* Карта сайта
1959 год
Не было в мире красивее кораблей. Ни одно государство до сих пор не строило более совершенных и более мореходных кораблей. Они появились в океане в самом начале космической эры, отработали свой век и кажется, что тихо скончались, как чайные клипера когда-то. За кормой остались сотни тысяч миль, большая часть их жизни и работы осталась за кадром, тысячи людей были причастны к этим событиям, но до сих пор мало кто знает, что же это за корабли такие - корабли ракетно-космического флота?
Легендарные командиры первых экипажей: КИК "Сахалин" капитан 1 ранга Зонов Виктор Васильевич ( г.Екатеринбург), КИК "Сучан" капитан 1 ранга Васильков Павел Евгеньевич (Москва), КИК "Сибирь" капитан 1 ранга Седов Валерий Александрович (Севастополь), КИК "Чукотка": капитан-лейтенант Пилипенко Иван Кузьмич и капитан 1 ранга Костылев Борис Александрович (Москва).
Начальники первых измерительных комплексов: Бачурин Аркадий Петрович ("Сибирь"), Лимановский Анатолий Валерианович ("Сучан"), Авраменко Владимир Александрович (Флагманский), Карпухин Григорий Моисеевич ("Сахалин"). Один из документов экспедиции. Такое надо в музей. БЧ-4 ЭОС "Чукотка" во Владивостоке в Дальзаводе. Корабль превращался из судна-ретранслятора в корабль измерительного комплекса, первая большая модернизация. Слева матросы Савушкин, Брем, Снегин, офицер в центре - старпом, слева от него зам по специзмерениям Юрин Ю.С., замполит Афонский В.Н., Эгон Мантай (БЧ-4), второй справа во 2 ряду - Курочкин 1963 - 1964 годыЭОС "Сибирь", знаменитая флотская система бачкования. На снимке два кока В.Лихачевский и В.Коромыслов, затем рулевой В.Солодянкин (с чайником), следом за ним - Ширшов. Крайний справа - А.Бевзюков. На втором фото командир "Сибири" Седов Валерий Александрович с годками в 1964 году. 1974 годПроект 1914. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров № 577-195 от 16.07.74 г. и приказом МО СССР №00493 от 19.08.74 г. заложены первые две секции на Балтийском заводе. 1977 годПостановлением ЦК КПСС и Совета Министров № 744-244 от 24.08.77 г. и приказом МО СССР №00489 от 13.09.77 г. передан для строительства на Ленинградское Адмиралтейское Объединение и заложен 19.11.77. Я поступил на первый курс Высшего Военно-Морского училища им. А.С.Попова вместе с Шардиным В.Е., Чистиным К.Н., Горбатовым В.А. (в последствии- командир ОЦПН "Днестр"), Богдановым Р.Р., Федотовым М.В.(в последствии - штурман "Маршала Крылова"), Шиловым В.В. Главный строитель проекта Валентин Анатольевич Таланов. 1981 годБольшой поисково-измерительный корабль "Маршал Неделин" 30 октября спущен на воду. Командиром 5 Тихоокеанской гидрографической экспедиции был тогда капитан 1 ранга Трунин Константин Николаевич. Взгляните на масштаб стройки: слева для сравнения храм Христа Спасителя и проект 1914. Храм высотой 103 метра, "Неделин" -215. 1982 годМы поселились в казармах ВГ-67 на Кожевенной линии Васильевского острова, дом 42 в Петербурге. Потом нас оттуда выселили, перевели на площадь Труда, а на Кожевенную поселили экипаж "Фрунзе". С ними мы вместе строились, вместе проходили госиспытания, почти одновременно ушли на Тихий океан. Встретились снова в Техасе и стояли, как родные, опять рядышком.Почти весь 1982 год ходили в наряды, патрули, чистили Питер, ездили учиться, первый раз на корабле появились только в середине 1983. Неописуемое зрелище: корабль приварен к стенке, переборок нет, трапов нет - стройка, одним словом. Умер Леонид Ильич Брежнев. А какая осень была в Ленинграде! 7 июля начались швартовые испытания. Директивой штаба ТОФ №13/1/10110 от 11.03.82 г. сформирован экипаж из личного состава 5 ТОГЭ. Это мы на "Авроре". Слева - начальник ИК Колпащиков Александр Анатольевич. 1983 год18 июля экипаж прибыл на корабль. Официально в этот день начались ходовые испытания и 1 этап госиспытаний. Это был очень активный год. Корабль очень активно строился, мы сутками были на нём, было очень интересно: я благодарен судьбе, что удалось приобщиться к славному племени судостроителей. Я многому научился у этих людей: от "как правильно пить спирт" до самых изощрённых инженерных тонкостей. Спасибо всем! Мартынов Слава, Холопов Саша, Карпов Женя, Покуляк Женя, Кочаненкова Татьяна, Хуснутдинов Равиль. Это были не люди - гиганты! Никогда больше жизнь не давала мне столько друзей и наставников. Совершенно секретное тогда предприятие Г-4149, а теперь Российский НИИ космического приборостроения. Самый главный мой университет - Ленинградское адмиралтейское объединение. В середине года нас оторвали от стенки и мы пошли!! Сначала в Кронштадт, корабль был настолько красив и огромен, что им любовались даже из Ораниенбаума. Его шарик был на уровне Морского собора. Мы боялись тогда фотографировать, у нас был очень крутой особист. Неужели ни у кого не осталось таких фото? А в октябре вышли на ходовые испытания. Вернулись 30 декабря.Ёлочки из морга пришлось выбросить - за это время погибли 3 человека. Пройдено 7 358 миль. 1984 год Приказ командира ЛенВМБ №0467 от 20.08.84 г. - поднят флаг ВМФ СССР. Мы переживали в эти годы столько, что потом и за пять лет не случалось. Учились, государство не жалело денег для нас, могли, запросто, слетать в командировку, шли неплохие поставки ЗиПа. Мы усиленно готовились к морям и 2 июля вышли с целью добраться до Камчатки! Месяц на рейде "Серая лошадь", два в заливе Хара-Лахт, месяц в Балтийске (вышли 29 сентября). И потом появились, не запылились в Бельте: натовцы просто охренели от счастья и радости! Прошли Европу, Бискаи (какие там Бискаи, шарахались от всех проторенных путей чуть не посредине Атлантического океана!). Потом у нас серьёзно заболел лётчик один, зашли в Конакри, чтобы его отправить в Москву, да кое-какой водички взять. Обогнули Африку, подошли к Диего-Гарсии 7 ноября. Не в честь ВОСР,а для разведки военно-морской базы, тогда ещё выборы президента США были. Сняли аккуратно, американцы за нами гнались, но не догнали. Потом услышали, что убили Индиру Ганди, к нам подошёл танкер "Ахтуба", мы заправились в Индийском океане, к нам пересел какой-то чел. 17 октября, перед моим 25 летием первый раз пересекли экватор в долготе 12'14E. Потом Сингапур, потом японские корабли и, наконец, "закрытый порт Владивосток". Я никогда в жизни не забуду после тропиков ощущения мороза! Это было крепче, чем водка, мы всю ночь где-то гуляли, катались на такси, звонили домой - мы просто обалдели! А потом - на Камчатку, якорная стоянка 58. Пройдено 31 274 мили. Между прочим, длина экватора чуть больше 21 000 миль. Карта перехода 1985 год Нас перекрасили! У нас стал шаровым корпус. Но палуба на "Неделине" была всегда зелёной! На "Крылове" - красной. В лучшем кабаке "Уют" посёлка Приморский пели песню "для моряков с белого парохода "Ах, белый теплоход!". В этом же году обеспечивали связью знаменитую стыковку Джанибекова с обесточенной станцией "Салют". Пройдено 24 195 миль. 1986 годПройдено 36 336 миль. 1987 годВ этом году мы были в Дальзаводе, плановый ремонт. Встречались со своими друзьями с ТРКР "Фрунзе". Сумели поставить своеобразный рекорд: в доке Дальзавода мы простояли почти 3 месяца, говорили, что дольше нашего никто не стоял. Пройдено 7 453 мили. Спасение "Салюта"Не помню ни даты, ни года, всё перемешалось. Походов было очень много, с американцами "работали" очень тесно, только мы "за", а они "против". Слева мы с "Чумиканом", справа - нас пасёт "Обзервейшн Айленд". На других фото: Какой-то праздник Нептуна на "OI". "Чумикан" против "Генерала Арнольда" и "Сучан" (переименованный позднее в "Спасск") против плавбазы ПЛ 322, "Неделин" против "Обзервейшена". Запуск "Бурана".18 ноября 1988 года Замечательное событие! Это 58 градус ю.ш. Попали в совершенно дикий шторм, поломали фок-мачту. Если бы меня спросили, что такое ад, то я бы сказал, что это 58 градус ю.ш. В 1994 году я в Барнауле купил книгу "Первый полёт" ("Авиация и космонавтика", Москва,1990, тираж 100 000 экз.), где несколько слов написано о нашем корабле. У меня родился сын, который теперь мне помогает делать этот сайт. Пройдено 30 453 мили. 1989 год
Пройдено 32 035 миль. В этом месте у нас произошла авария. Был сильный шторм, боковой ветер, часа два нас несло на берег, я был в ту ночь вахтенным офицером.. 1990 годПройдено 15 432 мили. Факт под названием "Observation Island"Против США мы дружили, сказать, что они вели себя нагло - не скажешь, мы не лучше. Было интересно. 1991 год
Это уже печально, героизм перестал быть нужным. Сначала нас на рейде Владивостока догнали реформы министра Павлова. Мы месяц торчали там и нас не хотели ставить в ремонт. Потом нас поставили в завод и пару месяцев мы дубинкой груши околачивали. Начиналась реформа, кто-то ещё верил, что всё будет хорошо, даже, например, механик Гена Ламброзо. Но экипаж начал разбегаться. Кстати, наш приятель "Обзервейшн" до сих пор в строю...История закончилась Пройдено 1 336 миль. 1992 годОфицеры "Маршала Неделина" перезахоранивают прах графа Муравьёва-Амурского. г. Владивосток. Это Руслан Богданов, я и Рева Сергей. Очень хорошая фотография. Это офицеры корабля после торжественного подъёма Андреевского флага, Военно-морской флаг СССР спущен. Слева направо: начальник измерительного комплекса Гаркавка Сергей Сергеевич, старпом Шардин Вадим Евгеньевич, командир Волков Владимир Фёдорович, зам по воспитательной части, начальник клуба Долгополов Алексей. Командиры корабля измерительного комплекса "Маршал Неделин": капитан 2 ранга Моисеенко Олег Николаевич (1982-1984), капитан 1 ранга Волков Владимир Фёдорович(1984-1991) и капитан 1 ранга Кудымов Владимир Николаевич(1991-1999). 1997 годБлок юбилейных монет Санкт-Петербургского монетного двора, выпущенный к 300-летию Военно-морского флота России . "Маршал Неделин" - символ Петербурга. 1999 год
09.12.99 Состоялся выпуск юбилейного почтового блока, посвященного 300-летию ФГУП «Адмиралтейские верфи», с изображением знаменитых судов, построенных на стапелях предприятия за его трехсотлетнюю историю. На почтовом блоке изображены: парусный фрегат «Полтава», автономный глубоководный аппарат «Русь», дизельная подводная лодка проекта 636 Kilo, атомный ледокол «Ленин», научно-исследовательское судно «Маршал Неделин», арктический танкер «Астрахань». Каждый из них ознаменовал особую веху в истории российского судостроения и внес лепту в становление отечественного флота. Художник Баранов Ю.Л.
Исторический журнал корабля "Маршал Неделин"
|