Автор Тема: Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"  (Прочитано 1014 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16723
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #19 : 26 Февраля 2016, 12:41:18 »
Все верно, Алексеич. Мне кажется мы об одном и том же.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1678
  • первый экипаж
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #18 : 26 Февраля 2016, 04:30:35 »
Анатолий Михайлович, с последним доводом не согласен абсолютно. Это корабль, как "железо" может ждать разделки (пример барзк "Урал"), а войсковая часть прекращает свое существование (расформировывается) с приказом о выводе корабля из состава флота. Производится церемония спуска Флага, сдается печать и собирается архив. Все это мы в полной мере прошли с остатками нашего соединения.
Название корабля и номер войсковой части вводятся с момента утверждения штата экипажа Главным Оргмобуправлением Министерства обороны (ГОМУ). Пирняк Ю.М. назначался командиром кик "Маршал Крылов". Добавлю, что в этом статусе он командовал кораблем во время швартовных, ходовых и государственных испытаний до приема корабля в состав ВМФ. Аналогично как и командир "Урала" Кешков семь лет до принятия корабля в строй.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16723
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #17 : 25 Февраля 2016, 13:03:43 »
Да и вот это не понял:
"Ну ты же должен знать, Сергей: как кто-то мог быть назначен командиром крейсера, который не принят в состав флота?"
А кем был Ю. М. Пирняк, когда в 1988 экипаж МК прибыл в Ленинград?

Ю.М.Пирняк был командиром войсковой части 40754. Тут всё просто. После передачи корабля флоту командир подписывает отдельный акт приёмки со всем личным составом и матимуществом.
И обратный порядок: корабль передан на иголки, но войсковая часть будет существовать отдельно.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16723
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #16 : 25 Февраля 2016, 12:57:25 »
Цитировать
Сравните с версией от Михалыча,кстати  напечатанной в "Балтийской Газете" еще аж в 2003 году ;D

Читаю форум. Очень интересно. Понял, что ты имел в виду.
Вот какая мысль возникла. Во всех рассказах про крейсер много фантастики и вымысла. Например, Семён Терёшкин служил в некоем особом отделе Балтфлота. А потом нёс некую вахту в "машинном отсеке". Если он был свидетелем, то никакого отношения к флоту он не имел. Что-то может быть охранял.
Кто такой "Сан Саныч Рубцов"? Сомневаюсь, что его показания годятся, как свидетельские, много нестыковок: "немцы не успели взорвать" - это не мог сказать "старший офицер" крейсера, потому как крейсер был со пудово взорван.
Или он был тоже из "особого отдела Балтфлота"? Перед войной Наркомом РККФ был назначен не моряк, а деятель ОГПУ Фриновский. Да и вообще до Н.Г.Кузнецова моряки РККФ не руководили.
Капитан-наставник - должность непростая, туда просто хороших офицеров не брали.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #15 : 25 Февраля 2016, 12:50:08 »
Да и вот это не понял:
"Ну ты же должен знать, Сергей: как кто-то мог быть назначен командиром крейсера, который не принят в состав флота?"
А кем был Ю. М. Пирняк, когда в 1988 экипаж МК прибыл в Ленинград?

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #14 : 25 Февраля 2016, 12:40:36 »
На все "почему" естественно у меня нет ответа. А могли в наградном по ошибке в тексте представления написать "командир корабля Свиридов". Ведь в "шапке"  он указывается как командир БЧ5?
На 20 декабря (пожар) командир уже видимо Павловский (об этом упоминает журналист Пичугин, немецкий оркестр и гуляния по поводу ДР Сталина отдельная песня). И 20 февраля 1946г (последний скан) акт о награждении медалями он тоже подписывает как командир корабля. 
По любому в 1945 крейсер не мог физически перевозить "трофеи", даже своим ходом двигаться не мог. А что насчет  версии Сан Саныча, что "тыловики" (военный комендант) отдают приказ на погрузку шмоток на корабль командиру корабля, пусть и непонятно как назначенному?
Ну и оффтоп. Появились фотки МК с новыми "шариками".

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16723
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #13 : 25 Февраля 2016, 12:21:36 »
Ну вот, уже по делу. Надо будет почитать, потому как вопросы только накапливаются.
Почему на наградном нет решения Военного Совета?
Почему на подписи КомФлота Виноградова нет печати?
Почему печать полевой почты, то есть ещё военного времени и оперативного подчинения?
Почему Свиридов командует кораблём, не принятым в состав флота?

Добавлю к рассказу "Сан Саныча": что такое "был назначен старшим офицером крейсера". В РККФ не было такой должности по штату. Это царское расписание. Старшим по какой части?

Вообще-то, если говорить про версии, то могу выдвинуть мою первую версию. После подписания акта о капитуляции Германии крейсер был, естесственно, передан какой-то промежуточной структуре СССР (допустим, некоему "Управлению реализации имущества фашистской Германии" при наркомфине СССР). Подъёмом крейсера руководил ЭПРОН и для оперативной организации подъёма ЭПРОНом был назначен "командир крейсера" Свиридов. Пишу в кавычках, потому что это мои глупые версии. ЭПРОН - структура общесоюзная, а на Балтике в то время было два флота и соответственно на крейсер был назначен совершенно законно именем командующим Западным Балтийским флотом командир войсковой части крейсера, который по рассказу "Сан Саныча" в то время мог находится в госпитале, так как крейсер не был принят флотом. Я просто хочу заострить внимание, что командир войсковой части может быть назначен до приёмки крейсера. Плюс зазор в движении рапортов - месяц-полтора.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #12 : 25 Февраля 2016, 11:49:30 »
Ну дык я и пишу, что Пичугин фантазирует и насчет дерева и прочего.  Это не моя версия. Он кстати еще пишет, что Свиридова и Павловского расстреляли после пожара. Хотя до 20 февраля 1946 года как минимум оба занимали свои должности и были награждены медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Да, и чтобы по честному, вся инфа взята с калининградского форума. http://forum-kenig.ru
Вот Наградные если недостаточно того что процитировал.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16723
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #11 : 25 Февраля 2016, 11:29:59 »
Вот такая история.
Сравните с версией от Михалыча, кстати  напечатанной в "Балтийской Газете" еще аж в 2003 году ;D

Неплохое расследование, Викторыч, но скорее всего бесполезное.
"версией от Михалыча, кстати  напечатанной..." - это я совершенно не понял. Клянусь мамой - ничего и нигде относительно крейсера не печатал. У меня нет и не было никаких версий.

А вот про твою версию.
Ну ты же должен знать, Сергей: как кто-то мог быть назначен командиром крейсера, который не принят в состав флота? Так не бывает, даже если принять версию одного нашего товарища, что в те времена был другой менталитет и всё решала дружба. В твоей версии столько дыр, что читать трудно: "Вдруг около полуночи раздался сигнал боевой тревоги. Соскочил с третьего яруса нехотя. Выскочил на палубу. Тут раздался первый взрыв" - ну расскажи это журналисту, который или не служил вовсе, или служил в армии: по боевой тревоге бегут в боевой пост, а не на палубу. Удержать крейсер водоизмещением больше 20 тысяч тонн (как твой родной "Маршал Крылов") зацепившись за дерево! Анекдот! А что такое "якорная лебёдка"? Кто-нибудь может мне сказать?

Надо найти наградной лист на Свиридова. Человек героический, но вот что характерно: 20 декабря взрыв крейсера. Далее - расследование, Новый год, доклады командующим, наказание виновных, но уже 7 февраля подписан наградной лист на Свиридова. Других дел не было, как награду пробивать?
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #10 : 25 Февраля 2016, 10:48:37 »
Значит так. ;D
Крейсер «Зейдлиц» был подорван немцами 29 января 1945г. и затонул в гавани.
После восстановления герметичности корпуса велась консервация механизмов.

Из приказа №178 Командуещего КБФ от 22. 12. 45г :

"С 24апреля 1945 г. по настоящее время принимал участие в крупных судоподъёмных работах по подъёму крейсера «Зейдлиц» и 150 тонного плавкрана. Несмотря на трудные условия работы , т. Кравец лично сумел заделать десяток различных пробоин в машинном отделении крейсера «Зейдлиц» .
 С 24апреля 1945 г. по настоящее время т. Попов, будучи командиром водолазной группы...по подъёму крейсера «Зейдлиц», выполнил большую и ответственную работу, особенно по обследованию крейсера и устранению повреждений внутри корабля.». «В период с 24 апреля по июнь 1945 г. принимал участие в подъёме крейсера «Зейдлиц», а с июня месяца по настоящее время принимал участие в подъёме 10 тысячного плавдока и обследование линкора «Гнейзенау»»

Таким образом 75 аварийно-спасательный отряд КБФ, который ранее поднимал однотипный крейсер «Петропавловск», поднял крейсер «Зейдлиц» в июне 1945.
В период подъема обязанности командира крейсера исполнял командир БЧ-5 инженер-капитан 3-го ранга Свиридов Артем Федорович. Позднее его сменил капитан 2-го ранга Павловский Александр Константинович.

 Из наградного листа от 7 февраля 1946г.:
«Будучи командиром крейсера «Зейдлиц», тов. Свиридов быстро организовал личный состав для подъема крейсера из воды, показывая образец в работе личным примером и мужеством, работая в затопленных помещениях, вводя в строй электрооборудование и водоотливные насосы.
Личный состав кр. «Зейдлиц», руководимый тов. Свиридовым за подъем и восстановление механизмов был представлен к правительственным наградам. Во время пожара на корабле, находясь в самых ответственных местах имея ожоги и контузии четко руководил личным составом, спасая корабль от гибели.
При угрозе взрыва нефтяных цистерн тов. Свиридов лично принял меры к затоплению центральной части корабля…..
За мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками, умелое руководство личным составом, за спасение материальной части и личного состава корабля инженер капитан III ранга Свиридов достоин к представлению правительственной награды «Орден Красного Знамени»

Упомянутый пожар произошел 20 декабря 1945.

Вот еще выдержка из статьи (тоже видимо не без фантазий):

… в Мордовии еще жив очевидец тех далеких событий. Семен Терешкин, живущий в маленькой деревне Новая Качеевка, проходил службу на тяжелом крейсере « Зейдлиц » под флагом СССР.
…. Офицеры предпочитали габаритные «подарки» – рояли, пианино. Их хранили не где-нибудь, а на тяжелом крейсере « Зейдлиц ». По рассказам ветерана можно предположить, что корабль был превращен советскими войсками в плавучие казарму и склад. По специальному широкому трапу на палубу заезжали грузовики с продовольствием и другими грузами. Рядом с « Зейдлицем » был пришвартован буксир-отопитель, с которого осуществлялась перекачка топлива.
…Ну а « Зейдлиц » сгорел у пирса прямо в день рождения И. В. Сталина, 21 декабря 1945 года, которое отмечала вся команда. Мало того – из огромного лагеря военнопленных на корабль пригласили немцев-музыкантов. Это обстоятельство позже стало одним из обвинений в адрес командира корабля капитана 1-го ранга Павловского. Семен Терешкин в эту злополучную ночь только сменился с вахты, которую нес в машинном отсеке. Он очевидец гибели « Зейдлица »: - Я только помылся и уже лег спасть. Вдруг около полуночи раздался сигнал боевой тревоги. Соскочил с третьего яруса нехотя. Выскочил на палубу. Тут раздался первый взрыв. Вовсю разгорелось пламя. Надо корабль отводить от пирса, но как? Механизмы были законсервированы. Младший техник, лейтенант Семен Рошаль кричит: «Что тезка будем делать?». Говорю – вон дерево огромное на берегу. Зацепиться за него тросом и тянуть якорной лебедкой. «А дерево выдержит?». Отвечаю, что вроде должно выдержать, - рассказывает бывший моряк. Пожар тем временем набирал силу. Чтобы не дать ему распространиться, из кают стали выбрасывать вещи. В море бросали дорогие немецкие рояли и пианино. И тут второй, наиболее оглушительный взрыв. Терешкин потерял сознание. Очнулся через 17 часов. Пожар уже был погашен. А над Семеном склонился корабельный врач Шохман: «Ну парень, тебе, наверное, не суждено умереть. Жить будешь!». С проникающим черепно-мозговым ранением наш земляк начал долгий путь по госпиталям. Лишь в 1947 году пошел на поправку.
В.  Пичугин.

Во время пожара достоверно погибли 3 человека: старшина 1-й статьи Верин Н.Ф., матросы Иванов Е.П. и Романов В.С. В настоящее время они похоронены в братской могиле на перекрестке проспекта Мира и улицы Энгельса в Калининграде.
До августа 1947г. командиром (видимо последним) был капитан 1 ранга Виноградов Василий Дмитриевич.

Вот такая история.
Сравните с версией от Михалыча,кстати  напечатанной в "Балтийской Газете" еще аж в 2003 году ;D



Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16723
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #9 : 24 Февраля 2016, 22:23:43 »
Как говорят критики: в творчестве главное - разбудить мысль. Для этого куча приёмов, включая провокацию.
У нас есть один товарищ, который периодически мне звонит, что в рассказах из кают-компании всё переврано.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2550
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #8 : 24 Февраля 2016, 21:57:13 »
Даже не ожидал что может возникнуть такой разговор в теме творчество. В Воспоминаниях о своей службе написал, что ждал возвращения "Сахалина" из похода, на  который был расписан. Попал на него когда он пришёл из похода. А на самом деле всё было не так. На "Сахалин" нас всех кто должен был на нём служить  переправляли на катере в океане, с нами были и те кто вернулся из отпуска, когда "Сахалин" был в походе. "Сибирь", на которой мы все тусовались, срочно уходила на БР, командиры решили провести такую операцию по переправке нас прямо в пути.
Пусть меня критики моего творчества осудят, я просто забыл этот факт, мне мои годки напомнили о нём и что, всё равно переделывать не буду, мне нравиться как я написал, правильно Михалыч, были мысли, были эмоции, было состояние и я не хочу это предавать, Вот если рожу что-то другое напишу ещё раз, но так как всё было на самом деле.
И ещё ты Михалыч прав, про Деда мороза, но  Бабы-Яги с Кощеем бессмертным тоже нет, но вот жить без них, ну никак не получается. ..114

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16723
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #7 : 24 Февраля 2016, 18:39:36 »
"Кто ничего не сочиняет, тот никогда и ни в чём не ошибается".
Это я сам придумал.
Серёга, раздел называется "Творчество". Капитан Татарин - наш старинный друг. Если ты напишешь, то опубликую с полнейшим удовольствием. Публиковал даже своих недругов. Я не знаю сверхзадачу автора в его творчестве, тем более, что он дал рассказу форму рассказ в рассказе. А ты знаешь, что Андрей Болконский не существовал никогла? Но самое печальное, что не было никакой "Звезды пленительного счастья" - были брошенные девушки изменников престола, которым житья не было среди своего сословия. И Павел Корчагин - выдумка.

Но самое страшное: Деда Мороза не существует! Извини за шутки.

Если бы дело касалось исторических фактов, то я бы это разместил в Виртуальном музее и сам бы поддержал дискуссию. Но может быть имеет смысл где-то и поговорить о судьбе немецкого флота после войны. История-то загадочная до сих пор.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #6 : 24 Февраля 2016, 18:16:25 »
Цитирую:
 "У причала судостроительного завода в Кёнигсберге нам достался в качестве трофея совершенно новый, только что построенный крейсер "Зейдлиц", названный в честь какого-то немецкого адмирала. Его фашисты не успели увести и не смогли взорвать."
Новый, а не взорванный и поднятый со дна! История от деда Щукаря "а вот был еще сЛучай". Главное что история от капитана МК, что имеет особую сакральность.
А если историчность не важна, тогда действительно какая разница. Зейдлиц или лодка Фон Цвишена из Секретного фарватера.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16723
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #5 : 24 Февраля 2016, 17:54:55 »
При чём тут фронтовики? Вот же у автора: " Война закончилась и на завоёванные немецкие города, как мухи на мёд, набросились штабные офицеры, интенданты, всякого рода проходимцы, которые во время жестоких боёв отсиживались в тылу, а теперь вырвались в первые ряды - и мы пахали! Мы тоже кровь проливали! Теперь имеем право! Хватали они, конечно, каждый в силу своих возможностей".

Нет в рассказе нигде года, написано: после войны. У меня дядька, не офицер, отвоевав в мае 45-го, был направлен в Горький и домой вернулся только в середине 46-го. У него тоже эти годы все были "после войны".

Я как-то и не заморачиваюсь историчностью этого повествования. Леонид Серафимович, капитан "Маршала Крылова" вспоминает рассказ своего случайного товарища. Я может и не прав, но меня в таких историях всегда больше интересует взгляд, эмоции, ощущения и отношение рассказчика. Детали всегда можно уточнить в архивах. А вот восстановить реалистичную картину по фактам сложно.

У нас вон история есть: "Спасск" буксирует "Чукотку". Факт очень сух: прогорел котёл, Спасск оказался самым близким, дотащил. Потерь среди личного состава нет. А если знать всю историю (Пастухов: "Валя, я спасу тебя!"), то совсем по другому всё видится. Правда?
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #4 : 24 Февраля 2016, 17:35:59 »
Я тоже тему немецких крейсеров не копал.
 Ну как нет противоречий?
То ли немцы взорвали крейсер в январе 1945, то ли утопили по алчности советских офицеров фронтовиков, нет разницы?
 Че не "пнуть" фронтовиков?
Коменданты там менялись раз в 3 месяца, (Смирнова через пару месяцев сменил Пронин и т.д.)но никто не имеет в дальнейшем провала в карьере в связи с "одсидкой". Хотя за этот эпизод будь он на самом деле наверное бы расстреляли.
А чем интересен это рассказ, что его тут опубликовали?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16723
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #3 : 24 Февраля 2016, 15:45:40 »
Ну я не заметил больших противоречий, хотя никогда не копал тему немецких крейсеров.
К этому отношусь как к рассказу, где мы часто путаем годы и фамилии.

Даже по википедии Зейдлиц был поднят и переведён в Ленинград в 1946 году. В том же году генерал-майор М.В. Смирнов переведён на должность старшего преподавателя. Генерал - старший преподаватель? Даже не начальник кафедры?
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #2 : 24 Февраля 2016, 07:53:29 »
Выдумка?
Недостроенный "Зейдлиц" был взорван 29 января 1945 немцами и затонул в гавани.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Seydlitz_%281939%29

 Генерал-майор М.В. Смирнов:
Первый советский военный комендант города и крепости Кёнигсберг (1945), старший преподаватель Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова (1946–1947), зам. главного редактора, редактор отдела оперативного искусства и тактики журнала "Военная мысль" (1952–1960). Награжден орденами Ленина (1946), Боевого Красного Знамени (1943, 1944), Суворова II степени (1945), Кутузова II степени (1944).

А вывозили много чего и официально:

ПРИКАЗАНИЕ
заместителя начальника тыла 3-го Белорусского фронта
помощнику коменданта города и крепости Кенигсберг
по хозяйственным вопросам
об учете и сборе сельскохозяйственного инвентаря и электрооборудования

17 апреля 1945 г.

При обследовании складов с сельхозинвентарем установлено, что комендантами гг. Арис, Зеебург, Гольдап и Шриденберг (17)не выполнены задания Трофейного Управления 3-го Белфронта по сбору сельхозинвентаря как по количеству, так и по номенклатуре.

Учитывая важность сбора особо ценного сельхозинвентаря и сельхозэлек­тро­оборудования для нужд с[ельского] х[озяйства] СССР,  ПРИКАЗЫВАЮ:

I. Усилить сбор следующего особо ценного с[ельско]х[озяйственного] инвентаря и электрооборудования:
1. Тракторов всех систем.
2. Электродвигателей всех систем и мощностей (комплектно: эл. двига­тель, пусковая, защитная и измерительная аппаратура вместе со щитом, кабель, розетки для кабельной полумуфты).
3. Двигателей внутреннего сгорания всех систем.
4. Локомобилей.
5. Сепараторов.
6. Молотилок.
7. Кормозапарников.
8. Дождевальных установок.
9. Разрозненных станков мелких сельхозмастерских.

II. К 30 апреля 1945 г. выявить мелкие гидроустановки (водяные мельницы, гидростанции, комбинированные подсобные предприятия) и мелкие тепловые электростанции (жидкотопливные, газогенераторные, локомобильные и паровые), сообщив об этом в Трофейное Управление фронта.

III. К 30 апреля 1945 г. выявить количество и мощность мелких трансформаторных подстанций (до 100 кВ), расположенных на столбах, в будках, на линиях электропередач, а также протяженность в километрах всех линий электропередач с медными и алюминиевыми проводами.

IV. К 15 мая произвести демонтаж и складирование разрозненного электрооборудования мелких мастерских, подсобных предприятий, мелких мельниц и мелких гидростанций на ближайших складах концентрации сельхозинвентаря.

Электродвигатели и сепараторы складировать и отгружать комплектно и в упакованном виде.

Особенное внимание при складировании с[ельско]х[озяйственного] инвентаря должно быть уделено вопросу оценки технического состояния и укомплектования его недостающими запчастями.

 

Заместитель начальника тыла 3-го Белорусского фронта,
полковник                                    (Грошев)
Начальник Трофейного Управления 3-го Белорусского фронта,
полковник интендантской службы                  (Бойко)

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16723
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
Л.С.Татарин. "КРЕЙСЕР "ЗЕЙДЛИЦ"
« Ответ #1 : 23 Февраля 2016, 20:25:03 »
   Патагонский шельф от устья реки Ла-Плата к югу почти до самой Антарктиды очень богат рыбой. Начиная с 1964 года, наши промысловые суда начали активно осваивать этот район. Мне там пришлось работать несколько рейсов продолжительностью по 8-9 месяцев. В разгар лета - с декабря по март месяц погода там, как правило, стоит великолепная, рыба ловится по потребности, заработки отличные. Правда, иногда бывает, что за 20-30 минут ветер меняется от полного штиля до урагана. Приближение такого сюрприза опытные капитаны и внимательные штурманы начинают замечать за 2-3 часа по линии записи на ленте барографа: атмосферное давление начинает сначала полого падать, потом резко поднимается за несколько минут вверх и снова резко падает - на барограмме вырисовывается "зуб урагана". Морские птицы, которые обычно стаями вьются за кормой траулеров в ожидании отходов от обработки рыбы, улетают в сторону берега, красные пятна антарктической креветки "криль" уходят на глубину, куда-то пропадают пингвины и кашалоты, которые обычно ныряют у самого борта. Тут уж начинается на море такое, что рыбаки предпочитают выбрать тралы. Кто стоял на швартовых у транспортов - разбегаются. Всё крепят по-штормовому. Такая свистопляска продолжается 1-2 часа. Потом ветер снова почти мгновенно утихает, Только пологие валы мёртвой зыби около суток напоминают о том, что был ураган. Опять начинают тралить, продолжается обычная промысловая работа.
   В феврале 68 года я работал в этом районе вторым штурманом на БМРТ "Белинский". Как-то в конце моей дневной вахты, когда появились первые признаки приближения такого шторма, мимо нас проходил транспортный рефрижератор "Карл Линней" из Калининграда. Для нас он доставил почту, продукты, снабжение. Но остановился он рядом с нами только на один час, чтобы мы шлюпкой забрали своё имущество, а ему надо было спешить к острову Южная Георгия - доставить снабжение какому то научно-исследовательскому судну. Капитан поручил мне сходить на шлюпке:
   - Надеюсь, за час всё получите, а здесь поднимем шлюпку вместе с грузом на борт. До шторма управимся. Только не задерживайтесь.
   Четверо матросов, моторист быстро надели спасательные жилеты, боцман и бригада добытчиков спустили шлюпку. В последний момент в неё прыгнул первый помощник капитана - комиссар. Море абсолютно спокойное. Тишина. Даже не слышно обычного крика чаек, бакланов, альбатросов. Через пять минут мы уже были у борта "Карла Линнея". По штормтрапу поднялся только комиссар - получить какие-то свои документы и попутно заменить несколько кинофильмов. С транспорта нам быстро и аккуратно погрузили наше снабжение, но комиссар задержался минут на тридцать. Когда он спускался в шлюпку, за ним спустился невысокий коренастый мужик лет под шестьдесят. По штормтрапу он не спускался, а буквально бежал - видно было старого, опытного морского волка. Заранее наш капитан не предупредил меня, что к нам придёт пассажир, но уже начал задувать свежий ветер, небо покрылось чёрными, мрачными тучами и некогда было выяснять, кто это и почему спускается к нам без разрешения капитана. Когда мы подошли к борту БМРТ, ветер трепал нашу шлюпку, как злобный полкан мелкую шавку. Чтобы не рисковать людьми при подъеме шлюпки, так как на промысле уже были случаи, когда в штормовую погоду шлюпки с грузом обрывались и люди сыпались в воду, я заставил всех подняться на борт по штормтрапу. В шлюпке остался я сам на кормовых талях и один матрос - на носовых. Подняли шлюпку без особых проблем, если не считать того, что пару раз нас прилично шмякнуло о борт, и, конечно, мокрые оба с ног до головы. Пока мы бегали в парилку согреться - хоть и лето в разгаре, но температура забортной воды не поднималась выше +120С, комиссар разобрал почту. Я получил несколько писем и посылку от жены. Ураган к этому времени утих, побушевав пару часов. За 20 минут до полуночи позвонил третий штурман Ваня Белашов:
   - Пора собираться на вахту.
   Зашёл на мостик, ознакомился с обстановкой, распоряжениями капитана, принял вахту. В рубку зашла технолог рыбфабрики Алевтина:
   - Рыбы хватит до утра. Старпом заступит на вахту, пусть поднимет тонн 15 свежей рыбы часам к шести.
   И к третьему штурману:
   - Ваня, когда мы с тобой целоваться будем?
   - Аля, называй вещи своими именами. Но для этого у тебя хватает молодых - вон какие "секачи" кругами возле тебя ходят!
   Тут уж я прервал их любезности:
   - Вроде мостик не лучшее место для решения любовных проблем. Идите отсюда.
   Со смешками и шуточками они ушли с мостика. Около часа ночи второй механик попросил "добро" на остановку главного двигателя. К этому времени волна стала заметно ниже, и мы легли в дрейф, включив два красных огня вместо топовых фонарей. Рулевого матроса я отпустил в рыбцех, помогать обрабатывать рыбу, а сам вышел на крыло мостика, наблюдать за окружающей обстановкой. Ветер совсем утих, видимость отличная. Только крупная зыбь слегка покачивает наш траулер. Почти в зените яркими алмазами сверкает созвездие Южный Крест. У борта начали нырять пингвины, недалеко над водой показался шумный выдох кашалота. Со стороны шлюпочной палубы подошёл пассажир, которого я доставил на шлюпке с "Карла Линнея". Познакомились. Оказалось, что это капитан-наставник по военно-морской подготовке, которого недавно направили в нашу базу тралового флота, капитан первого ранга Рубцов Александр Александрович. Он оказался очень интересным человеком. Сразу разрешил называть себя Сан Санычем. Участник войны на Балтике. Умело, интересно и с видимым удовольствием рассказывал о своих военных приключениях, о службе после сорок девятого года в должности военно-морского атташе при нашем посольстве в Пекине. Сдав вахту старпому в четыре утра, я пригласил Сан Саныча и второго механика Витю Поликарпова ко мне в каюту на "рюмку чая". В посылке, которую жена посылала мне к Новому Году, оказалась бутылка хорошего коньяка - пришлось отметить этот праздник с опозданием. Сан Саныч рассказал интересный эпизод из своей жизни.
   Когда наши войска после четырёх дней жестоких боёв взяли город Кёнигсберг, оказалось, что почти весь центр, жилые дома - разрушены до основания. Это постарались английские бомбардировщики в одну из ночей. Погибли в страшных мучениях несколько сот тысяч мирных жителей - женщин, детей, стариков, которые не имели никакого отношения к военным преступлениям фашистов. Это преступление западных демократов и борцов за права человека стоит в одном ряду с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки - ведь англичане ничего не делали без согласия США.
   Самое интересное, что во время бомбардировки Кёнигсберга не пострадал ни один военный объект. В то время уже было известно, что этот город после войны достанется Советскому Союзу, а западная часть Берлина отойдёт "демократам". Вот они и не стали бомбить Берлин, не тронули военные объекты Кёнигсберга - авось фашистам удастся устоять в этом аду! Кроме того, не секрет, что фактические хозяева большинства немецких заводов, особенно военных, находились в США и в Англии, имели очень сильное влияние в правительствах и военных штабах этих стран, фактически они управляли полётами бомб и снарядов. Ну, а жилые дома вместе с людьми, на всякий случай, уничтожили, чтобы хоть чем-то напакостить братьям-славянам. Да и, при случае, - вдруг удастся спихнуть вину на тирана-Сталина, - когда-то тигр обязательно умрёт! И уж тогда осёл сможет лягнуть его.
   У причала судостроительного завода в Кёнигсберге нам достался в качестве трофея совершенно новый, только что построенный крейсер "Зейдлиц", названный в честь какого-то немецкого адмирала. Его фашисты не успели увести и не смогли взорвать. Сан Саныч, тогда капитан второго ранга, был назначен старшим офицером на этот крейсер. Наше командование приняло решение перегнать его в Ленинград, установить вооружение и ввести в состав военно-морского флота СССР. Война закончилась и на завоёванные немецкие города, как мухи на мёд, набросились штабные офицеры, интенданты, всякого рода проходимцы, которые во время жестоких боёв отсиживались в тылу, а теперь вырвались в первые ряды - и мы пахали! Мы тоже кровь проливали! Теперь имеем право! Хватали они, конечно, каждый в силу своих возможностей.
    Сталин, который, как отмечают все объективные историки, был очень скромным человеком в смысле личного потребления, не терпел мародёров. Он вынужден был создать специальные заградительные отряды, которые на границе отнимали у мародёров всё, не обращая внимания на любые звёзды на погонах.
   Среди военных в то время ходила байка, как один такой "герой" в звании генерал-полковника пытался протащить несколько вагонов награбленного в Кёнигсберге добра. Когда его вагоны задержали, он под надуманным предлогом прорвался каким-то путём к Сталину. Закончив доклад, вроде, между прочим, обратился:
   - Товарищ Сталин, разрешите, пожалуйста, мне провезти из Кёнигсберга немного моего имущества?
   - Напишите рапорт. - Прозвучал спокойный ответ.
   - Вот он у меня готов! - Генерал подал листок, заранее положенный в папку с докладом.
   Сталин, не читая, написал резолюцию и отдал листок обратно. Рассыпаясь в благодарностях и кланяясь, пятясь задом, сияющий проситель выскочил в приёмную. Там он решил прочитать - что же написал Сталин? Поперёк бумаги, синим карандашом, твёрдым почерком было написано: "ОТДАЙТЕ ПОЛКОВНИКУ ЕГО БАРАХЛО. СТАЛИН". Подумав о простой механической ошибке, он, не сообразив более глубоко, что Сталин дал ему маленький шанс самому решить свою судьбу, ринулся обратно в кабинет:
   - Товарищ Сталин! Вы ошиблись! Я не полковник, а генерал-полковник!
   Поняв, что выбор сделан, внимательно посмотрев в глаза офицеру, Сталин сказал:
   - Я не ошибся. Вы свободны, товарищ полковник.
   Вот в такой обстановке перегон большого корабля из Кёнигсберга в Ленинград для многих ловкачей показался тем игольным ушком, в которое собирался пролезть верблюд, как в библейских притчах.
   Командиром крейсера был назначен капитан первого ранга, который, залечивая старые раны, находился в госпитале и собирался прибыть на корабль в день отхода. Вся подготовка к переходу легла на Сан Саныча. За пару дней до отхода на корабль прибыл адъютант коменданта города:
   - Генерал приказал принять на борт корабля для доставки в Ленинград группу офицеров с личными вещами.
   - Это я могу исполнить только по письменному приказанию.
   Адъютант ушёл и через час вернулся с приказом на официальном бланке с печатью и подписью коменданта. Надеясь, что пассажирами будут молодые офицеры, отправляющиеся в Союз с тощими чемоданами, которым достаточно будет койки в кубрике, - на крейсере можно было разместить до тысячи человек, - Сан Саныч выглянул в иллюминатор и увидел на причале вереницу грузовиков, горы всякого хлама. Положив бумагу в карман кителя, поехал с адъютантом в комендатуру, попытался объяснить генералу, что нельзя захламлять боевой корабль. Но генерал, не имея возможности и желания вникать во все особенности военного корабля, резко оборвал офицера:
   - Исполняйте приказание!
   Сан Саныч поехал в госпиталь к командиру крейсера. Тот, выслушав внимательно, поняв ситуацию, матюгнулся:
   - Ничего не поделаешь - эти крысы везде пролезут без мыла... придётся исполнять. Но держись разумных пределов. Следи за безопасностью корабля и береги людей. Укладывайте грузы на палубе так, чтобы в море, если заштормит, можно было всё это барахло сбросить за борт. Если погода будет хорошая и всё доставим в Ленинград в сохранности - получим по ордену. Не получится - будем иметь по выговору, может быть по звёздочке с погон снимут. Меня пока врачи не отпускают, но к отходу я обязательно буду на борту!
   Прибыв на корабль, Сан Саныч увидел, что портальные краны завода полным ходом ведут погрузку на бак и на корму крейсера всякого хлама, огромных ящиков, мебели, на палубе уже стояло несколько немецких легковых "Виллисов", "Мерседесов", "Хорьхов". Горами этого добра завалены и брашпиль, и кнехты, и швартовы, и пожарные проходы. Деловые, юркие старшины и солдаты по-хозяйски распоряжаются на палубе, накрывают это всё брезентами, обвязывают концами. Попытавшись остановить эту вакханалию, понял, что это бесполезно. Поднявшись к себе в каюту, вызвал старших офицеров, объяснил ситуацию, приказал вахтенному офицеру объявить аврал и всё лишнее, что мешает, сбросить прямо на причал. В каюте было жарко - июль месяц - снял китель и повесил его на спинку стула. В это время послышались звонки громкого боя - аврал! Поднялся в боевую рубку, вышел на крыло мостика, чтобы лично руководить экипажем. В это время увидел, что портальный кран переносит с берега грузовую сетку с бочками. Подумалось - заботливые снабженцы решили обеспечить машины своих хозяев немецким бензином - корабль большой, довезёт! Одна сторона сетки вдруг оборвалась и бочки посыпались с высоты на палубу. Одна ударилась о кнехт и - взрыв! Горящий бензин потёк по палубе, пламя мгновенно охватило всю гору хлама. Объявили пожарную тревогу, попытались тушить пожар водой, но все пожарные рожки на палубах оказались завалены грузом. Несколько шлангов удалось подключить к рожкам в коридорах, но пользы от них никакой. Сан Саныч сам выбежал на палубу, попытался организовать сброс груза на причал и за борт в воду, но начали взрываться другие бочки с бензином, горящий бензин начал проникать на нижние палубы. Во время очередного взрыва, что-то ударило его по голове, и он потерял сознание.
   Очнулся на второй день в госпитале на больничной койке, весь в бинтах. Сразу обратил внимание, что на окнах решётки, а в дверях стоит солдат с автоматом. Как только он заметил, что раненый пришёл в себя, сразу позвал офицера. Вошёл молодой офицер в звании армейского капитана - следователь военного трибунала. Он объяснил:
   - Вы арестованы, как главный обвиняемый в уничтожении нового крейсера. Корабль полностью сгорел. Есть жертвы - умерли от ожогов два офицера, размещавшие груз на палубе и один матрос из экипажа.
   Начался допрос. На все мои объяснения, что у меня был письменный приказ коменданта города, реакция одна - покажите этот приказ! Адъютант, который приносил мне приказ, заявил, что он содержание пакетов не имеет права читать и не знает, о чём там было написано. Комендант города объявил, что он много бумаг подписывал в тот день и не может помнить их содержание. Оказалось, что командир крейсера, которому я показывал приказ в госпитале, умер и не сможет подтвердить мои слова. А бумага сгорела в моей каюте на крейсере. Положение для меня сложилось - хуже некуда. Мне светило, как минимум 25 лет тюрьмы. Через месяц окончательно зажили мои ожоги и, наконец, назначили судебное заседание военного трибунала. Когда я услышал предложение военного прокурора - 25 лет колонии строгого режима - мне стало дурно. Мне предоставили последнее слово. Я опять начал объяснять трибуналу, что у меня было письменное приказание коменданта города на официальном бланке с печатью и подписью генерала.
   - Где эта бумага? Покажите нам её! - с надрывом и злостью чуть не прокричал председатель трибунала.
   - Бумагу я положил в правый нагрудный карман кителя. Китель повесил на спинку стула в моей каюте, и он сгорел вместе с крейсером...
   Но тут неожиданно поднялся в зале мой вестовой, старшина второй статьи Горобец:
   - Товарищ командир! Не сгорел ваш китель! Убегая с корабля, я захватил его с собой!
   Тут уже взвился следователь трибунала:
   - Почему ты раньше молчал? Где этот китель?
   - Так вы ж меня раньше не спрашивали про китель командира. Он у меня в казарме. - Весь экипаж нашего крейсера после пожара был размещён в береговые казармы.
   Следователь с двумя автоматчиками взяли Горобца под стражу и вместе с ним поехали в казармы. До их возвращения все сидели молча, не выходя из зала. Я сам сидел, как на горячих угольях. Наконец следователь с Горобцом вошли в зал заседаний трибунала. Положили мой китель прямо на стол, перед председателем. Он молча открыл правый нагрудный карман - у меня даже во рту пересохло от волнения и в глазах потемнело:
   - Вот эта бумага. Официальный бланк комендатуры, печать, подпись генерала.
   Эти слова я слушал, словно в бреду. Посоветовавшись с членами трибунала, председатель объявил торжественным голосом, в котором слышалось явное облегчение:
   - В связи с вновь открывшимися фактами трибунал принял решение - уголовное дело в отношении Рубцова Александра Александровича в связи с гибелью крейсера "Зейдлиц" - прекратить. Вернуть ему все награды и воинское звание капитана второго ранга. Из-под стражи освободить.
   И уже простым, неофициальным голосом доброго старика:
   - Александр Александрович, надевайте свой китель. Вы свободны.
   Я надел китель, подошёл к старшине второй статьи Горобцу, обнял его, не находя слов для выражения моей радости и благодарности. Потом я хотел помочь ему поступить в военно-морское училище в Ленинград, но он сказал, что хочет поступить в юридический институт в Киеве. И в этом я ему помог. Сейчас он работает адвокатом в Киеве. Мы с ним дружим семьями, часто переписываемся, бываем в гостях друг у друга.
   А в отношении коменданта Кёнигсберга было возбуждено уголовное дело. Говорили, что его лишили воинского звания генерал-майора, всех наград и посадили на 25 лет. Но после 53-го года он, вроде бы попал под амнистию и вышел на свободу.
   Сан Саныч почти шесть месяцев пробыл на промысле, переходя с одного траулера на другой. Потом ещё почти десять лет он работал у нас в "Тралфлоте" на должности капитана наставника, пользовался большим уважением среди моряков.
Никто пути пройденного у нас не отберёт