Автор Тема: Программа "Буран"  (Прочитано 2012 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1973
.. Программа "Буран"
« Ответ #29 : 16 Июнь 2020, 19:37:06 »
С Рамилем Давлетбаевым на Байконуре в 2011 году...

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 3766
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Программа "Буран"
« Ответ #28 : 16 Июнь 2020, 18:06:44 »
Имена недостроенных советских шаттлов
Многоразовый космический корабль «Буран» стал одним из величайших технических достижений нашей страны. Совершив только один полет, он просто занял свое место в пантеоне достижений советской эпохи. Увы, развивать программу исследования космоса с помощью подобных кораблей Советский союз уже не мог. В отличие от своих заокеанских собратьев, которые совершили множество полетов и принесли значительную пользу, он так и остался венцом советской технической мысли.
Но все могло бы быть и не так. СССР строил серию подобных кораблей, и этот космический флот мог бы внести свою лепту в историю освоения космоса.
Многоразовый космический корабль «Буран» стал одним из величайших технических достижений нашей страны. Совершив только один полет, он просто занял свое место в пантеоне достижений советской эпохи. Увы, развивать программу исследования космоса с помощью подобных кораблей Советский союз уже не мог. В отличие от своих заокеанских собратьев, которые совершили множество полетов и принесли значительную пользу, «Буран» остался в нашей памяти венцом советской технической мысли.
Но все могло бы быть и не так. СССР строил серию подобных кораблей и могли бы внести свою лепту в историю освоения космоса.
И так же как, и у американских челноков («Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Индевор»), каждый из них имел бы свое собственное имя, и свои технические особенности (Статья: Все пять шаттлов: описание, достижения, интересные факты).
К моменту закрытия программы 25 мая 1993 года, было построено или находилось на этапе строительства пять лётных экземпляров советских шаттлов.
Кроме «Бурана», совершившего свой первый и единственный космический полёт 15 ноября 1988 года в космос должны были полететь:
Буря[/i]
«Буря» («Изделие 1.02», «Буран 1.02») - второй летный экземпляр. Корабль был практически подготовлен к космическому полету в 1992 году. Степень готовности - 95-97 %. В своем первом полете корабль должен был отправиться к станции «Мир» в автоматическом режиме. После стыковки со станцией предполагалось посещение корабля экипажем и последующее возвращение шаттла на Землю с автоматической посадкой на аэродром Юбилейный.
Байкал
«Байкал» («Изделие 2.01», «Буран 2.01») - третий летный экземпляр орбитального корабля. «Байкал» создавался для более сложных и длительных (многодневных) полетов чем «Буран». Его полет был намечен на 1994 год. Корабль должен был стать первым пилотируемым полетом в программе «Буран». Экипаж должен был состоять пока только из двух космонавтов — Игоря Волка (командир) и Александра Иванченкова (бортинженер). «Байкал» предполагалось оборудовать системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами К-36РБ.
На момент прекращения строительства в 1993 году степень готовности изделия оценивалось в 30—50 %.
Было так же заложено еще два, на тот момент «безымянных» изделия, «2.02» (готовность 10—20 %) и «2.03» (задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода).
После катастрофы «Колумбии», и в целом после закрытия американской программы «Спейс шаттл», в западной прессе неоднократно звучали мнения о том, что НАСА заинтересовано в возрождении программы «Энергия-Буран» для совместных полетов на орбиту. Уже в более позднее время появлялась информация, что Россия может вернуться к программе многоразовых кораблей типа «Буран» после 2018 года. Однако, всего этого не случилось.
Впрочем, все это не исключает, что наследники «Бурана», «Бури» и «Байкала» могут когда-либо отправиться на орбиту.

https://zen.yandex.ru/media/cognitivepiggybank/imena-nedostroennyh-sovetskih-shattlov-5e9c5c3a924f044a8de4a09b
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19074
  • "Неделин" 1982-92
.. Программа "Буран"
« Ответ #27 : 03 Март 2020, 12:46:27 »
Дмитрий Струговец/ТАСС http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum14/topic14671/?PAGEN_1=226

"КОРОЛЕВ /Московская область/, 27 июня. /ТАСС/. Составные части полноразмерного макета корабля "Буран" отправлены из подмосковной Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" в образовательный центр "Сириус" в Сочи.
"Мы передаем "Сириусу" наш "Буран". Мне задавали вопрос, не жалко ли? Нет, "Буран" обретет новую жизнь, для ребят это станет местом, где они смогут творить", - сказал гендиректор корпорации Владимир Солнцев по поводу предложений продать макет космического корабля в частные руки и коллекции музеев.
В то же время руководитель фонда "Таланты и успех" Елена Шмелева заявила, что выставка должна показать не только воспитанникам "Сириуса", но и каждому ребенку, каждому взрослому, что Россия открыла дверь в космос, должна рассказать о заслугах страны, о современных космических исследованиях.
"Буран" будет открывать эту выставку, он будет располагаться в рекреационной зоне, он будет виден, мы надеемся, из космоса, с воздуха и с любой точки Олимпийского парка", - сказала она.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #25 : 02 Март 2020, 13:23:03 »
Часть 2
https://vk.com/@spaceactivityinfographics-cel-moskva-amerikanskii-space-shuttle-i-reshenie-postroit-so
комментарии тоже от американцев

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19074
  • "Неделин" 1982-92
.. Программа "Буран"
« Ответ #24 : 02 Март 2020, 13:08:23 »
Бегло прочитал. Спасибо, Серёга, очень интересно!

Не согласен с комментаторами, что типа наши "перебздели".
Наши академики проанализировали возможности. А дальше дело военных - вероятность применения, вероятность поражения, реальность угрозы.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #23 : 02 Март 2020, 11:29:19 »
Цель — Москва! Cоветские подозрения о военном применении американского Space Shuttle (часть 1).
https://vk.com/@spaceactivityinfographics-cel-moskva-covetskie-podozreniya-o-voennom-primenenii-amerik

https://nplus1.ru/blog/2019/12/16/nuclear-shuttle?fbclid=IwAR1FcV-bz6D1k0eCO0mZ-E_BKivbF4G6aFMMR6Nlk0up6Ed_VBxfyawy6bg
Отчет:

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #22 : 13 Декабрь 2018, 07:20:13 »

Мои друзья однокурсники Буран и сажали.
Сергей Викторович, а можно с этого места поподробнее?
1. "Буран сажали" - что Вы имеете ввиду в этом выражении с технической точки зрения?
2. Или все таки Буран садился в автоматическом режиме, по заложенной и отработанной в ней программе еще на земле - до старта?

Комплекс посадки "Вымпел". Информации в сети масса. Тот же буран.ру

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19074
  • "Неделин" 1982-92
.. Программа "Буран"
« Ответ #21 : 12 Декабрь 2018, 19:55:30 »
Может дипломный проект?
НЕ, Специальность. В начале 5-го курса перевели. Потом по осени 1984-го стажировка в НИИ на Шкиперском протоке на Ваське. Дальше поездки на аэродром в Сиверскую, на стажировку. Там Ту-154 стоял с оборудованием для тестирования наземных систем посадки Бурана. Утром только приехали, посидели в салоне, летчики, "нам в "Пушкин за генералом и на Байконур. Гуляйте мальчики. Только отошли, они взлетели.А нам куда? А рядом в В Суйде, моя бабушка жила. Приехали, дрова помогли перебросить. Самогонки намахнули и В Питер. Вот были  и такие дни.
А мои друзья однокурсники Буран и сажали.

Тогда это специализация, а не специальность. В дипломе, скорее всего, инженер электронной техники, да?
У меня специализация (то есть факультет) БИУС НК, а специальность - этот самый инженер.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1973
.. Программа "Буран"
« Ответ #20 : 12 Декабрь 2018, 19:43:35 »
Может дипломный проект?
НЕ, Специальность. В начале 5-го курса перевели. Потом по осени 1984-го стажировка в НИИ на Шкиперском протоке на Ваське. Дальше поездки на аэродром в Сиверскую, на стажировку. Там Ту-154 стоял с оборудованием для тестирования наземных систем посадки Бурана. Утром только приехали, посидели в салоне, летчики, "нам в "Пушкин за генералом и на Байконур. Гуляйте мальчики. Только отошли, они взлетели.А нам куда? А рядом в В Суйде, моя бабушка жила. Приехали, дрова помогли перебросить. Самогонки намахнули и В Питер. Вот были  и такие дни.
А мои друзья однокурсники Буран и сажали.


С Уралом Султановым полагаю пересекался?...

Оффлайн Абдулов Исхак Сабирзянович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2018
  • Спасск, БЧ-4, передающий, 1979 -1982, Казахстан
.. Программа "Буран"
« Ответ #19 : 12 Декабрь 2018, 19:03:56 »

Мои друзья однокурсники Буран и сажали.
Сергей Викторович, а можно с этого места поподробнее?
1. "Буран сажали" - что Вы имеете ввиду в этом выражении с технической точки зрения?
2. Или все таки Буран садился в автоматическом режиме, по заложенной и отработанной в ней программе еще на земле - до старта?

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #18 : 12 Декабрь 2018, 18:53:45 »
Может дипломный проект?
НЕ, Специальность. В начале 5-го курса перевели. Потом по осени 1984-го стажировка в НИИ на Шкиперском протоке на Ваське. Дальше поездки на аэродром в Сиверскую, на стажировку. Там Ту-154 стоял с оборудованием для тестирования наземных систем посадки Бурана. Утром только приехали, посидели в салоне, летчики, "нам в "Пушкин за генералом и на Байконур. Гуляйте мальчики. Только отошли, они взлетели.А нам куда? А рядом в В Суйде, моя бабушка жила. Приехали, дрова помогли перебросить. Самогонки намахнули и В Питер. Вот были  и такие дни.
А мои друзья однокурсники Буран и сажали.

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4200
  • "Спасск" 75-78
.. Программа "Буран"
« Ответ #17 : 11 Декабрь 2018, 20:17:58 »
  Сергей Викторович да нет у меня никакого комментария. Просто я иногда задаюсь вопросом-почему до сих пор опять эту программу не запустили? Согласитесь,что эти технологии еще не поздно применить. Это вам не Фалькон.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19074
  • "Неделин" 1982-92
.. Программа "Буран"
« Ответ #16 : 11 Декабрь 2018, 19:40:14 »
Может дипломный проект?
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #15 : 11 Декабрь 2018, 19:10:46 »
Без личных комментариев это типа рассказов про достижения русских ученых.
Может опрос учинить  "кто и когда гуглил про Буран последний раз"?
Повторюсь, у меня специальность в Можайке система посадки Бурана.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19074
  • "Неделин" 1982-92
.. Программа "Буран"
« Ответ #14 : 11 Декабрь 2018, 18:51:50 »
Я вроде бы научился искать через гугл, но этот материал раньше не видел.


Мне вот жаль, что при описании этого полёта почти ничего нет об организации. Знаю только материал Дмитриева об организации связи и рассказ В.Д.Благова о нашей системе управления полётом.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #13 : 11 Декабрь 2018, 18:44:27 »
Палыч а комментарий, личный??
 Без него куда?
 Или подозреваешь в отсталости участников форума ?
 Мы тут не в состоянии набрать в поисковой строке Гугла слово "Буран"?

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4200
  • "Спасск" 75-78
.. Программа "Буран"
« Ответ #12 : 11 Декабрь 2018, 13:40:14 »

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #11 : 11 Февраль 2017, 14:39:32 »
А это:
" у американцев же первая ступень (погубившая "Челленджер") работала на твердом топливе."
И каким это боком к гибели ?
 Ступени “Энергии” включались поочередно, у американцев же все вспыхивало с первой секунды (возможно, этот факт и стал причиной гибели "Колумбии")."
А этот факт  каким боком к гибели?
Объясните. Я допустим не понимаю.
 



Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #10 : 11 Февраль 2017, 13:12:40 »
В многоразовой системе "Энергия-Буран" одноразовым элементом была ракета "Энергия" ( у американцев условно одноразовыми были твердотопливные ускорители и одноразовый бак с топливом), что приводило к фантастической стоимости вывода на орбиту объектов гражданского назначения данной системой. Да, Буран мог вывести на орбиту такое количество полезного груза, сколько радиоэлектронная промышленность не могла сделать и за год. Т.е. при гражданском применении летал бы вдобавок "порожняком". Что еще увеличивало стоимость вывода. В итоге неадекватный ответ на не существующую угрозу.
 Как говорит Путин про стрижку поросенка "визгу много, шерсти мало". Повторюсь, у меня специальность -система посадки "Бурана".

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 3766
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Программа "Буран"
« Ответ #9 : 11 Февраль 2017, 11:11:23 »
7 фактов о «Буране», доказывающих лидерство СССР в космосе
1. Советский аппарат был способен вывести на орбиту не только корабль, но и дополнительные грузы массой до 100 т. Отечественный челнок мог брать на борт до десяти человек (против семи членов экипажа у шаттла) и был способен провести на орбите больше времени — около 30 суток, в то время как самый продолжительный полет шаттла составлял только 17.
2. В отличие от шаттлов, в "Буране" была предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах работает катапульта для первых двух пилотов, на достаточной высоте, в случае нештатной ситуации, "Буран" был способен отделиться от ракеты-носителя и совершить экстренную посадку.
3. Впервые в ракетостроении на космическом аппарате была использована система диагностики, охватывающая все системы корабля, подключающая резервные комплекты оборудования или осуществляющая переход на резервный режим работы в случае возможных неисправностей.
4. Основа автоматической системы управления кораблём - быстродействующий вычислительный комплекс, представленный четырьмя взаимозаменяемыми компьютерами. Комплекс был способен моментально решать все задачи в рамках своих функций и, в первую очередь, увязывать с программой полёта текущие баллистические параметры корабля. Система автоматического управления «Бурана» настолько совершенна, что при будущих полетах экипаж корабля в этой системе рассматривается лишь как звено, которое дублирует автоматику. В этом было принципиальное отличие советского челнока от американских шаттлов – наш «Буран» мог весь полёт выполнить в автоматическом беспилотном режиме. Посадка же американских шаттлов осуществлялась полностью на ручном управлении при неработающих двигателях.
5. Для корпуса "Бурана" была создана не имеющая аналогов в мире система теплозащиты, допускающая многоразовое использование материалов с диапазоном работы от минус 130 до плюс 1600 градусов по Цельсию. Разработанная специалистами ВИАМа (Всесоюзного (ныне Всероссийского) института авиационных материалов) теплозащита "Бурана" состояла из отдельных элементов – плиток из теплозащитного материала из особочистых кварцевых волокон с наружным стекловидным покрытием, которые приклеивались к корпусу "Бурана" через демпфирующую фетровую подложку, которая, в свою очередь, приклеивалась к плитке с помощью эластичного клея. Фактически, ВИАМ в рамках программы "Энергия-Буран" создал 39 принципиально новых материалов и 230 технологий, но главное – это создание теплозащитных материалов, которые по своим характеристикам превосходили американские.
6. Система "Спейс Шаттл" - это монолитный блок, который предназначен только для подъема космического челнока. Космический самолет "Буран" стартовал на самой мощной в мире ракете "Энергия", которую можно использовать самостоятельно для любых грузов. Другими словами, система "Буран-Энергия" состоит из двух независимых составляющих. Двигатели “Энергии” работали на жидком кислород-керосиновом и на кислород-водородном топливе, – у американцев же первая ступень (погубившая "Челленджер") работала на твердом топливе. Ступени “Энергии” включались поочередно, у американцев же все вспыхивало с первой секунды (возможно, этот факт и стал причиной гибели "Колумбии").
7. В проекте "Энергия-Буран" был разработано 650 технологий. Многие из них могли бы быть использованы и сегодня, например системы посадки ("Бурана") могли бы реализовать себя в авиации
http://www.nationaljournal.ru/news/2016-11-10/2867/
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #8 : 03 Декабрь 2016, 19:42:41 »
Ну да, про Никсона это и имел в виду.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19074
  • "Неделин" 1982-92
.. Программа "Буран"
« Ответ #7 : 03 Декабрь 2016, 17:59:25 »
Это статья некоего американца. Конечно, ни о каких гражданских задачах речь не шла. Две страны пошли на поводу у Рейгана и обе страны разочаровались в "звёздных войнах".
Но там классная фотография.
При чем тут Рейган? Может Никсон?

А Никсон-то причём?

Цитировать
23 марта 1983 года Рейган объявил Стратегическую оборонную инициативу (СОИ), проект обороны по использованию базирующихся на земле и в космосе систем для защиты США от атаки стратегическими ядерными баллистическими ракетами. Рейган полагал, что оборонный щит сможет сделать ядерную войну невозможной, но неверие в то, что эта технология окажется работоспособной, привело к тому, что оппоненты обозвали проект «Звёздными войнами»

Хотя, понял тебя: программму Шаттл утвердил Никсон, но мы-то позже утвердили свой Буран.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #6 : 03 Декабрь 2016, 17:32:38 »
Это статья некоего американца. Конечно, ни о каких гражданских задачах речь не шла. Две страны пошли на поводу у Рейгана и обе страны разочаровались в "звёздных войнах".
Но там классная фотография.
При чем тут Рейган? Может Никсон?
Много фото Бурана тут
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BD&parent-reqid=1480775359887093-12530008219895411228116216-sas1-5500

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5346
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
.. Программа "Буран"
« Ответ #5 : 02 Декабрь 2016, 12:44:44 »
Прогресс упал, а почему потому, что токарей нормальных нет, уже наверно, как мамонты вымирают, а молодым ,все только бабки подавай ..  .111 (2222) 0__355
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5346
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
.. Программа "Буран"
« Ответ #4 : 02 Декабрь 2016, 12:31:56 »
Буран создавался исключительно как оружие, а не "ведь он существенно упростил бы связь с ее собственными космическими станциями «Союз», а затем и "Мир". Экономическая нецелесообразность для гражданского применения была очевидна с самого начала.
     Сергей Викторович, я с вами полностью согласен .. Извините сослуживцы ,это был классный проект, на то время и может даже на это пригодился бы .Мы должны всегда  знать , у нас лес, нефть и прочее, проще питание экономики, но пока к сажелению  все ,не для народа...  Мы славяне и нас никогда, ни кто не будет любить и понимать , мы многонациональное государство, а ни ихние государства ,типа нашего Алтайского края. Мы должны всегда быть сильными, а остальное все будет .. Еще бы поумнее депутатов и вообще такое впечатление ,что там просто жулики везде и  болтовня и конечно у них всегда бабки .. Все соки уже выжали и выжимают с народа. что происходит, города живут сел нет, а кто кормить будет, если запад нас не хочет, а Медведев говорил ,не надо экономики, запад прокормит ...Дурдом короче, время дураков  .. Все пипец и хуже некуда,  а у них ,экономика  растет ,дурдом..   Может я глупый, может дурак, но что растет, и где  и у кого, непонятно ,насчет вооружений,  не ,я так думаю молодец  В.В .П.
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 19074
  • "Неделин" 1982-92
.. Программа "Буран"
« Ответ #3 : 02 Декабрь 2016, 11:46:24 »
Это статья некоего американца. Конечно, ни о каких гражданских задачах речь не шла. Две страны пошли на поводу у Рейгана и обе страны разочаровались в "звёздных войнах".
Но там классная фотография.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1478
.. Программа "Буран"
« Ответ #2 : 02 Декабрь 2016, 07:37:49 »
Буран создавался исключительно как оружие, а не "ведь он существенно упростил бы связь с ее собственными космическими станциями «Союз», а затем и "Мир". Экономическая нецелесообразность для гражданского применения была очевидна с самого начала.

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 3766
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
Программа "Буран"
« Ответ #1 : 02 Декабрь 2016, 06:58:31 »
Советский «Буран» взлетел не вовремя
22 ноября 2016
В истории космической гонки одним из самых ярких проектов был, пожалуй, советский космический шаттл «Буран», на создание которого СССР «вдохновился» благодаря американцам и потратил множество ресурсов, пишет The National Interest. Однако к тому моменту, когда корабль успешно испытали в конце 80-х, в стране разразился кризис, и программу очень скоро свернули, так и не использовав «Буран» по назначению.
Оживленное противостояние между Соединенными Штатами и Советскими Союзом толкало страны к постоянному соперничеству, которое вышло за пределы Земли и распространилось на космос. Хорошие идеи зачастую имитировались и перенимались то той, то другой стороной, и одной из самых ярких из них был «советский космический шаттл». The National Interest поведал своим читателям его «грустную историю».
Итак, сперва на свет появилась американская программа Space Shuttle, целью которой было создание космического корабля, который служил бы недорогим челноком многоразового использования между Землей и низкой орбитой. Проект стал настоящей гордостью для американцев и ярким примером «мягкой силы».
«Соблазн для СССР был велик», поэтому было решено создать свой собственный шаттл, работу над которым начали в середине 70-х годов – прежде чем американская версия даже успела отправиться в свой первый полет. В конце концов, у Москвы была веская причина, чтобы заполучить собственный космический челнок, ведь он существенно упростил бы связь с ее собственными космическими станциями «Союз», а затем и «Мир».
В Советском Союзе уже несколько лет знали, что американцы ведут работу над собственной программой (ее одобрили еще в 1969 году). Но интересно, почему в СССР не бросились на разработку своего проекта сразу же. Возможно, сомневались в успехе, комментирует издание.
К 1976 году в США уже активно строились два шаттла «Энтерпрайз», а «Коламбия» уже был полностью пригоден к эксплуатации. И тогда, вероятно, «вдохновленные уверенностью американцев в проекте», советские лидеры запустили свою программу «Буран», которая заключалась в создании одноименного космического корабля, а также специальной ракеты-носителя «Энергия».
Как отмечает The National Interest, внешне «Буран» был очень похож на американские шаттлы – формой крыльев, носа и во многом другом. Как утверждается, у советских ученых были копии чертежей проектов США, полученные КГБ. В определенный момент в СССР над «Бураном» работало более 150 тысяч инженеров, ученых и персонала.
Впрочем, одна существенная разница между американской и советской версиями все-таки существовала: у шаттла, созданного в США, было три главных двигателя, в то время как у «Бурана» их не было вообще и он в этом плане полностью опирался на ракету-носитель. Кроме того, советский челнок мог возвращаться домой на автопилоте.
Первый благополучный запуск «Бурана» состоялся со второго раза в 1988 году. Программу признали успешной и, скорее всего, продолжили бы работу над ней, если бы холодная война длилась и дальше. Но, к сожалению момент был не самый удачный. К тому времени у СССР начались серьезные экономические проблемы, и «Буран» больше так и не взлетал. Сам он был разрушен, когда обвалилась крыша одного из ангаров на Байконуре, где остался второй шаттл, а третий стоит на базе в Жуковском.
«Программа "Буран", над которой когда-то трудилось столько талантливых людей и в которую столько вложил СССР, сейчас служит примечанием в космической истории», –заключает The National Interest. 
 https://russian.rt.com/inotv/2016-11-22/National-Interest-Sovetskij-Buran-vzletel?utm_source=smi2
Если б молодость знала, если б старость могла