https://vk.com/wall-58349938_8330?ysclid=m7zuisxcmx868960500 Судьба и флот неразделимы. (Статья от 30 августа 2022)
31 августа поздравления по случаю 95-летия будет принимать участник войны с Японией, ветеран Тихоокеанского и Балтийского флотов капитан 1 ранга в отставке Владимир Степанович Семидьянов.
Биография Владимира Степановича во многом созвучна с судьбами миллионов ребят огненной поры Великой Отечественной войны. Ему не исполнилось и четырнадцати лет, когда на нашу страну напали орды немецко-фашистских захватчиков. Уже в 17 лет Володя без раздумий пошёл в военкомат. Как и большинство лишённых войной детства сверстников, он горел желанием бить ненавистного врага. Но в военном комиссариате юношу отправили не на германский фронт, а на Тихоокеанский флот.
Так один росчерк пера в документе предопределил судьбу молодого человека. Новобранцев загрузили в товарные вагоны, и состав отправился на другой край страны, в столицу Приморья – портовый Владивосток. Там какой-то флотский начальник объявил, что все прибывшие в течение шести месяцев будут проходить подготовку в учебном отряде Тихоокеанского флота на острове Русский. Каждому определили специальность. Володе Семидьянову – машиниста-турбиниста.
По воспоминаниям ветерана, это было трудное время. В отличие от действующих войск, в учебном отряде краснофлотцев кормили весьма скудно. Чувство голода было постоянным спутником моряков. В столовой на завтрак, помимо пустой каши, давали по-настоящему вкусный хлеб, но разделённой на четверых ароматной буханки едва хватало, чтобы на время приглушить чувство голода. Однако никакие лишения не могли помешать интенсивной боевой учёбе. Да и сами моряки старались как можно быстрей и лучше освоить свою флотскую специальность. Неизбежность войны с Японией ощущалась почти физически.
– На острове Русский мы часто ходили в караулы, – вспоминает Владимир Степанович. – Перед каждым заступлением в наряд нас строго инструктировали: «Будьте предельно внимательны, в любую минуту может начаться конфликт с милитаристской Японией». Когда стоял на посту, то мне всё время казалось, что за любым пригорком или под каждым кустом затаился враг.
По окончании учебного отряда в апреле 1945 года Владимир Семидьянов попал в подразделение кораблей охраны водного района главной базы Тихоокеанского флота. Острые на язык моряки в шутку называли его дивизионом ненастной погоды. СКРы носили звучные имена: «Гром», «Метель», «Зарница». Владимира Семидьянова определили в экипаж сторожевого корабля «Молния» машинистом-турбинистом электромеханической боевой части. Служба в БЧ-5 была непростой: постоянная работа в машинном отделении, грохот паровых турбин, вибрации, жара и тяжёлый физический труд.
– Сейчас порой задумываюсь: как тогда хватало сил и выдержки? – удивляется Владимир Степанович.
Тем не менее краснофлотец В. Семидьянов в кратчайший срок успешно сдал необходимые зачёты на самостоятельное обслуживание заведования и был допущен к несению ходовой вахты. До войны с Японией оставались считанные месяцы.
– Наш корабль стоял у пирса, – вспоминает ветеран. – Рядом проходила железнодорожная ветка. По ней день и ночь шли эшелоны, гружённые техникой и личным составом. Солдаты и офицеры были хорошо экипированы, на гимнастёрках – ордена и медали. Сразу видно – едут уверенные в себе фронтовики. Вскоре им предстояло вновь вступить в бой, на этот раз – с японцами.
Не прошла война и мимо Владимира Семидьянова. С её началом перед Тихоокеанским флотом были поставлены задачи по захвату важных узлов обороны противника – портов и городов Северной Кореи, а также по обеспечению высадки советских войск и проводке конвоев. Сторожевой корабль «Молния» неоднократно принимал участие в боевых действиях.
Особенно запомнилась десантная операция, начавшаяся в ночь на 14 августа 1945 года. Переход из Владивостока протекал в условиях сильного тумана при видимости 1-2 кабельтовых и волнении два балла. Ночью корабли с десантниками вслед за тральщиками вошли в корейский порт Сэйсин. Ещё до наступления рассвета началась высадка основных сил десанта. Японцы оказывали яростное сопротивление, поливали корабли и портовые причалы снарядами и минами, наносили бомбовые удары с воздуха. Им успешно противостояла советская корабельная артиллерия. Два 100-миллиметровых орудия СКР «Молния» стреляли, не переставая. Находясь на боевом посту в недрах корабля, краснофлотец Владимир Семидьянов не мог видеть боя. Зато моряк отчётливо слышал грохот орудийных залпов, сотрясавших железный корпус СКРа.
Несмотря на ожесточённое сражение, мысли об опасности у Владимира Степановича не возникало. Перед личным составом БЧ-5 стояла важная задача – обеспечить в жестокой схватке ход корабля. В такой ситуации вся надежда – на настоящий флотский характер, волю и мужество тихоокеанцев.
Благодаря умелым действиям моряков электромеханической боевой части сторожевик, ловко маневрируя, неуклонно приближался к месту швартовки. Огневое противодействие противника не помешало экипажу СКР «Молния» завершить операцию без происшествий. Командир корабля с ГКП передал инженеру-механику и всей его походной вахте благодарность.
Известие об окончании войны застало краснофлотца Владимира Семидьянова в тот момент, когда сторожёвой корабль готовился к очередному походу к берегам Кореи. Счастью не было предела!
В послевоенные годы Владимир Степанович всерьёз собирался расстаться со службой, но, видно, от судьбы не уйдёшь. В 1951 году старшина 2-й статьи В. Семидьянов по окончании курсов офицеров-политработников был распределён в бригаду кораблей ОВР военно-морской базы Советская Гавань. Позже уже в звании лейтенанта учился в Ленинграде на курсах усовершенствования офицерского состава, в 1955 году экстерном окончил Киевское военно-морское политическое училище, в 1966-м заочно – Ленинградский государственный университет.
Службе в ВМФ СССР офицер-политработник Владимир Семидьянов отдал 40 лет, половину из них – плавсоставу. Часть его флотской биографии была связана с кораблями командно-измерительного комплекса обеспечения первых ракетно-космических программ Советского Союза. Семь лет офицер прослужил заместителем командира по политчасти корабля командно-измерительного комплекса «Чумикан», затем – заместителем начальника политотдела соединения. В 1974 году капитан 2 ранга Владимир Семидьянов продолжил флотскую вахту в тылу Балтийского флота. В апреле 1984-го в звании капитана 1 ранга он уволился в запас.
Ратный труд Владимира Степановича отмечен орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медалью «За боевые заслуги» и другими наградами.
Сменив флотский китель на гражданский костюм, Владимир Степанович пять лет был заместителем директора Калининградского горхлебторга по кадрам. Завершив трудовую карьеру, он полностью посвятил себя общественной работе. Являясь активным участником нескольких ветеранских движений региона, он много сил и времени отдаёт военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
– Меня и моих товарищей-ветеранов буквально затягивает общественная работа, – говорит Владимир Степанович. – Она просто не отпускает. Это внутренняя потребность поделиться опытом и знаниями, рассказать о войне и флотской службе. И мы видим, что молодёжи интересна история нашей страны, её Вооружённых Сил, Военно-Морского Флота. Это здорово, когда ты по-прежнему востребован и находишься в гуще общественных событий.
Именно флотская школа и закалённый морем характер помогают капитану 1 ранга в отставке В. Семидьянову оставаться в строю в столь почтенном возрасте. За активную гражданскую позицию и достижения в общественной деятельности Владимир Степанович был удостоен звания почётного ветерана Калининграда и награждён орденом «За заслуги перед Калининградской областью».
Командование Балтийского флота, руководители ветеранских организаций, друзья, товарищи и сослуживцы от всей души поздравляют Владимира Степановича с днём рождения, желают ему здоровья, оптимизма и долгих лет жизни.
Владимир ДАШЕВСКИЙ, фото из архива «СБ»