Различные версии толкования слова Сучан:
Так, река Сучан в переводе с нанайского языка – Глинистая, с китайского – Небольшая, чистая речка. Более раннее название реки – Тарфунь – происходит от маньчжурского тарфу – тигр.
Сучан по-китайски читается Су-чен, где первая часть слова – «Су» – означает – река, вода, а вторая – «чен» – крепость.
В.К. Арсеньев дает еще одно толкование названия Сучан: площадь, долина, засеваемая растением су-цзы, из которого китайцы добывают так называемое травяное масло.
Первая версия понравился перевод река-крепость.Вторая версия в честь Приморского города Сучан откуда поставлялся уголь для военного флота тихого океана:
С 698 по 926 гг. южная часть Приморья входила в состав древнего тунгусо-маньчжурского государства "Бохай", а позже, в 1115-1234 гг. в состав Золотой империи чжурчженей, известной под названием "Цзинь" (золото). Следы этих государств сохранили древние Николаевское и Шайгинское городища (окрестности нынешнего города, карта расположения археологических памятников на территории Приморского края).
Приморье в средние века

Партизанск, расположенный примерно в 40км. от живописного побережья Японского моря городок.
К концу XIX века Россия уже имела на Дальнем Востоке значительный военный флот тихоокеанской эскадры, добровольный флот, сибирскую военную флотилию, железную дорогу и различные промышленные предприятия. Потребность этих учреждений и предприятий в каменном угле удовлетворялась в основном за счет импорта его из Японии и других стран. Импортный уголь был дорогостоящим для России и дальнейшее развитие промышленности не могло быть удовлетворено импортным топливом.
Летом 1888 года экспедиция под руководством члена Общества В. П. Маргаритова на небольшой парусной лодке поднялась по реке Сучан до деревни Новицкое, где смогла обнаружить залежи каменного угля всего в одном метре от поверхности земли.
С 1888 по 1893 годы велись интенсивные работы по разведке угольного месторождения. В 1891 году было добыто для морских судов 180 тонн угля. Результаты теплотехнических испытаний угля оказались хорошими: плотность, чистота и бездымность угля, ровный и высокий жар, большая экономия против других углей.
В 1896 году была начата разработка месторождения на средства казны. Было основано поселение Сучанский Рудник.
27 апреля 1932г. Сучанский рудник преобразован в город с присвоением наименования Сучан.
Сучан — родина партизанского движения Приморья: здесь под руководством Лазо создавалась первая в Приморье партизанская армия, состоящая в основном из шахтёров. В 1929 году начала выходить газета «Красный сучанец».
1935 год — начало стахановского движения в Сучане.
Далее сведения немного разрозненные по одним источникам:
В 1930-х годах город назывался Гамарник, в честь известного армейского комиссара 1 ранга Яна Гамарника, который в 1923-1928 гг. был председателем Приморского крайисполкома. В конце мая 1937г. Гамарник был репрессирован и городу вернули прежнее название - Сучан.
по другим:
В тридцатых годах предлагалось переименовать город в Гамарник, в честь известного армейского комиссара 1 ранга Яна Гамарника, который в 1923—1928 годы был председателем Приморского крайисполкома. В конце мая 1937 года Гамарник был репрессирован, а проект переименовывания отклонён ещё в 1936 году
После советско-китайского вооруженного конфликта марта 1969г. на острове Даманском страна активно избавлялась от восточных наименований населенных пунктов. Вместе с городом переименовали и протекающую среди изумительных по своей красоте таежных хребтов реку со звучным именем Сучан, уходящим корнями к древним цивилизациям. Постановлением от 26 декабря 1972 года город получил свое нынешнее наименование — Партизанск. Город был так назван потому, что именно горняцкий Сучан и окрестные населенные пункты долины реки Сучан явились колыбелью партизанского движения в годы Интервенции и Гражданской войны.
Третья версия в честь какого-нибудь парахода или корабля "Сучан":Пароход «Сучан»
Пароход «Senta» построен в Гамбурге по заказу германской судоходной компании «Deutsche Dampschiff Rhedereb. Принимал на борт 22 пассажира в каюты 2-го класса и более 300 — в помещения эмигрантского класса. Экипаж судна, включая обслуживающий персонал, составлял 41 человек.
С 18.4.1898 перешел в собственность компании HAPAG и эксплуатировался на линии Гамбург — Восточная Азия. С 9.9.1898 приобретен компанией «Nord Deutscher Lloyd» и переименован в «ВатЬегд». В декабре 1903 г. вернулся в компанию HAPAG и 24.5.1904 получил название «Spezia». Снова стал ходить в порты Восточной Азии.
Начало Первой мировой войны застало пароход «Spezia» во Владивостоке. Здесь его интернировали и по решению Совета министров России от 13.8.1914 передали Доброфлоту, где он получил название «Сучан». 6.10.1916 пароход с грузом для армии следовал из Нью-Йорка в Архангельск. 23 сентября у берегов Норвегии его захватила германская ПЛ «U 48». Высадившаяся призовая партия, доставила его в Германию. Вместе с судном немцам достались 325 000 75-мм и 37-мм снарядов, 350 000 артиллерийских трубок, 575 т пороха, 150 т тротила, 6000 штук железнодорожных рельсов и другие грузы.

Год и место постройки: 1895 г., верфь «Blohm & Voss»
Тоннаж (водоизмещение): 4148 брт (6006 т)
Размерения: 113,1x13,4x8,2 м
Тип и мощность двигателя: ПМ тройного расшир., 1500 л.с.
Скорость хода: 11,5 уз.
Пароход под прежним названием «Spezia» вернулся компании HAPAG. В 1918 г. судно приобрела компания «Kayser» из Гамбурга. После окончания Первой мировой войны пароход передали союзной комиссии «Shipping Control)), и вскоре он был возвращен последнему владельцу. В феврале 1922 г. пароход получил новое название — «Jeanette Kayser». 8.6.1926 его вывели из эксплуатации и в 1928 г. в Вильгельмсхафене разделали на металл.
в 1926 г. в Амурском лимане погиб пароход «Сучан»
Тип: Пароходы пассажирские
Строительный №: 194
Место постройки: Балтийский завод (ССЗ №189) · Санкт-Петербург
Построено: 1930
Списано: 06.1938
Порт приписки: Владивосток
Владелец: ГП Дальневосточное морское пароходство ММФ СССР
Класс регистра: Л*Р4/1С *РСМ
Позывной: UOFL
Текущее состояние: затонуло и/или заброшено
Двухпалубный одновинтовой грузопассажирский пароход типа "АНАДЫРЬ"
("Анадырь", "Сахалин", "Север", "Сучан", "Свердловск", "Сталинград",
"Смоленск", "Саратов", "Хабаровск", "Красная газета").
Погиб в проливе Лаперуза.
Валовая вместимость: 3649 т
Чистая вместимость: 2029 т
Дедвейт: 3015 т
Длина: 95,93 м
Ширина: 14,05 м
Высота борта: 8,75 м
Осадка: 5,90 м
Водоизмещение: порожнем 3125 т, в полном грузу 6140 т
Дальность плавания: 3690 миль
Экипаж: 73 чел.
Пассажировместимость: каютная 12 чел., палубная 207 чел.
Тип ГЭУ: паровая машина (Балтийский завод, г.Ленинград, СССР)
Мощность ГЭУ: 1 x 1500 л.с.
Тип движителя: ВФШ
Скорость: 10,7 уз.
Вместимость грузовых помещений: 3707 куб.м (насыпью)
Чистая грузоподъемность: 1473 т
Статья ОБРАТНЫЙ ПЕРЕХОД ПАРОХОДОВ "СУЧАН" И "КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН" 1932 г. - описывается проход по льдам и ремонт винтов
http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/obrsu.htmlТоже об экспедиции 1932 г. - упоминается, что пароход "Сучан" имел бортовой самолет "Многие моссоветовцы были хорошо знакомы с Леваневским и его экипажем. Я подружился со штурманом этого экипажа Виктором Левченко во время Северо-восточной полярной экспедиции 1932–1933 годов; он летал на бортовом самолете парохода «Сучан»"
http://www.e-reading.ws/bookreader.php/147116/Matiyasevich_-_V_glubinah_Baltiki.htmlСуда типа "Анадырь" Сучан 1931 г.п.
Пароход «Сучан» постройки Балтийского завода на ходовых испытаниях:


Место постройки Балтийский завод, Ленинград
Год постройки 1932
Класс Регистра
Длина наибольшая, м 100
Ширина наибольшая, м 14,05
Высота борта, м 8,75
Осадка в грузу, м 6,04
Водоизмещение:
- порожнем, т. 3125
- в полном грузу, т. 6140
Дедвейт, т. 3015
Регистровая вместимость:
- валовая, т. 3554
- чистая, т. 1963
Пассажировместимость:
- каютная, чел. 12
- палубная, чел. 207
Тип ГЭУ паровая машина
Мощность ГЭУ 1 x 1181
Тип движителя ВФШ
Тип успокоителей качки нет
Скорость в грузу, уз. 10,7
Дальность плавания, миль 3690
Численность экипажа, чел 73
Вместимость насыпью, м3 3707
Чистая грузоподъемность, т. 1473
В 1932 г Пароход "Сучан" шел с грузами в Арктику — к устью реки Колымы. Арктический рейс выдался очень тяжелым: на обратном пути льды преградили дорогу каравану кораблей, и они остались на зимовку у побережья Северного Ледовитого океана, в Чаунской губе.
Пароход «Сучан» во льдах Чукотского моря (фонды Музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге)

В июле следующего, 1933 года перезимовавшие суда экспедиции разделились: «Сучан» и «Григорий Зиновьев» прямо с зимовки ушли во Владивосток. Статья "ЗАКОНВОИРОВАННЫЕ ЗИМОВЩИКИ (виновник трагедии «Челюскина» - ГУЛАГ?)"
http://a-pesni.org/zona/totalitar/zakonv.htm17-19 марта 1936г. в районе Цугарского пролива был застигнут штормом пароход «Сучан», шедший с 345 пассажирами из Петропавловска-на-Камчатке во Владивосток. Вследствие усиленного расхода угля на «Сучане» обнаружился недостаток топлива, для его восполнения по распоряжению управления морского флота во Владивостоке к нему был направлен пароход «Двина» с углем. Передать топливо в море суда не могли и у японцев было запрошено разрешение зайти в их порт, такое разрешение было дано в устной форме. Но когда «Сучан» и «Двина» зашли в бухту Минмай для бункеровки, местные японские власти подвергли аресту оба советских парохода с пассажирами и командой, предъявив обвинение в незаконном заходе, якобы с целью шпионажа. 20 марта в 6 часов утра с прибывшего ночью японского миноносца было просигнализировано: «Я, командир миноносца, приказываю вам следовать в порт Аомори, в противнем случае будете расстреляны». Чехлы с орудий и минных аппаратов были сняты, последние были обращены на советские пароходы и прислуга стояла на местах. Усматривая в действиях японских властей очевидную провокацию и подчиняясь вооруженному насилию, наши торговые суда, конвоируемые миноносцем, пошли в порт Аомори. Там оба судна, их команды и 345 пассажиров были взяты под арест. Советские капитаны «подозреваются в шпионаже; в незаконном заходе в закрытый порт и в нарушении правил об укрепленных зонах». Полпред СССР в Японии заявил, что «капитаны, направляясь в порт Минмай, действовали на основании полученного во Владивостоке от японского генерального консула разрешения», и отметил, что японский генеральный консул во Владивостоке лишь 24 марта сообщил дипломатическому агенту Наркоминдела о том, что «он не имел права давать разрешение на заход пароходов в порт Минмай», а до этого владивостокским властям объяснял задержание пароходов недоразумением. При этом японский генеральный консул указал, что «он за это время неоднократно обращался в министерство иностранных дел с просьбой об освобождении пароходов в виду происшедшего недоразумения». С 20 марта по 13 апреля пассажиры и команда обоих судов подвергались неслыханным издевательствам, выразившимся в двукратном поголовном личном и имущественном обыске, включительно женщин и детей, причем, не взирая на наши протесты, личный обыск женщин производили мужчины-полицейские в весьма наглой форме. Верхом цинизма явился и обыск грудных младенцев, которых, по требованию японской жандармерии, матери вынуждены были распеленывать на открытой палубе в сырую погоду, подростков заставляли разуваться и снимать верхнее платье. Здесь особенно выпукло обрисовалось то лицемерие, с которым накануне, от имени жены губернатора, детям были преподнесены яблоки, причем те же жандармы распинались в своей неизменной любви к детям, иллюстрируя ее в предательских улыбках и "нежных" жестах. При этом капитаны подвергались допросам со стороны властей Аомори, и при этом их пытались заставить подписать протоколы допроса на японском языке без привлечения переводчиков, что является незаконным. Прибывшему на пароход "Сучан" 25 марта советскому консулу было запрещено какое-либо общение с пассажирами, а также он не был допущен присутствовать при перегрузке пассажиров 12 апреля на краболовный пароход «Анастас Микоян», очевидно с целью, чтобы не воспрепятствовать массовому обыску.
Письмо пассажиров "Сучана" товарищам СТАЛИНУ и МОЛОТОВУ
http://oldgazette.ru/kpravda/29051936/text2.htmlДействия японцев выражались не только в захвате советских гражданских судов. Они выключили маяк на Камне Опасности в проливе Лаперуза, что было грубейшим нарушением международных мореходных законов. Это привело к гибели парохода «Сучан» (1930г., 3554 брт.) в мае 1938г.
Наиболее вероятная версия названия корабля:Судно типа "Либерти" Партизанск (Jose Sepulveda, Сучан) пх грузовой 1943 США 7176 1943-1979г передано по ленд-лизу.

«Либерти» стали первой серией судов, имевших не клёпанный, а сварной корпус; водоизмещение — 14245 т; длина — 134.57 м; ширина — 17.3 м; осадка — 8.5 м; главный двигатель – паровая машина мощностью 2500 лс, работавшая от двух паровых котлов на жидком топливе (мазут); скорость – 11-13 узлов; дальность плавания – 23000 миль. В среднем на строительство уходило 42 дня. За годы войны было построено 2700 судов этой серии. В разгар строительства, в период с марта по декабрь 1943-го, строили более 100 судов месяц. Здесь подробно о постройке
http://project-time-machine.com/blogtech/2013/03/liberty-znachit-svoboda.html.
Июль - август 1945 г. В разгар войны с милитаристской Японией. Одними из первых были включены в операцию по перевозкам военных грузов и десантных войск в корейские порты пароходы «Сучан», «Ногин», «Дальстрой», «Невастрой».
"Сучан" постройка США в 1943г. скорость 12 узлов дейдвейт 11 тыс.тон, паровая машина, род топлива жидкое, вооружение 2 пушки, 8 "эрликонов".
Статья "Боевой рейс в Расин" http://militera.lib.ru/h/rudnev_ga/02.html "Во Владивостоке на борт прибыл член Военного совета генерал-лейтенант береговой службы С. Е. Захаров и в торжественной обстановке вручил морякам государственные награды.
В числе награжденных орденами и медалями были капитан В. И. Факторович, старший механик М. В. Бондарев, первый помощник капитана И. П. Данильцев, боцман Р. Н. Грищук, второй механик В. Ф. Калашников, старший помощник капитана М. П. Мудрак, кочегар В. Т. Кутумов, матрос Г. М. Аверин, старший радист А. М. Дормидонтов и другие. На судне была установлена мемориальная доска."
Четвертая версия великие сражения Великой Отечественной войны:В районе деревни Васильевщина Парфинского района Новгородской области есть Болото Сучан, расположенное западнее Больших Дубовиц и подходящее к дороге Васильевщина – Бяково.

Деревня Васильевщина стоит на границе Рамушевского «коридора», которая в течение двух лет войны двадцать один раз переходила из рук в руки. Бои на этом участке были страшные и кровопролитные, поэтому здесь ежегодно находят сотни останков солдат на уже, казалось бы, полностью обследованных территориях.
В этом районе в годы Великой Отечественной войны проходила дорога – основная артерия, снабжавшая окруженные элитные подразделения СС Вермахта в Демянском котле живой силой, продовольствием и боеприпасами. Гитлер называл Демянский котел «пистолетом, нацеленным в сердце России», русские после боев под Демянском в конце 1943 года Демянское окружение войск Вермахта в конце 1941 – начале 1942 года назовут генеральной репетицией Сталинградского окружения.
"Путь солдата" Борис Малиновский -
http://www.icfcst.kiev.ua/MUSEUM/DIFFERENT/Wbook1-4_r.html