Автор Тема: Программа "БОР".  (Прочитано 23726 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ивин Сергей Мастер-токарь

  • _ян. 1981 дек 1983_ БЧ5
  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 78
  • YVSIK так-же и скайп!
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #38 : 19 Октября 2011, 09:11:34 »
и вот ещё !! это точно уже неоспаримо)) 00_9

Руденко Сергей конешен!!  живу по Москве а так всегда на связи!! буду рад)!!!  0__16
Скучаю по индийскому!
О))!!! как же я по нему СКУЧАЮ!!
но нос держать по-ветру и не ныть))
и полный ВПЕРЁД !! на 115-оборотов Маньки!!!
а то и на все 121-оборот чтоб не скучалась и ей!!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4997
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #37 : 19 Октября 2011, 09:09:38 »
Михалыч еще я помню как пришли на Чумикан ,через месяц наверно или побольше, пошли в район Автралии я запомнил, потому что  дня три мутило....в какой то шторм попали....это был 1979 год осень...А что такое БР?
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 17163
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #36 : 19 Октября 2011, 08:49:40 »
Вот же запутанная история.

Кто бы смог описать хронологию "Чумикана" с 80 по 84 год?
Факты неоспоримые:
1. 81 - ремонт Чумикана.
2. 82 - первый поход на БОР.
3. 83 - второй поход на БОР.

Для чего ходил в Индийский океан в 81?

Вот мои данные:

1980
03.01         КА 11-К-68 Циклон
20.05         РПКСН   
04.07         Боевая работа   
23.07         Союз-37-Салют-6
18.09         Союз-38-Салют-6
27.11         Союз Т-3-Салют-6

1981
янв   май   ремонт на «Дальзаводе»
22.06   08.08      Боевая работа   
30.08   24.09      Боевая работа   
29.10   27.12      Космический аппарат Индии

1982
13.05   14.05      Союз Т-5-Салют-7
04.06         БОР, Союз Т-6
25.06         Союз Т-6 - Салют-7
22.07         Боевая работа   
30.07         обеспечение выхода в космос
19.08   22.08      Союз Т-7

1983
16.03         БОР-4 в
02.06   03.06      К-506, 6 ракетных стрельб   
27.06         Союз Т-9
26.09         Союз Т-10
20.04   03.11      Союз Т8, Т9
22.12         К-223, 12 ракетных стрельб   

1984
февраль      Союз Т-10
апрель         запуск КА "Целина"
август         запуск КА
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Ивин Сергей Мастер-токарь

  • _ян. 1981 дек 1983_ БЧ5
  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 78
  • YVSIK так-же и скайп!
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #35 : 19 Октября 2011, 08:46:52 »
Руденко Сергей Николаевич !!! а ведь мы с тобой в одно время служили )) почти правда с небольшим пересечением в годах)) может вспомнишь А? стукнись скайп (по возможности !!) 1___1_1
а что до бора тут вопросов нет , и даже не может и быть и Чумикан в этом походе флагманом по расписанию и точно помню!! ЬОР-1
Скучаю по индийскому!
О))!!! как же я по нему СКУЧАЮ!!
но нос держать по-ветру и не ныть))
и полный ВПЕРЁД !! на 115-оборотов Маньки!!!
а то и на все 121-оборот чтоб не скучалась и ей!!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4997
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #34 : 19 Октября 2011, 08:41:21 »
Валера Морозов помоему сказал, что меня хотели связистом на  другой корабль перебросить и одеть гражданку ,там говорили только старпом военный был ,ну что то не пошло....
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4997
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #33 : 19 Октября 2011, 08:37:13 »
А что Чумикан учавствовал по Бору это 100% ребята....
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4997
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #32 : 19 Октября 2011, 08:31:58 »
Да Николай ,скорее всего так ,но ходили мы в Индийский по Бору, просто что то сорвалось наверно ,иначе нам там делать нечего было, золотая точка знаешь в другом месте была в Тихом...А может готовились к Бору и так и ушли на ДМБ бесли често я смутно все помню но про Бор помню разговоры были в БЧ-4 .....
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1233
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #31 : 19 Октября 2011, 08:23:18 »
Почему желаемое за действительное? Цитата из buran.ru
"Но второй запуск "БОРа-4" (Космоса-1445) был также произведен с посадкой в районе Кокосовых островов. В проведении этого полета помогали корабли сопровождения Академии наук СССР "Космонавт Волков", "Космонавт Беляев" и научный корабль тихоокеанской геодезической экспедиции "Чумикан". Помимо тихоокеанской эскадры в район Кокосовых островов пришли корабли из Черного моря. Все корабли рассредоточились в радиусе нескольких сот километров, чтобы максимально быстро найти космический аппарат и поднять его на борт. Члены экипажа "Чумикана" позднее вспоминали о степени секретности работ - были наглухо задраены все иллюминаторы, чтобы ни один матрос не мог увидеть происходящих событий. Ближе всего к месту посадки оказался именно "Чумикан", с которого и был спущен катер с инженером на борту для обезвреживания системы самоликвидации приводнившегося космического аппарата. Операция эвакуации "Космоса-1445" закончилась благополучно благодаря большим затратам на организацию поисковых мероприятий, и не смотря на отчаянное противодействие иностранных судов, пытавшихся самостоятельно обнаружить и поднять на борт советский аппарат."
Это было 15-16.03.1983
Ну и кадр из фильма чуть выше я же не в фотошопе рисовал. Странно оспаривать участие Чумикана.

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1124
  • Старшина первой статьи
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #30 : 19 Октября 2011, 07:49:53 »
Для Руденко Сергея. Последний наш поход был в Индийский океан в 1981 году, пришли мы в базу и стали в завод "Горняк" прямо перед самым Новым 1982 годом. Ни о какой работе с "Бором" тогда не было и речи. Серёж, ты выдаёшь желаемое за действительное.
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1124
  • Старшина первой статьи
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #29 : 19 Октября 2011, 07:29:26 »
На заднем плане силуэт "Чажмы" или "Чумикана"
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3087
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #28 : 18 Октября 2011, 22:39:08 »
Интересно что ни в одной, ни в другой статье ни слова о Чумикане.
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3087
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #27 : 18 Октября 2011, 21:07:00 »
А вот это должно заинтересовать Владимира Алексеевича www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/programs/index.shtml?bor-4.html
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 17163
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #26 : 18 Октября 2011, 21:02:26 »
Хрен с ними, с правами.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1233
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #25 : 18 Октября 2011, 17:18:26 »
Михалыч, это не фотка. Кусок кадра из фильма о испытаниях БОР. Первоисточник похоже буран.ру судя по логотипу, который я вырезал.
Если нарушение авторских прав удали. Больше не буду.

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3087
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #24 : 18 Октября 2011, 14:59:17 »
Информация о программе "БОР" http://rocketpolk44.narod.ru/kosmos/bor.htm
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1203
  • Рождённый в СССР.
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #23 : 18 Октября 2011, 14:58:32 »
Если мне не изменяет память, советская программа многоразовых челноков была закрыта больше по политическим мотивам. После смещения Хрущова. Ведь одним из руководителей  проектов, был его сын.
А янки, сейчас рисуют себя в качестве первопроходцев:
http://www.popmech.ru/blogs/post/4241-pryizhok-v-buduschee-na-kosmicheskom-samolete/
 ..303
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 17163
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #22 : 18 Октября 2011, 14:26:22 »
Сергей, откуда фотка? !!!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1233
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #21 : 18 Октября 2011, 14:09:53 »
Знакомые силуэты

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4997
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #20 : 18 Октября 2011, 08:18:35 »
Владимир Алексеевич, да я помню ходили по Бору, в Индийский  один раз, а так все по Тихому ,но точно все не помню, я просто на связи был ,поэтому что было вне поста точно не знаю.Офицеры ребята должны помнить ,кто служил в это время на Чумикане.....Да дозоправляли помоему Добровольского в Океане. Но хорошо помню когда уходили от нас , 0__16 0__355включили  по верхней палубе марш прощание славянки мы стояли на борту Чумикана и провожали.....И там ребята стояли по борту...
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1287
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #19 : 17 Октября 2011, 14:11:49 »
Для меня любая информация по БОРам интересна, тем более, что в 1982 году по нему вместе с "Чумиканом" работал и "Добровольский".

Огорчает, что цитируемая в начале статья грешит ошибками и эти ошибки копируют и копируют на разных сайтах...

Цитировать
Корабли слежения "Космонавт Пацаев", "Космонавт Добровольский" и "Петропавловск" заранее выдвинулись из бухты Петропавловска-Камчатского
Цитировать
австралийцам удалось с воздуха детально отснять весь процесс вылавливания и подъёма ракетоплана на палубу судна "Петропавловск"

Никогда "Пацаев" или "Добровольский" не были в Петропавловске-Камчатском.
Да и ПСК "Петропавловск" не было в природе, а БОРы и в 82-м, и в 83-м вылавливал черноморский ПСК "Ямал".

Впрочем, Анатолий Михайлович это уже отмечал
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Карпов Александр Георгиевич

  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 806
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #18 : 17 Октября 2011, 13:49:25 »
Один в один.

Кстати, все ли знают, что БОР - это аббревиатура "Беспилотного Орбитального Ракетоплана" ?
Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией...(с)

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1233
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #17 : 17 Октября 2011, 13:20:15 »
Похож? А у нас эта штука могла 40 лет назад полететь.
http://www.lenta.ru/news/2011/10/12/taxi/


Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1287
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #16 : 10 Мая 2011, 11:56:13 »
Цитировать
как помню ну примерно или 82 или 81 год
БОР успешно вылавливали в Индийском и в 82-м, и в в 83-м. Оба раза "Чумикан" там работал. Вы, вероятно, были там в 82-м.

"Космонавт Георгий Добровольский" - "белый пароход" видели? Если так, что помните? Расскажите, интересно...
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4997
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #15 : 09 Мая 2011, 18:00:07 »
Владимир извини вот бор итд ведь мы тоже ходили  по бору как помню ну примерно или 82   или 81 год в индийский океан  точно уже не могу вспомнить может кто поправит мне как помню еще была холявва переодется в гражданку и полужить по связи на карабле ну не на нашем конечно Чумикане  там только ком или  пом был военный  для меня  не сбывшейся миф но  сильно не мечтал потому что перед этим задолбили но хотелось думал там хоть женщины будут пообщаться !!!! Но что то сорвалось с бором или короче  что то не сложилось и мне не повезло по счас жалею лутьше бы повезло  !!! всем привет 0__355 1___1_1 0___99
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1203
  • Рождённый в СССР.
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #14 : 09 Мая 2011, 09:04:24 »
<a href="http://www.youtube.com/v/y0DdsZxsI54&amp;feature=feedu" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/y0DdsZxsI54&amp;feature=feedu</a>
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 17163
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #13 : 30 Апреля 2011, 20:35:37 »
в 1962 году На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся двадцать седьмой испытательный полет ракетного самолета "Х-15". Аппарат пилотировал летчик-испытатель Джозеф Уолкер (Joseph Walker). В ходе полета была достигнута максимальная высота 75190 м и макисмальная скорость 5614 км/ч.

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 17163
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #12 : 28 Апреля 2011, 09:51:46 »
28 апреля 1965 года На авиабазе Edwards осуществлен тридцать седьмой полет американского ракетного самолета "X-15A-2", № 2. Самолет пилотировал летчик Джон МакКэй (John McKay). В полете достигнута максимальная скорость 5266 километров в час при максимальной высоте подъема 28224 метра.
http://www.liveinternet.ru/users/1641535/post163680552/

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1203
  • Рождённый в СССР.
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #11 : 07 Апреля 2011, 12:03:52 »
Фотки с интернета.
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1203
  • Рождённый в СССР.
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #10 : 10 Ноября 2010, 12:45:55 »
Цитировать
В.И.- тему поднял ему,  и быть поисковиком и координатором!
Виталий Николаевич, спасибо за доверия. Но есть одно, но. Я служил 84-87г., т.е. не был непосредственным участником этих событий. Я только застал участников этих событий и ихние рассказы, которые со временем  позабылись. На моё мнения, надо, что б эту тему вёл, кто ни будь, из непосредственных участников. Это было б – интересней.
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 17163
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #9 : 08 Ноября 2010, 21:05:58 »
Владимир Иванович, Виталий Николаевич! Я считаю ваши предложения и инициативу совершенно уместной и справедливой! Но очень трудно добиться воспоминаний от наших, очень трудно. Я разговаривал со многими перечисленными товарищами. Но дальше слов дело не идёт! Вот и в этот раз ждал реакции форумчан на информацию от Палия В.И. И очень рад появлению такого обширного обращения Виталия Николаевича!

Я не верю, что не было фотографий с нашей стороны. Не верю, что нет решения командира на проведение этой операции. Мы опять скромно стоим в стороне!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пуленец Виталий Николаевич

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #8 : 08 Ноября 2010, 19:38:34 »
Уважаемые господа,  участники ЛКИ  аппаратов «Бор-4»,  ветераны КИК «Чумикан»!

Каждый раз, просматривая  последние сообщения форума меня «цепляет» и не отпускает предложенная к обсуждению тема.
Не знаю, с какой конкретной целью Владимир Иванович, пытается  активировать ветеранов ТОГЭ, но она стоит того, чтобы к ней отнеслись с уважением.
Казалось бы!
Выложенные на сайтах  и  в публикациях  материалы   о ЛКС «Бор-4», в полной мере  и достаточно точно отражают историю создания и испытания К.А.«бор», а также участие в них кораблей ВМФ, НИС России,  нашего КИК «Чумикан».
Есть:
-   целый раздел  в справочно-историческом  издании
    «Район, закрытый для  плавания»   А.М. Курочкина и Шардина В.Е;

-   Воспоминания Дмитриева В.В. офицера связиста
 «Космический старт (к полету «Бор-4», прототипа  корабля «Буран»), Морской сборник, ноябрь 2004 г. , №11 . Сайт  Буран 
-   Воспоминания члена экипажа «Чумикана» Гаврилова В.

В них: изложены поставленные задачи, хронология испытаний, задействованные силы, характеристики,  материалы, фотографии, радионаправления, взаимодействие КП, приводнение, подъем, действия противников и как влияли на общую обстановку выброшенные за борт  КИК «Чумикан» очистки картофеля, задраенные иллюминаторы и пр.   Всё как бы, со стороны, в общем.

 Там нет воспоминаний личного состава КИК «Чумикан», непосредственных участников: телеметристов, траекторщиков,  связистов, вертолетчиков, боцманов и т.д.. 
Предлагаю считать это пробелом и восполнить его нашими воспоминаниями. Восстановить историческую справедливость. Пока еще не поздно - живы его участники.
На форуме участников – совсем мало!
Да, вынуждены будем  заняться поиском участников,  у которых сохранились воспоминания.
                В.И.- тему поднял ему,  и быть поисковиком и координатором!
Возможно, предложить участнику и уважаемому ветерану В.С. Литвинову самому вспомнить и обобщить, а также отредактировать наши воспоминания.
По мере их  достаточности, помочь ему издать коллективный труд к 30-летию события (под его редакцией и авторством и как минимум - в Морском Сборнике).

Дмитриев В.В. один раз участвовал в БР и  ПСД – впечатлений хватило на всю «оставшуюся жизнь». Стоящие задачи перед кораблями и связистами, радионаправления,  он представил – великолепно.
А, что мы? Очевидно, у нас  «многоразие»  и время – притупило … вкус!
 Многое забыто, но еще что-то есть! Что-то помним!

Для начала, надо бы - вспомнить своих задействованных участников (до матроса) этого эпизода в истории космонавтики.
Кого помню:
Командированные офицеры   в.ч. 60111 (по памяти): Нефедов Ю.А., Демидов Л.Е., Пуленец В.Н.
Возможно, были представители политотдела и электромеханической службы. Но я их уже забыл!
Кораблем командовал Попов Ф.П., Измерительным комплексом – Рубашка В.В.
Командиром  1 дивизиона …. еще был Зяблов Ю.В,.а возможно, уже… был - Макаров. Отчетливо помню начальников расчетов МА-9МК – Мухачева В.,  ПП СЕВ Макарова В.
Хорошо помню кап.3 ранга Дмитриева В.В. с ним   постоянно был Нефедов Ю.А..
   Были представители п.я.. Они активно участвовали в сопряжении «Буфера ИС» с ЭВМ «Мир-2» и каналами связи при стоянке на якоре в базе, на переходе, в точке выполнения задачи.

 Знаю, что по итогам ЛКИ « Бор» отличившийся  личный состав был представлен к наградам Родины. И «награда нашла героя».

Не  верю, что Рубашке В.В., Мухачеву В., Демидову Л.Е., Нефедову Ю.А. и др. участникам нечего вспомнить и изложить воспоминания в письменном виде или как-то на форуме!


Уважаемые господа, актуально и реально ли  все это или очередная "утопия"?
Ваше мнение и предложения!

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1203
  • Рождённый в СССР.
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #7 : 05 Ноября 2010, 20:56:45 »
«БОР» - программа по которой работал «Чумикан».
http://badnews.org.ru/news/kak_pojmat_bor_lovim_prototip_burana/2010-04-24-809
 ..307
http://www.testpilot.ru/russia/molniya/bor/bor.htm
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #6 : 01 Декабря 2008, 15:26:36 »
Караван Интернешнл (г.Берлин, Германия)
26 апреля 2002 года

Взлет по "Спирали"

Первый космолет Страны Советов

Космический истребитель всегда был продуктом фантазии режиссеров голливудских блокбастеров, создающих на компьютерах огромные межпланетные баталии. Однако мало кто знает, что в СССР подобный истребитель реально существовал. Юрию Владимировичу Задиранову, в прошлом старшине научного корабля "Чумикан", а ныне актеру Рыбинского драмтеатра, посчастливилось принимать участие в одном из испытаний космического самолета, которые проходили в Индийском океане.

Секретная миссия

- Большой научный корабль тихоокеанской геодезической экспедиции "Чумикан" выполнял много функций, главная из которых - связь с космическими объектами в южной части земного шара, - рассказывает Юрий Владимирович. - Всего на Камчатке базировалось 6 подобных судов. Но "Чумикан", хотя и не был флагманом, оставался самым большим кораблем из всей флотилии.

В начале восьмидесятых годов советское правительство выступило с инициативой превратить Индийский океан в зону мира. Дипломаты делали громкие заявления, газеты пестрели популистскими заголовками, рассказывая о новой мирной программе советских руководителей. Многие страны поддержали нашу инициативу. Но как только военное присутствие НАТО в Индийском океане поубавилось, туда тут же направились наши военные. Под аккомпанемент рассуждений о борьбе за мир Тихоокеанс кий флот испытывал в Индийском океане подводные лодки, проводил пуски баллистических ракет, что, естественно, шло вразрез с официальной политикой государства. В Индийском океане также впервые был испытан прототип нового космического истребителя под кодовым названием "БОР-4".

- Техника была секретной. Все иллюминаторы "Чумикана" во время испытаний наглухо задраивались, чтобы ни один матрос не мог видеть происходящих событий. Лишние глаза никому не нужны, - продолжает Юрий Задиранов. - Мне повезло. Я служил в техническом дивизионе, обслуживал автоматические фотокамеры, предназначенные для фиксации следа баллистической ракеты во время испытательных пусков с подводных лодок. В тот день я как раз находился на мостике. И все видел собственны ми глазами.

Помимо тихоокеанской эскадры в район Кокосовых островов пришли корабли из Черного моря. Все они рассредоточились в радиусе нескольких сот километров, чтобы максимально быстро найти космический аппарат и поднять его на борт. Спешка в этом деле была очень важна, так как американцы тоже следили за испытаниями, пытались прийти в район приводнения аппарата первыми и попросту своровать космический корабль.

Помойная "диверсия"

Весной 1983 года на борт "Чумикана" поднялись трое человек, среди которых была одна женщина.

- Все офицеры тогда словно с ума посходили, - вспоминает Юрий Владимирович, - каждый считал своим долгом оказать гостье любезность. Знаки внимания сыпались на нее со всех сторон. Двое других были инженерами. Причем один из них знал код доступа к космическому аппарату. Без кода поднять его на борт было невозможно. Космический истребитель был начинен взрывчаткой, и во время попыток посторонних пробраться внутрь мог запросто взорваться. Очень боялись американцев. И не напрасно. Они следовали просто по пятам. Разведывательные самолеты "Орион", базировавшиеся в Австралии, кружили над кораблями день и ночь.

Был у нас забавный случай, характеризующий работу американских самолетов-разведчиков. Я стоял в наряде, чистил картошку, помогал коку. Рано утром перед сдачей наряда набрался большой чан отходов. Нам не захотелось тащить его в мусороприемник, и мы вылили все помои в иллюминатор. Никто вроде бы не заметил, но вечером того же дня от командира флотилии получили нагоняй. Оказывается, "Орион", круживший в нескольких километрах от корабля, зафиксировал, как русские сбрасывают какие-то отходы в море. Они сняли на пленку весь процесс выброса отходов и отрапортовали командованию военной базы в Австралии - мол, русские вывалили за борт нечто, не поддающееся идентифика ции. Из Австралии прошла телефонограмма в США, оттуда в Брюссель. В Бельгии состряпали ноту протеста - мол, зачем русские Мировой океан загрязняют, и отправили в Москву. Из Москвы связались с Петропавловском-Камчатским и надавали командиру по первое число. А командир в свою очередь связался с "Чумиканом" и приказал немедленно разобраться в происшествии. И все это за один день. Никто бы никогда не подумал, что обыкновенный бак помоев, выброшенных за борт матросами-срочниками, может возыметь такой политический резонанс.

Полезное с приятным

Когда космический аппарат приводнился, мы рванули к месту посадки. Где-то у горизонта кружили американские "Орионы". К аппарату мы подошли очень быстро. Инженер спустился в катер, ввел необходимый код и дал сигнал, что можно поднимать. К аппарату подошел военный эсминец, и его подняли на борт. Аппарат был небольшой, с крыльями и хвостовым оперением. "Орионы" стали стягиваться поближе, фиксируя каждый наш шаг на фотопленку. Позднее в мои руки попала фотография, опубликованная в каком-то англоязычном научно-популярном журнале. На ней четко зафиксирован секретный советский космический перехватчик, вывешенный на тросах военного эсминца.

После этого случая Москва отказалась от испытаний в Индийском океане.Американцы всех просто достали. Существовала реальная угроза похищения космического самолета. Поэтому испытания перенесли в Черное море. Но и там были свои проблемы. Во время снижения в плотных слоях атмосферы аппараты проходили над территориями стран НАТО - Великобритании, Германии и других - на высоте 60 - 80 км. Поэтому каждый полет аппаратов БОР-4 и БОР-5 вызывал у них, и вполне законно, бурю негативных эмоций.
Но научно-исследовательские корабли тихоокеанской геодезической экспедиции продолжали работать в Индийском океане. Американцы все так же следили за нами. Иной раз их военные корабли настолько близко подходили к "Чумикану", что можно было видеть, что делается у них на палубах. Мы брали бинокли и глазели на морячек. Уже тогда у них на флоте служили женщины. По вечерам на верхней палубе американцы разворачивали большой экран и смотрели фильмы. В бинокль можно было наблюдать, что творится на экране. И хотя у нас на корабле тоже показывали фильмы, но шли в основном советские картины, а там - американские. В то время - разница ощутимая. В общем, несмотря на сверхсекретность испытаний космических истребителей, подобное повышенное внимание натовцев к советскому проекту доставляло нам массу приятных минут.

Наша справка

Работа над космическими перехватчиками началась через четыре года после полета в космос Юрия Гагарина. Американские и советские военные были настолько увлечены космосом как потенциально новым театром военных действий, что им не терпелось помериться силами уже за пределами Земли.

Большое распространение получили военные спутники. В случае необходимости могли быть созданы спутники, способные нести ядерное оружие. Чтобы ликвидировать подобные игрушки прямо в космосе, и было принято решение спроектировать и построить космический истребитель. Работа над проектом началась в конце шестидесятых годов в ОКБ Микояна. Конструкторы сразу отказались от господствующей в то время ракетной теории, посчитав, что в скором будущем она безнадежно устареет.

Многоразовая авиационно -космическая система "Спираль" включала в себя орбитальный пилотируемый самолет с ракетным ускорителем и гиперзвуковой самолет-разгонщик. Космический истребитель выводился на высоту 24 - 30 км при скорости, в 6 раз превышающей скорость звука с помощью гиперзвукового разгонщика, а потом отстыковывался и самостоятельно выходил в космос. После завершения полета предусматривался планирующий спуск в атмосфере с посадкой на аэродром "по-самолетному". Аварийное спасение пилота предусматривалось на любом участке полета с помощью отделяемой кабины-капсулы конической формы, имеющей систему катапультирования, навигационный блок, парашют и тормозные двигатели для входа в атмосферу в случае невозможности возвращения на Землю с орбиты всего самолета.

Подобная система еще нигде не использовалась и была по-настоящему революционной.

По календарному плану предусматривалось создание экспериментального космического самолета уже в 1970 году. Первый пилотируемый полет намечался на 1977 год, а в 80-х годах должны были начаться полеты полностью укомплектованной системы "Спираль".

Но вскоре руководство страны интерес к "Спирали" потеряло, бросив все силы на "лунную" гонку с американцами. Финансирование проекта шло с перебоями, хотя к тому времени уже были созданы дозвуковые прототипы космического истребителя. Они проходили интенсивные испытания. Изучались летно-технические характеристики космического самолета.

В начале восьмидесятых годов на фоне рейгановских звездных войн финансирование проекта возобновилось. В космос были запущены точные копии космического истребителя, выполненные в масштабе 1:2 и 1:3 под кодовым названием "БОР". В общей сложности в космосе побывало с десяток БОРов. Испытания прошли успешно. Однако в середине восьмидесятых работы над "Спиралью" опять были резко свернуты. Советский космос переживал не лучшие времена. Начиналась перестройка. И у руководителей государства появились совсем другие задачи.

Владимир Гаврилов,
г.Рыбинск


Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #5 : 24 Ноября 2008, 13:44:12 »
Более точная ссылка по БОРам  www.buran.ru/htm/bors

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 17163
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #4 : 23 Ноября 2008, 20:05:52 »
В этих  описания очень много неточностей. Оцените хотя бы это:
"Корабли слежения "Космонавт Пацаев", "Космонавт Добровольский" и "Петропавловск" заранее выдвинулись из бухты Петропавловска-Камчатского в район ожидаемого приводнения аппарата к берегам Австралии".

Не было там судан "Петропавловск", был СКР "Горделивый". Сначала планировали БПК "Чапаев", но потом заменили. БОР полднял на борт "Ямал". Всей операцией руководил командир 3-й брПСС капитан 1 ранга Гомон, а на "Чумикане" располагался штаб поиска.
Конечно, много бы рассказал Виктор Рубашка, он там был одним из первых лиц.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #3 : 23 Ноября 2008, 19:19:36 »
Ребята более подробно по БОРам можете посмотреть на сайте.Вот ссылка http://www.buran.ru

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #2 : 23 Ноября 2008, 17:44:20 »
Эвакуация космического аппарата "БОР-4" ("Космос-1445") - съемка австралийских ВМС:
   
1.Поисково-спасательный вертолет Ка-26 находит "БОР-4" в открытом океане и сбрасывает дополнительный радиобуй. 2."БОР-4" плавает в ожидании подхода эвакуационного судна. На заднем плане - дополнительный радиобуй.
3."БОР-4" подцеплен краном за бортом корабля. Обратите внимание на человека в противогазе на борту
4.Подъем "БОРа-4". Сзади виден запасной квадратный сетчатый трал на случай подъема КА в условиях шторма
5."БОР-4" над срезом поисково-спасательного судна.
6.Подъем "БОРа-4". С палубы корабля струями воды смывают токсичные остатки бортового топлива АТ+НДМГ.
7.Укладывание "БОРа-4" на палубу судна. На заднем плане - человек в костюме химической защиты и в противогазе. 8.Расчаливание "БОРа-4" на палубе. Пять человек смотрят в объектив вражеского фотоаппарата!
9.Заключительные операции по фиксации "БОРа-4" на палубе. Баллон-пеленг демонтирован.                 
                                                                                                           

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
    • Email
Программа "БОР".
« Ответ #1 : 23 Ноября 2008, 17:39:50 »
История поиска первых двух "БОРов-4", приводнившихся в Индийском океане, наглядно демонстрирует накаленность международных отношений в годы "холодной войны".
 
Корабли слежения "Космонавт Пацаев", "Космонавт Добровольский" и "Петропавловск" заранее выдвинулись из бухты Петропавловска-Камчатского в район ожидаемого приводнения аппарата к берегам Австралии. Туда же пришли военные корабли Черноморского флота СССР. Присутствие флотилии из семи советских военных кораблей, рассредоточенных в радиусе нескольких сотен километров, привлекло самое пристальное внимание военно-морского флота Австралии. Разведывательно-патрульные самолеты Р-3С "Орион", базировавшиеся на авиабазе Вильямс Королевских ВВС Австралии (Royal Australian Air Force (RAAF) Base Williams), кружили над нашими кораблями непрерывно день и ночь, сменяя друг друга.
Наступило 3 июня 1982 года. "Космос-1374", он же "БОР-4", спланировав в огненной плазме до высоты 4 км, выпустил парашют и плавно лег на волны. Конус навигационного маяка на спине аппарата радировал в эфир о своем местоположении, доставив неприятный сюрприз поисковикам - промах с расчетным местом приводнения составил почти 200 км! К "БОРу-4" устремились все поисковые корабли, как наши, так и австралийские.
После суточного перехода первым к месту приводнения подошел наш поисковый корабль, с которого был спущен катер с гражданскими специалистами, основной задачей которых было ввести в бортовую систему плавающего аппарата специальный секретный код, блокирующий систему самоликвидации. До введения этого кода система самоликвидации препятствовала любым попыткам поднятия или транспортировки - аппарат, по сути, представлял собой свободно плавающую морскую мину. И только после обезвреживания к "БОРу" подошел наш поисковый корабль и под пристальным наблюдением австралийских ВМС поднял его на свою палубу. Четыре других советских военных корабля "прикрывали" эту операцию. И было от чего! К моменту вылавливания "БОРа" в районе приводнения находились уже не только военные корабли и самолеты-разведчики, но и палубные вертолёты ВМС Австралии.
Тем не менее австралийцам удалось с воздуха детально отснять весь процесс вылавливания и подъёма ракетоплана на палубу судна "Петропавловск".
Советские участники спасательных операций вспоминали, что австралийский "Орион" так низко ходил над палубой "Петропавловска", что вихри, срывающиеся с его крыльев, чуть не сбивали людей с ног. Поэтому неудивительно, что снимки, сделанные с "Ориона", оказались настолько подробными. Ниже мы приводим два из них.
Степень противодействия иностранного флота была настолько высока, что после окончания поисковой операции Г.С.Титов обратился напрямую в ВПК: "Считаю, что велика вероятность перехвата американцами┘ предлагаю перенести место посадки в Черное море".

Но второй запуск "БОРа-4" (Космоса-1445) был также произведен с посадкой в районе Кокосовых островов. В проведении этого полета помогали корабли сопровождения Академии наук СССР "Космонавт Волков", "Космонавт Беляев" и научный корабль тихоокеанской геодезической экспедиции "Чумикан". Помимо тихоокеанской эскадры в район Кокосовых островов пришли корабли из Черного моря. Все корабли рассредоточились в радиусе нескольких сот километров, чтобы максимально быстро найти космический аппарат и поднять его на борт. Члены экипажа "Чумикана" позднее вспоминали о степени секретности работ - были наглухо задраены все иллюминаторы, чтобы ни один матрос не мог увидеть происходящих событий. Ближе всего к месту посадки оказался именно "Чумикан", с которого и был спущен катер с инженером на борту для обезвреживания системы самоликвидации приводнившегося космического аппарата. Операция эвакуации "Космоса-1445" закончилась благополучно благодаря большим затратам на организацию поисковых мероприятий, и не смотря на отчаянное противодействие иностранных судов, пытавшихся самостоятельно обнаружить и поднять на борт советский аппарат.
Австралийские военные корабли подходили настолько близко, что наши моряки могли беспрепятственно рассматривать в бинокли не только самих матросов, но даже смотреть по вечерам ┘ зарубежные фильмы, которые транслировались на экранах, развернутых на верхних палубах иностранных судов!

Член экипажа "Чумикана" Владимир Гаврилов впоследствии вспомнил курьезный случай, характеризующий дотошность работы австралийских самолетов-разведчиков:
   "...Я стоял в наряде, чистил картошку, помогал коку. Рано утром перед сдачей наряда набрался большой чан отходов. Нам не захотелось тащить его в мусороприемник, и мы вылили все помои в иллюминатор. Никто вроде бы не заметил, но вечером того же дня от командира флотилии получили нагоняй. Оказывается, "Орион", круживший в нескольких километрах от корабля, зафиксировал, как русские сбрасывают какие-то отходы в море. Они сняли на пленку весь процесс выброса отходов и отрапортовали командованию военной базы в Австралии - мол, русские вывалили за борт нечто, не поддающееся идентификации. Из Австралии прошла телефонограмма в США, оттуда в Брюссель. В Бельгии состряпали ноту протеста - мол, зачем русские Мировой океан загрязняют, и отправили в Москву. Из Москвы связались с Петропавловском-Камчатским и надавали командиру по первое число. А командир в свою очередь связался с "Чумиканом" и приказал немедленно разобраться в происшествии. И все это за один день. Никто бы никогда не подумал, что обыкновенный бак помоев, выброшенных за борт матросами-срочниками, может возыметь такой политический резонанс".

Ко второму запуску "БОРа-4" в марте 1983 года австралийские ВВС подготовились еще лучше - они уже знали, что им придется искать, поэтому и сделанные ими фотографии хода эвакуации "Космоса-1445" оказались более детальными по сравнению с "Космосом-1374".
Некоторые из этих десятков снимков, рассекреченных австралийским министерством обороны в апреле 1983 года, мы здесь приводим.

1.Катер с гражданскими специалистами осторожно приближается к "Космосу-1374". 2."Обезвреженный" ракетоплан медленно поднимается над водами Индийского океана
 
3.Подъем "БОРа-4" на палубу. На заднем плане - советский эсминец. 4."БОР-4" - в наших надежных руках. На заднем плане - низколетящий австралийский самолет-разведчик Р-3С "Орион"

Тем не менее австралийцам удалось с воздуха детально отснять весь процесс вылавливания и подъёма ракетоплана на палубу судна "Петропавловск".
Советские участники спасательных операций вспоминали, что австралийский "Орион" так низко ходил над палубой "Петропавловска", что вихри, срывающиеся с его крыльев, чуть не сбивали людей с ног. Поэтому неудивительно, что снимки, сделанные с "Ориона", оказались настолько подробными. Ниже мы приводим два из них.

Эвакуация космического аппарата "БОР-4" ("Космос-1374") - съемка командира эскадрильи (Wing Comander) самолетов-разведчиков Р-3С "Орион" Н.Купера (N.Cooper):
 
5."Космос-1374" поднимается на палубу "Петропавловска" после успешного приводнения 4 июня 1982 года "Космос-1374"на палубе "Петропавловска".
6. Фотография сделана через два дня после первой, 6 июня 1982 года.