Луне". Программу "Н-1" закрыли, Черток сохранял невозмутимость.
Американцы совершили еще 5 экспедиций на Луну, а потом потеряли к ней интерес. Советский Союз сосредоточился на создании орбитальных станций, и эта программа стала международной и живет по сей день. За стыковки с ДОСами, долговременными орбитальными станциями "Салют" отвечал коллектив Бориса Чертока. Проект считался надежным, но экспедиции на орбиту и удачные, и неудачные всегда проходили с большими рисками. Стыковка со станцией "Салют-3" вообще могла закончиться гибелью космонавтов. Вскоре "Салют-3" свели с орбиты и утопили в Тихом океане. На заседании аварийной комиссии, как водится, наказали виноватых.
Команда Чертока в то время уже размышляла над новой идеей, организацией международных спасательных операций в космосе. Было предложено простое и остроумное  решение: заменить стыковочную систему, известную в народе под названием "папа-мама" на универсальный андрогенный узел.
Этот узел сделал возможной стыковку прежде несовместимых систем – не только технических, но и социальных. В июле 1975 года на околоземной орбите вплотную подошли друг к другу 2 многотонные массы – советский корабль "Союз" и американский "Аполлон". Правда, из-за ухудшения отношений между двумя сверхдержавами следующая стыковка состоялась только через 20 лет, когда шаттл "Атлантис" сблизился со знаменитой советской станцией "Мир".
Первый базовый блок станции "Мир" был запущен в феврале 1986 года, от Чертока потребовали гарантий, что система управления позволит станции продержаться на орбите 3 года. "МИР" продержался в 5 раз дольше. Станция "МИР" удержалась на орбите и сохранила работоспособность, когда в 1997 году ее протаранил грузовой корабль "Прогресс". Но не выдержала другой катастрофы – распада Советского Союза. Космическую отрасль перестали финансировать, и под давлением правительства Совет главных конструкторов принял решение о ликвидации станции. "МИР" затопили в ночь на 23 марта 2001 года.
В 2004 году у академика Бориса Евсеевича Чертока умерла жена, с которой они прожили вместе 71 год. Но Екатерина Семеновна  дала мужу возможность прожить новую жизнь, сделала неизвестного засекреченного конструктора Бориса Чертока знаменитым. Она заставила своего 80-летнего супруга  написать книгу воспоминаний об их молодости, о ракетах и людях, о тех, кто ушел. Черток никого и ничего не забыл. Выяснилось, что этот молчаливый и чрезвычайно занятой сотрудник секретного предприятия всю свою жизнь вел дневники.
Вскоре книгу предложили переиздать на английском, и Черток в сопровождении молоденькой переводчицы отправился за океан. Сотрудники NASA решили произвести впечатление на патриарха советской космонавтики, и перестарались. 92-летнего русского дедушку в аэропорту встречала юная красотка, она катила перед собой инвалидную коляску. Мистер Черток вздрогнул как от удара, надменно выпрямился и сказал переводчице: "Лена, дайте ваши сумки", а потом легким шагом направился вон.
В США Борис Черток дал несколько пресс-конференций, подписал контракт на издание книги на английском и с чувством хорошо поработавшего человека отправился в аэропорт. Инвалидную коляску сконфуженные хозяева уже не предлагали. Так для Бориса Чертока закончилась "холодная война" и наступили горячие дни славы. Где бы он ни появился, выстраивается очередь за автографом.
В котором бы часу академик не лег, утром едет на работу в подмосковный город Королев. В ракетной корпорации "Энергия" Борис Евсеевич – главный консультант по системам управления. Обычно, когда его машина не на ремонте, водит сам. В последние годы у академика появилось простительное развлечение. Ему нравится производить впечатление своими паспортными данными.
Впрочем, у всех, кто знаком с академиком Чертоком, самое большое удивление вызывает не его возраст, а то, что этот почти столетний человек, по-настоящему молод и по-настоящему интересен молодым.
http://www.1tv.ru/documentary/fi=6218
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19722
  • "Неделин" 1982-92
.. Музей Космонавтики
« Ответ #8 : 25 Апрель 2009, 19:42:59 »
Сегодня от имени Союза адмирала Максюты поздравил с 75-летием Юрия Михайловича Соломко, директра ММК.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19722
  • "Неделин" 1982-92
Музей Космонавтики
« Ответ #7 : 16 Апрель 2009, 17:53:13 »
Подарки Музея космонавтики.
1. Книга Ю.М.Соломко "Нежные письма сурового человека", тираж 3 000 экз.
2. Журнал "Московский журнал" о музее космонавтики
3. Великолепный альбом плакатов космической тематики, тираж 1 000 экз. Формат А3.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19722
  • "Неделин" 1982-92
.. Музей Космонавтики
« Ответ #6 : 16 Апрель 2009, 12:10:20 »
Да, командир рассказал о музее на корабле. 
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1833
  • первый экипаж
.. Музей Космонавтики
« Ответ #5 : 16 Апрель 2009, 02:18:08 »
Здорово, молодцы! Хотелось бы знать перспективы участия и музея и потенциала новых встреч и знакомств в рамках сотрудничества по празднованию 50-летия Экспедиции. Обсуждался ли вопрос по установлению творческой связи с музеем на "Маршале Крылове"?

Оффлайн Новиков Олег Владимирович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 289
.. Музей Космонавтики
« Ответ #4 : 15 Апрель 2009, 23:18:06 »
Надо пояснить поподробнее кто такой Борис Евсеевич Черток. Это зам Королева по науке. Его книга наиболее полно рассказывает историю создания и становления наших кораблей , именно кораблей для испытания  ракетного оружия.
добро на борт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19722
  • "Неделин" 1982-92
Музей Космонавтики
« Ответ #3 : 15 Апрель 2009, 21:48:04 »
Были.
Впечатления просто превосходные. Музей производит впечатление, площади расширены более чем в два раза. Перезнакомились со всеми. Самое главное, что нам дал почти два часа директор музея Соломко Юрий Михайлович, полковник в отставке - очень обаятельный и энергичный человек. Передали через него фотографию, подписанную командиром "Маршала Крылова" для Чертока Бориса Евсеевича! Супер! Передали фотографию космонавту Ковалёнку Влади́миру Васи́льевичу. Рассказали о нас, о наших планах. На фото с нами директор Музея.

Затем познакомились с Героем Советского Союза лётчиком-космонавтом Лавейкиным Александром Ивановичем. Энциклопедия:
Во время полёта, длившегося 174 суток 3 часа 25 минут 56 секунд А.И. Лавейкин совершил три выхода в открытый космос, общей продолжительностью 8 часов 48 минут.. Александр Иванович сразу спросил: вы обеспечивали выход в космос? Да! Ну, спасибо, ребята!

Договорились, что будем вместе работать, сотрудничать. Юрий Михайлович даст возможность сделать нам свою часть экспозиции, посвящённую Гагарину. Они многие вещи услышали от нас впервые!


Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. Музей Космонавтики
« Ответ #2 : 15 Апрель 2009, 16:31:31 »
  Если, я, правильно понял то это возле ВДНХ.

      Мемориальный музей космонавтики

   Памятные даты и ежегодные мероприятия:
    дата основания - 28.09.1967
    дата открытия   - 10.04.1981
    18 мая   - День музеев
    12 апреля   - День космонавтики
    12 января   - День рождения С.П.Королева
    4 октября   - День запуска первого искусственного спутника Земли
    18 апреля   - Международный день памятников и исторических мест

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19722
  • "Неделин" 1982-92
Музей Космонавтики
« Ответ #1 : 15 Апрель 2009, 11:35:55 »
Сегодня, 15 апреля, мы (И.Е.Шалына, В.Л.Казанов, А.М.Курочкин) запланировали встречу в Музее космонавтики. Музей несколько лет ремонтировался, мы хотим там отметиться.

По крайней мере - сфотографируемся.
Никто пути пройденного у нас не отберёт