Автор Тема: Морской космический флот.  (Прочитано 6421 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3071
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. Морской космический флот.
« Ответ #16 : 17 Январь 2012, 02:14:16 »
<a href="http://www.youtube.com/v/kPTmXPjZw-U&amp;feature=related" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/kPTmXPjZw-U&amp;feature=related</a> Последний рейс НИС КВП, 1993-1994 часть 1
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3071
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. Морской космический флот.
« Ответ #15 : 17 Январь 2012, 01:44:39 »
<a href="http://www.youtube.com/v/aBQclNKu-LQ&amp;feature=related" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/aBQclNKu-LQ&amp;feature=related</a><a href="http://www.youtube.com/v/mU6Z2R0GTFE" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/mU6Z2R0GTFE</a>
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3071
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
... Морской космический флот.
« Ответ #14 : 23 Октябрь 2011, 11:33:58 »
У меня терпения не хватило дочитать до конца, довольно часто слышишь "я знаю про это" спрашиваю: откуда? А в ответ тишина.
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 18079
  • "Неделин" 1982-92
... Морской космический флот.
« Ответ #13 : 23 Октябрь 2011, 10:12:19 »
Да, знаю - очень интересный сайт, но про нас - типичная компиляция из различных провереных и непроверенных источников, в которых искажают фамилии наших ветеранов (Лиманов вместо Лимановский, Карпушин вместо Карпухина и т.д.), названия кораблей, как всегда смешивают нас с МКФ.

Я уже писал им, но ответа не дождался.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3071
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
... Морской космический флот- былая мощь
« Ответ #12 : 23 Октябрь 2011, 00:34:45 »
Кто-нибудь знает про этот сайт?
http://www.kortic.borda.ru/?1-3-0-00000057-000-10001-0
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1395
.. Морской космический флот.
« Ответ #11 : 24 Май 2011, 07:39:40 »
Бумажная модель "Космонавт Юрий Гагарин"
http://only-paper.ru/news/2009-08-19-3810

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1207
  • Рождённый в СССР.
.. Морской космический флот.
« Ответ #10 : 09 Май 2011, 19:59:44 »
Суда проекта "Селена-2"
<a href="http://www.youtube.com/v/jf1FxebbWPc&amp;feature=player_embedded#at=73" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/jf1FxebbWPc&amp;feature=player_embedded#at=73</a>
 ..307
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. Морской космический флот.
« Ответ #9 : 14 Август 2009, 11:57:08 »
 Анатолий, ты приглашал наших коллег на юбилей.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 18079
  • "Неделин" 1982-92
.. Морской космический флот.
« Ответ #8 : 13 Август 2009, 18:38:30 »
Товарищи!
Рад сообщить вам, что отныне существует региональная общественная организация "Клуб ветеранов Морского Космического Клуба".
Я поздравляю наших коллег с отдела морских экспедиционных работ! Желаю новой организации лёгкого пути, добрых дел и 7 футов под килем!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. Морской космический флот.
« Ответ #7 : 22 Март 2009, 17:37:47 »
                      Отчет
                    "О заседании Совета Клуба ветеранов морского космического флота".

10 марта 2009 г.

 В соответствии с планом работы клуба 25.12.2008 г. и 7.01.09 г. состоялось два заседания Совета клуба ветеранов МКФ с повесткой:
«Итоги работы Клуба и Музея за 2008 год и отчет секретаря Совета Кузнецова И.В. по персональному учету участников всех наших мероприятий за прошедшие 11 лет».
    На заседания были приглашены члены Клуба Дымов О.М., Ельяшевич В.Я. и Балабай И.А.
     Кроме того, были рассмотрены все документы, регламентирующие нашу деятельность. Заслушана информация Дымова О.М. о возможности получения юридического статуса нашему музею, а также заслушали директора музея Жидкина В.Ф. о результатах инвентаризации музейных экспонатов и отчет работы музея за 2008 год.
     В результате обсуждения поставленных вопросов все члены совета, в т.ч. приглашенные Дымов О.М., Ельяшевич В.Я. и Балабай И.А. единодушно пришли к следующим выводам и результатам:
     1. За время существования Клуба все мероприятия, проводимые согласно  раннее утверждённым планам Совета,  посетило около 380 человек.
      Учёт всех участников наших мероприятий имеется и ведётся по карточкам,  форма, которых была разработана ранее на первом нашем заседании (отв. Кузнецов И.В.). Работа Кузнецова И.В. оценена положительно и одобрена.
      2. Принято решение в соответствии с п.3.1. «Положения о клубе ветеранов МКФ» членами Клуба с правом решающего голоса, считать всех сотрудников, посетивших наши мероприятия не менее 12 раз (за эти 11 лет их было 24) и внесших добровольные денежные пожертвования в сумме не менее 500 рублей (п.5.2 Положения…). Таким образом, на сегодняшний день таких членов Клуба оказалось 78 человек.
      3. Информация Дымова О.М. о проделанной им работе всеми участниками Совета с удовлетворением принята и одобрена.
     Все документы, регламентирующие нашу деятельность, признаны состоятельными и имеющими юридическую силу.
      4. Предложения об увеличении численности Совета и включении в него дополнительно представителей от всех экспедиций отклонено. Ротацию проведем по мере поступления заявлений от выбывающих, установленным порядком.
     Клуб и музей работают. Очередная встреча членов Клуба будет посвящена 75-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина.
     «За активную работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ, допризывной молодежи, учащихся кадетских корпусов и пропаганду достижений кораблей космического флота при выполнении национальной космической программы в условиях дальних заграничных походов», президент Федерации космонавтики России наградил наш Клуб Грамотой.



Председатель Клуба ветеранов МКФ
В.Г.Безбородов


10 марта 2009 года

   http://ski-omer.ru/news/?c=26

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 18079
  • "Неделин" 1982-92
.. Морской космический флот.
« Ответ #6 : 10 Декабрь 2008, 09:24:49 »
Видимо Сергея Фёдоровича нужно будет поправить, именно "Чукотка" приняла первый сигнал "Востока".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. Морской космический флот.
« Ответ #5 : 10 Декабрь 2008, 07:07:39 »
    Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« : 19 Августа 2008, 21:45:13 »

   " Накануне полета первого человека в космос в океан вышли «Сибирь», «Сахалин» и «Сучан», «выстроились» в одну линию. Расстояние между ними было довольно значительным - около 1000 миль, а может быть, и более. «Чукотка» осталась в Авачинской бухте. Наступило 12 апреля. Над нами космический корабль «Восток-1». В работе телеметрия, радиолокация, службы связи: прием сигналов с борта ракеты, фиксируется траектория полета, устанавливается телефонно-телеграфная связь с бортом космического корабля. Поставлена кассета, следуют вопросы космонавту. Слышны его ответы, которые записываются на кассету. Это повторяется при прохождении «Востока» над каждым кораблем экспедиции. Из сообщения ТАСС узнаем, что в космосе гражданин СССР летчик-испытатель майор Юрий Гагарин."

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 18079
  • "Неделин" 1982-92
.. Морской космический флот.
« Ответ #4 : 09 Декабрь 2008, 21:10:13 »
Цитировать
К работе по телеметрическому контролю за полетом космического корабля «Восток» над Тихим океаном были привлечены три корабля ТОГЭ-4.

Здесь ошибка, участвовали все четыре корабля, в том числе и "Чукотка".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. Морской космический флот.
« Ответ #3 : 09 Декабрь 2008, 18:28:30 »
                                                            НИС "Космонавт Владимир Комаров"

     - первое по времени постройки научно-исследовательское судно космического флота, которое принадлежало к универсальному типу, то есть было способно выполнять в океане все функции стационарных измерительных пунктов. По своей компоновке, составу космических и служебных систем, по решаемым задачам оно существенно отличалось от научно-исследовательских судов, находившихся к тому времени в эксплуатации. В 1989 году научно-исследовательское судно "Космонавт Владимир Комаров" было выведено из состава НИС космического флота. Судно имеет две платформы, четыре палубы, носовую и кормовую надстройки. Его главные размерения: наибольшая длина 155,7 м, наибольшая ширина 23,3 м, высота борта у миделя 14,8 м. Водоизмещение с полными запасами 17 850 т, осадка 8,8 м.
     Главная энергетическая установка - дизель мощностью 9000 л. с. Скорость полного хода 15,8 узла, дальность плавания 18 000 миль. Судовые запасы: топливо - 5500 т, смазочные масла - 86 т, питьевая и мытьевая вода - 320 т. Экипаж научно-исследовательского судна 1 2 0 человек, и около 1 2 0 человек составляет научная экспедиция.
     Энергоснабжение общесудовых потребителей осуществляется от электростанции мощностью 900 кВт. Экспедиционное оборудование получает ток от отдельной электростанции мощностью 2400 кВт. Системы кондиционирования воздуха и вентиляции поддерживают в лабораториях, жилых и общественных помещениях постоянную температуру около 20 "С при изменении температуры наружного воздуха в диапазоне от - 30 до + 30 °С.
    Корабельный измерительный пункт на НИС "Космонавт Владимир Комаров" эксплуатировался почти 22 года - до мая 1989 года. За это время совершено 27 экспедиционных рейсов продолжительностью от одного до одиннадцати месяцев, пройдено в океанах более 700 тысяч миль, на это ушло 13 с лишним лет "чистого" плавания. "Космонавт Владимир Комаров" участвовал в контроле и управлении полетом космических объектов практически всех типов - от орбитальных станций "Салют" и "Мир", космических корабдей "Союз" и "Прогресс" до межпланетных станций "Венера" и "Вега". Работа разгонных двигателей ракет-носителей при запуске станций "Вега-1" и "Вега-2" он контролировал из точки в Атлантическом океане с коор-динатами 9° с. ш., 17° з. д. В контроле участвовали еще два НИС: "Кегостров" (30° ю. ш., 38° з. д.) и "Моржовец" (40° ю. ш., 53° з. д.).
     "Космонавт Владимир Комаров" возвратился в Одессу из последнего экспедиционного рейса 22 мая 1989 года. Судно перебазировали в бассейн Балтийского моря, и после переоборудования оно будет использоваться для научных исследований, но уже по другому профилю.

  http://www.ski-omer.ru/?superpage=3&page=11

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. Морской космический флот.
« Ответ #2 : 09 Декабрь 2008, 17:56:43 »
                                                                         


                                                                                       "Долинск"

     Необходимость создания измерительных пунктов вне территории страны возникла в 1959 году в связи с запуском первой межпланетной станции. По расчетам наиболее выгодным местом для них оказалась зона Гвинейского залива в Атлантическом океане. Тогда в одном из научно-исследовательских институтов образовали группу сотрудников, которой поручили разработать план создания таких пунктов. В результате исследований с участием моряков, баллистиков, специалистов по траекторным и телеметрическим измерениям, связистов, дипломатов после рассмотрения многих вариантов было обосновано создание плавучих измерительных пунктов на океанских судах.
     Прошедшие годы полностью подтвердили правильность и преду-смотрительность принятого решения. Оно оправдалось и с научной, и с экономической точек зрения. Корабельные измерительные пункты оказались наилучшим средством для выполнения космических измерений в тех районах Земли, в которых измерения не должны вестись постоянно. Подвижность научно-исследовательских судов, то есть способность работать именно там, где это нужно для очередного космического запуска, относится к наиболее важным и незаменимым свойствам НИС. Воплощением такого решения в будущем стало строительство экспедиционного космического флота. Судостроители и конструкторы судовых радиотехнических систем подчас должны были идти неизведанными инженерными путями.
     Тогда же, в 1959 году, на проектирование и строительство специальных научно-исследовательских судов времени не оставалось, было решено переоборудовать под плавучие измерительные пункты грузовые суда торгового флота. Для этого Черноморское пароходство выделило теплоходы "Краснодар" и "Ильичевск", построенные еще до Великой Отечественной войны. Балтийское пароходство предоставило недавно построенный теплоход "Долинск". Эти три судна сняли с морских перевозок и дали в распоряжение научно-исследовательского института. Суда переоборудовали у причалов морских торговых портов Ленинграда и Одессы. На судах установили радиотелеметрическую аппаратуру. Были взяты автомобильные телеметрические станции, кузовы вместе с размещенной в них аппаратурой снимали с шасси автомобилей, опускали в грузовой трюм и крепили там по-походному. В отдельных помещениях оборудовались фотолаборатории. В трюме разместили также бензоэлектрические агрегаты питания. На верхнем мостике каждого судна устанавливались кронштейны для крепления телеметрических антенн. Радиосвязь с наземными службами управления космическим полетом осуществлялась с помощью судовых радиостанций.
     Для обслуживания радиотехнической и другой экспедиционной аппаратуры и проведения запланированных работ для каждого из трех судов сформировали экспедицию в составе 8-10 человек из персонала наземных измерительных пунктов и сотрудников института. В первый рейс теплоходы "Краснодар" и "Ильичевск" вышли из Одессы 1 августа 1960 года. "Долинск" ушел из Ленинграда позже, 30 августа, так как его скорость в полтора раза превышала скорости двух других судов. 19 сентября суда прибыли в точки, назначенные для проведения сеансов связи, и приступили к тренировкам.
     На первых порах возникли большие трудности в поддержании радиосвязи со службами управления космическим полетом. В отдельные периоды связь полностью нарушалась из-за плохих условий прохождения радиоволн. Для ретрансляции сигналов пришлось использовать промежуточные радиоцентры, например радиостанцию поселка Мирный в Антарктиде. Телеметрическая аппаратура, сконструированная для работы на наземных измерительных пунктах, которую установили на судах, при высокой температуре и влажности, характерных для тропической зоны океана, часто выходила из строя. Без оборудования, рассчитанного на условия тропиков, трудно было проявлять большое количество фотопленок. Но в процессе тренировок приобретались необходимый опыт и навыки быстрой выдачи экспресс-информации, выявлялись рекомендации для последующего более основательного переоборудования судов.
     Первый экспедиционный рейс продолжался до ноября. В процессе тренировок была отработана технология подготовки и проведения телеметрических измерений в океане, но сеансы связи с реальными объектами не проводились. Суда возвратились на Черное море: "Долинск" - в Новороссийск, "Краснодар" и "Ильчевск" - в Одессу. Второй экспедиционный рейс начался в январе 1961 года. Предстоял запуск первой в мире автоматической межпланетной станции к Венере. Теплоход "Долинск" вышел в исходную точку недалеко от острова Фернандо-По в Гвинейском заливе, "Краснодар" и "Ильичевск" расположились на трассе полета космической станции "Венера-1" в районе экватора. Работа в океане состоялась 12 февраля. Плавучие измерительные пункты приняли телеметрическую информацию с межпланетной стан-ции. Возможность успешной работы корабельных измерительных пунктов была подтверждена на практике.
     После успешного проведения сеансов связи с межпланетной станцией суда зашли в африканские порты для пополнения запасов провизии и пресной воды и для отдыха участников экспедиций. В это время завершалась подготовка к запуску первого пилотируемого космического корабля "Восток". В Центре управления полетом было принято решение использовать плавучие измерительные пункты для телеметрического контроля за работой бортовой аппаратуры космического корабля. Особенно важно было получить оперативную телеметрическую информацию о времени включения и выклю-чения тормозной двигательной установки и о работе бортовых систем на участке торможения. Экспедиции на теплоходах "Краснодар", "Ильичевск" и "До-линск" провели работу с беспилотными космическими кораблями, запуск которых предшествовал историческому полету Юрия Гагарина. Во время этих запусков детально проверялись все звенья, участвующие в выведении космических кораблей на орбиту, в управлении их полетом и посадке на Землю. В том числе проверялась работа корабельных измерительных пунктов.
     Корабельные измерительные пункты, расположенные в Атлантическом океане на трассе космического полета 12 апреля 1961 года, успешно приняли телеметрическую информацию о работе бортовых систем космического корабля "Восток" и научную информацию о жизнедея-тельности космонавта. Информация была передана в Центр управления полетом в установленные сроки. С этого памятного дня уже ни один запуск межпланетных станций и пилотируемых космических кораблей не проводился без участия плавучих измерительных пунктов. После работы по контролю за полетом космического корабля "Восток" теплоходы возвратились в свои порты. Из трех судов наиболее долго плавал в качестве корабельного измерительного пункта "Долинск". Его экспедиционное оборудование между научными рейсами неоднократно подвергалось модернизации и было для того периода развития космической техники вполне современным.
     Главные размерения научно-исследовательского судна "Долинск": наибольшая длина 139,4 м, наибольшая ширина 17,7 м. Водоизмещение с полными запасами 8800 т, осадка 7,0 м. Главная энергетическая уста-новка - дизель мощностью 6300 л. с., скорость полного хода 15 узлов, дальность плавания 16 000 миль. Экипаж судна 42 человека, экспедиция 16 человек. Научно-техническое оснащение судна составляли станции для приема, регистрации и анализа телеметрической и научной информации, аппаратура единого времени, средства дальней радиосвязи для обмена информацией с Центром управления полетом.
     После первого пилотируемого полета Ю. А. Гагарина темпы работ по исследованию космического пространства нарастали. Готовился старт космического корабля "Восток-2", старты автоматических станций для облета и фотографирования Луны и др. Плавучие измерительные пункты должны были обеспечить контроль за всеми этими полетами. У них часто даже не оставалось времени для захода в порты, чтобы пополнить судовые запасы. Поэтому в июне 1962 года было принято решение о выделении в распоряжение научно-исследовательского института еще одного судна - танкера "Аксай". Его основной задачей было снабжение топливом и пресной водой находящихся в океане плавучих измерительных пунктов.
     Эти суда - "Долинск", "Краснодар", "Ильичевск", "Аксай" -несли почти непрерывную вахту в океане до 1965 года, обеспечивая запуски пилотируемых и автоматических космических объектов. В 1965-1966 годах "Краснодар" и "Ильичевск" были заменены новыми судами - "Бежица" и "Ристна". В это же время (в 1967 году) все суда космической службы были переданы в ведение Отдела морских экспе-диционных работ Академии наук СССР, которым с 1951 по 1986 год руководил И. Д. Папанин.

   http://www.ski-omer.ru/?superpage=3&page=9

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
Морской космический флот.
« Ответ #1 : 09 Декабрь 2008, 17:37:50 »
                                                           
                                            ОТДЕЛ МОРСКИХ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ РАБОТ АКАДЕМИИ НАУК СССР
                                                              МОРСКОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ФЛОТ


                                                                Морской космический флот

      Mорской космический флот - большой отряд советских экспедиционных судов и военных кораблей, принимавший непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, обеспечении летно-конструкторских испытаний космических; аппаратов, управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, запускаемых с советских полигонов. Суда Морского космического флота; участвовали; в ряде работ по международным космическим программам.

     Идея создания морских измерительных пунктов была высказана академиком С.П. Королевым после успешного запуска первого искусственного спутника Земли, когда его ОКБ-1 приступило к практическому воплощению в жизнь программы полетов человека в Космос.
     В 1959 году появилась необходимость осуществления контроля точности падения головных частей советских баллистических ракет при их испытательных запусках в центральную часть Тихого океана. С этой целью был создан первый плавучий измерительный комплекс в составе кораблей ВМФ СССР: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан», «Чукотка». В качестве легенды этому соединению дали название «Тихоокеанская гидрографическая экспедиция-4» (ТОГЭ-4).

     Полным ходом шла работа по созданию первых автоматических межпланетных станций типа «Марс» и «Венера», пилотируемого космического корабля «Восток». Баллистики определили, что для осуществления контроля второго старта советских межпланетных космических станций с промежуточной орбиты, контроля включения тормозных двигателей космических кораблей для спуска с орбиты на территорию СССР, единственным районом измерений может быть экваториальная зона Атлантики. Как показали расчеты, при орбитальных полетах вокруг Земли из 16-ти суточных витков 6 проходят над Атлантическим океаном и «невидимы» с наземных измерительных пунктов на территории СССР. Реально назрел вопрос о создании специализированных судов, способных контролировать полеты пилотируемых кораблей и осуществлять необходимую радиосвязь с их экипажами из акватории Атлантики.

     В срочном порядке была установлена телеметрическая радиоаппаратура на трех торговых судах Министерства морского флота СССР: «Ворошилов», «Краснодар» и «Долинск». Экспедиции этих судов, укомплектованные инженерами и техниками подмосковного научно-исследовательского института, в августе 1960 года вышли в свои первые рейсы. После работ по запускам первых автоматических межпланетных станций и контролю полетов беспилотных космических кораблей, эти суда обеспечили прием телеметрической информации при посадке космического корабля «Восток» с первым космонавтом Планеты Ю.А. Гагариным. К работе по телеметрическому контролю за полетом космического корабля «Восток» над Тихим океаном были привлечены три корабля ТОГЭ-4.

      При последующих запусках автоматических межпланетных станций и космических кораблей суда Атлантического комплекса и корабли в Тихом океане привлекались к работам по аналогичной схеме.

     В 1963 году юридически было зафиксировано создание «Морского космического флота» в едином с наземным командно-измерительным комплексом СССР контуре управления космическими полетами.

     В связи с расширением программы исследований и освоения космического пространства и, в частности, под первую лунную программу СССР, потребовалось пять хорошо оснащенных специализированных судов. В 1967 году, в Ленинграде, в рекордно короткие сроки были построены суда: командно-измерительный комплекс «Космонавт; Владимир Комаров» четыре телеметрических судна-измерителя: «Боровичи», »Невель», »Кегостров», »Моржовец». Новые суда по своему внешнему виду резко отличались от торговых судов и военных кораблей. Было принято решение о включении их в состав научных, с правом носить вымпел научно-экспедиционного флота Академии Наук СССР. Экипажи этих судов состояли из гражданских моряков Минморфлота СССР, а экспедиции формировались из числа научных сотрудников НИИ, гражданских инженеров и техников.
     В 1969 году для руководства и управления «Морским космическим флотом» в Москве создана «Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР» (СКИ ОМЭР АН СССР).
     Под вторую советскую программу исследований планеты Луна, в 1970-1971 годах, в строй космического флота вошли уникальные суда: «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин». Они воплотили в себе новейшие достижения отечественной науки и техники и были способны самостоятельно выполнять все задачи, связанные с обеспечением полетов различных космических аппаратов, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций.

      С 1977 по 1979 годы в состав «Морского космического флота» вошло еще четыре телеметрических судна, на бортах которых были начертаны имена героев-космонавтов: «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Виктор Пацаев». Три крупных судна «Службы» были приписаны Черноморскому морскому пароходству СССР в Одессе, телеметрические суда √ Балтийскому морскому пароходству СССР в Ленинграде.

     В 1979 году «Морской космический флот» состоял из 11-ти специализированных судов и вплоть до развала СССР участвовал в обеспечении полетов космических аппаратов различного назначения.
     К 2004 году от «Морского космического флота» сохранилось только два судна в г.Калининграде: «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев» (последний открыт в качестве музея на плаву у причала Музея мирового океана). Владелец этих судов, периодически привлекаемых к работам по МКС - «Росавиакосмос». Остальные девять судов «Морского космического флота» досрочно списаны и утилизированы (в т.ч. приватизированные Украиной НИС «АСК» и НИС «КЮГ» проданы по цене металлолома В Индию в 1996 г.).
     Тихоокеанский плавучий измерительный комплекс совершенствовался по мере развития советской ракетно-космической техники. Вслед за ТОГЭ-4 в 1963г. появилась ТОГЭ-5 (ЭОС «Чажма», ЭОС «Чумикан» ). В 1984г.,1990г. флот пополнился корабельными измерительными комплексами «Маршал Неделин», «Маршал Крылов».

     

     В составе Тихоокеанского флота под флагом ВМФ СССР несли службу восемь кораблей, шесть из них списаны и утилизированы, один продан на переоборудование. В составе Тихоокеанского флота России несет службу КИК «Маршал Крылов».

     Председатель Клуба ветеранов Морского космического флота.

     Почетный академик Российской академии космонавтики
     Лауреат Государственной премии СССР

     В.Безбородов

      Информация по состоянию на 1 января 2003 года.

           http://www.ski-omer.ru/?superpage=3&page=0